Что происходило после воскресения Иисуса?
Второе пришествие Иисуса Христа и воскресение мёртвых являются очень важными темами Священного Писания. Библия довольно ясно учит нас, что Иисус Христос снова придёт на землю, и при Его пришествии произойдут определённые события, одним из которых будет воскресение мёртвых праведников, или, первое воскресение, как оно ещё названо в Священном Писании. Почему мы называем грядущее пришествие Иисуса Христа на землю Вторым пришествием? Потому что так о нём написано в Новом Завете:
Евр.9:27-28 «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во ВТОРОЙ РАЗ ЯВИТСЯ не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение».
Но, начиная говорить о Втором пришествии Христа, нам нужно сначала обратить внимания на события, которые происходили после Его воскресения из мёртвых. Это поможет нам заложить основание для исследования темы о Втором пришествии Иисуса Христа на землю.
Что происходило после того, как Иисус воскрес из мёртвых? После своего воскресения Иисус Христос множество раз являлся Своим ученикам, учил их о Царствии Божием, давал наставления, и даже ел вместе с ними. Это происходило на протяжении сорока дней, от Его воскресения до вознесения на небеса. Есть много мест Писания, которые говорят об этом. Давайте мы прочитаем одно из них:
Деян.1:1-3 «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, В ПРОДОЛЖЕНИЕ СОРОКА ДНЕЙ ЯВЛЯЯСЬ ИМ И ГОВОРЯ О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ».
Вознесение Иисуса Христа
Через сорок дней после воскресения Иисуса произошло ещё одно важное событие – вознесение Иисуса Христа на небо, к Богу Отцу. Давайте посмотрим, как Евангелист Лука описал нам его в книге Деяния Апостолов, и что произошло при этом:
Деян.1:6-12 «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
СКАЗАВ СИЕ, ОН ПОДНЯЛСЯ В ГЛАЗАХ ИХ, И ОБЛАКО ВЗЯЛО ЕГО ИЗ ВИДА ИХ. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, ВДРУГ ПРЕДСТАЛИ ИМ ДВА МУЖА В БЕЛОЙ ОДЕЖДЕ и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? СЕЙ ИИСУС, ВОЗНЕСШИЙСЯ ОТ ВАС НА НЕБО, ПРИДЕТ ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ, КАК ВЫ ВИДЕЛИ ЕГО ВОСХОДЯЩИМ НА НЕБО.
Тогда они возвратились в Иерусалим С ГОРЫ, НАЗЫВАЕМОЙ ЕЛЕОН, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути».
Пророчества о втором пришествии Христа
Иисус неоднократно говорил Своим ученикам о том, что Он опять придёт на землю как Царь, чтобы судить этот мир. Также Его Апостолы неоднократно говорили и учили о Его втором пришествии. И, как мы уже прочитали выше, в описании вознесения Иисуса Христа на небо в книге Деяния Апостолов (Деян.1:6-12), Ангелы возвестили ученикам, сразу после вознесения Иисуса, что Он опять придёт на землю. Он придёт таким же образом, как ученики видели Его восходящим на небо. А теперь давайте прочитаем несколько пророчеств самого Иисуса Христа, о Его Втором пришествии:
Иоан.14:1-3 «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».
Матф.24:27-31 «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».
Матф.25:31-34 «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
Матф.25:41-43 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
Как произойдёт второе пришествие Иисуса?
Писание говорит, что Иисус снова придёт на землю! Естественно, у нас возникает вопрос, как это будет, и как оно будет происходить. Давайте вспомним о том, как произошло вознесение Иисуса Христа, о котором мы читали в книге Деяния Апостолов (Деян.1:6-12). Иисус снова придёт на землю таким же образом, как он вознёсся на небо. Так сказали ангелы ученикам. В чём Второе пришествие Христа будет подобно Его вознесению на небо?
1) Во-первых, Священное Писание говорит нам, что Его ноги снова станут на Елеонской горе, с которой Он вознёсся. Это произойдёт, когда все народы соберутся на войну против Иерусалима, как написано в книге пророка Захарии:
Захарии 14:2-5 «И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города. Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним».
2) Во-вторых, Когда Иисус возносился на небо, сказано, что «облако взяло Его из вида их» (Деян.1:9). Когда Он придёт во второй раз, Он придёт с облаками небесными, и на облаках:
Откр.1:7 «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь».
Мар.13:26 «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою».
3) В-третьих, Когда Иисус возносился на небеса, Его ученики были собраны вместе, чтобы проводить Его, и Ангелы явились им. Когда Он снова придёт на землю, Его ученики будут собраны Ангелами, чтобы встречать Его:
1-е Фесс. 4:15-17: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».
Мар.13:26-27 «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба».
Итак, мы видим, что при пришествии Иисуса Христа, сначала воскреснут умершие во Христе, затем живые праведники будут восхищены и собраны Ангелами, чтобы встретить Его. Живые праведники при этом будут изменены во мгновение ока так, что их тела станут нетленными, подобными телам воскресших праведников. Апостол Павел детально описал это в Первом Послании к Коринфянам, пятнадцатой главе:
1Кор.15:20-23 «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его».
1Кор.15:42-44, 51-55 «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»
В каких телах воскреснут праведники?
Давайте более подробно рассмотрим то, в каких телах воскреснут умершие праведники, и какие изменённые тела получат праведники при Втором пришествии на землю Иисуса Христа:
1) Сеется в тлении, восстает в нетлении. Тело, которое есть у нас сейчас – это тленное тело. Оно стареет, приходит в худшее состояние из года в год, и, наконец, умирает. Умерев, наше тело начинает разлагаться и со временем превращается в прах. Тело, которое праведники получат во время первого воскресения, никогда не будет стареть и умирать. Оно будет нетленным. Оно всегда будет молодым и красивым!
2) Сеется в уничижении, восстает в славе. Тело, которое мы имеем сейчас, находится в унижении. Оно ограничено в своих возможностях. Оно нуждается в постоянном уходе и поддержке – одежде, пище и питии, отдыхе, купании. Мы находимся в униженном теле. Но в воскресении мёртвых наши тела станут подобны воскресшему славному телу Иисуса Христа, если мы удостоимся быть среди воскресших праведников. В Библии сказано, что все люди согрешили, и лишены славы Божией (Рим.3:23).
При первом воскресении мёртвых потерянная слава будет возвращена людям, удостоившимся этого воскресения. Что такое слава Божия, которой были лишены согрешившие люди? Возможно, это было особое сияние, или облако, которое покрывало их тела, как одежда, вот почему они были наги и не стыдились (Быт.2:25). Но когда они согрешили, то увидели, что они наги, потому что слава Божия оставила их (Быт.3:7-11). Мы можем предположить это, исследовав ряд мест Писания, говорящих о славе Божией, или славе Господней (Исх.16:10, 24:16, 40:34, 3Цар.8:11, Лук.2:9). Все эти места Писания описывают славу Божию, и её явление либо как явление облака, либо как особое сияние. Иногда слава Божия описывается сразу и как облако, и как сияние (Иез.1:4, 2:1, 10:3-4).
3) Сеется в немощи, восстает в силе. Тела, которые мы имеем сейчас, очень немощны. После определённого времени работы или физической нагрузки мы устаём и нуждаемся в отдыхе. Каждые сутки нам нужно время для сна. Даже молодые и здоровые люди устают. Когда мы стареем, мы становимся все слабее, и нуждаемся в отдыхе всё чаще. Многие пожилые люди становятся настолько немощными, что не в силах делать ничего. Тела, которые праведники получат в первом воскресении мёртвых, будут очень сильными. Они никогда не будут уставать, изнемогать или нуждаться в отдыхе. И, как мы изучили чуть раньше, они никогда не будут стареть.
4) Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Тело, которое мы имеем сейчас, называется душевным. Это значит, что оно находится под прямым влиянием нашей души, и исполняет то, что хочет душа. Напомним, что в сферу души входят наши эмоции, воля и разум. Наша душа не всегда хочет то, что угодно Богу. Поэтому в наших телах мы не всегда делаем то, что хочет Бог. Воскресшее тело будет духовным.
Во-первых, оно будет владеть качествами духа. Например, Иисус после Своего воскресения мог перемещаться в Своём теле с мгновенной скоростью. Он мог внезапно являться в комнате, где были заперты двери, и так же внезапно исчезать. Но в то же время, это было тело, которое можно было ощупать, и в котором Он мог есть обыкновенную пищу со Своими учениками (Лук.24:36-43, Ин.20:26-27). При воскресении мёртвых наше тело станет подобным прославленному телу Иисуса Христа.
Во-вторых, выражение «тело духовное» может означать, что это тело будет управляемо нашим духом, который возрождён Богом. В этом теле мы никогда не сможем грешить. В этом теле мы всегда будем делать то, что угодно Богу.
Итак, праведники воскреснут при последней трубе, когда будет Второе пришествие Иисуса Христа. Они воскреснут в изменённом теле. Это тело будет подобно тому телу, которое имел Иисус после Своего воскресения из мёртвых. Более того, верующие, которые будут жить в этот момент, также изменятся. Их тела станут подобны телам воскресших людей. Это всё произойдёт в один миг. Затем, воскресшие из мёртвых праведники, и также живые праведники в изменённых телах, будут восхищены Ангелами, чтобы встретить Господа Иисуса Христа, сходящего с неба (Марка 13:24-27, 1Фесс.4:16-17). После этого и воскресшие, и живые изменённые праведники всегда будут с Господом в своих новых телах. Апостол Павел написал об этом также и в Послании к Филиппийцам:
Фил.3:20-21 «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все».
Иисус Христос снова придёт на землю. Для тех, кто служит Ему и ожидает Его, это будет очень радостное событие. Для неверующих людей это будет время мщения и наказания. Давайте прочитаем ещё одно место в Библии, описывающее нам Второе пришествие Иисуса Христа:
2Фесс.1:6-10 «Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, А ВАМ, ОСКОРБЛЯЕМЫМ, ОТРАДОЮ ВМЕСТЕ С НАМИ, В ЯВЛЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА С НЕБА, С АНГЕЛАМИ СИЛЫ ЕГО, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству».
Книга Откровение ещё более детально описывает для нас Второе пришествие Христа. Там сказано, о том, что будет происходить на небе, прямо перед Вторым пришествием Иисуса Христа, и как Иисус и Его Ангелы будут готовиться к тому, чтобы сойти на землю. В этой книге открыто для нас, что Иисус и Его Ангелы будут на белых конях. Иисус явится как Царь царей на белом коне, вместе со Своим войском:
Откр.19:11-16 «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих"».
Когда произойдёт Второе пришествие Христа?
Мы не знаем, и не можем знать точно, когда произойдёт Второе пришествие Иисуса Христа. Но, в то же время, сам Иисус дал некоторые признаки Его пришествия, наблюдая за которыми мы можем узнать, что оно уже близко:
Мар.13:32 «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец».
Лук.21:24-28 «И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше».
Апостол Павел во 2-м Послании к Фессалоникийцам написал об ещё одном важном признаке второго пришествия Иисуса Христа и нашего собрания к Нему – отступлении и явлении человека греха, сына погибели:
2Фесс.2:1-12 «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду».
Что мы будем делать вместе с Иисусом?
Что будет дальше, после пришествия Иисуса Христа? Что будет с нами, верующими людьми, после Его пришествия? Мы читали в Писании, что мы всегда будем с Господом (1Фесс.4:17). Но что мы будем делать вместе с Ним? Вот какой ответ даёт нам на это Священное Писание:
2Тим.2:11-12: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и ЦАРСТВОВАТЬ БУДЕМ; если отречемся, и Он отречется от нас».
Откр.5:9-10 «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; И МЫ БУДЕМ ЦАРСТВОВАТЬ на земле».
Откр.20:6 «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и БУДУТ ЦАРСТВОВАТЬ С НИМ тысячу лет».
Жизнь в ожидании Второго пришествия
Как мы должны жить, ожидая пришествия Иисуса Христа на эту землю? Иисус неоднократно предупреждал Своих учеников, что они должны быть готовы к Его Второму пришествию, и объяснял им, что это значит:
Матф.24:44 «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий».
Мар.13:32-37 «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте».
Лук.21:34 «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно».
Апостол Пётр в своём Втором Послании также описывает Второе пришествие Христа и объясняет нам, что значит бодрствовать и быть готовыми к нему:
2Пет.3:10-14 «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть В СВЯТОЙ ЖИЗНИ И БЛАГОЧЕСТИИ вам, ОЖИДАЮЩИМ И ЖЕЛАЮЩИМ пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним НЕОСКВЕРНЕННЫМИ И НЕПОРОЧНЫМИ В МИРЕ».
Апостол Пётр наставляет нас, что мы, во-первых, должны иметь святую жизнь и благочестие. Далее, нам нужно ожидать и желать пришествия дня Божия (то есть пришествия Иисуса Христа). Нам также нужно постараться быть неосквернёнными и непорочными, и быть в мире с Богом и людьми (слово «мир» в данном тексте означает «покой», «отсутствие вражды», «состояние примирения»).
Бог – праведный Судия
В предыдущей теме мы рассматривали Второе пришествие Иисуса Христа, и воскресение мёртвых праведников, или первое воскресение, которое произойдёт при пришествии Христа. Но Писание учит нас, что будет воскресение не только праведных, но также и неправедных:
Деян.24:14-15 «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов [моих], веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что БУДЕТ ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ, ПРАВЕДНЫХ И НЕПРАВЕДНЫХ, чего и сами они ожидают».
Праведники воскреснут, чтобы царствовать с Христом. Неправедные люди тоже в своё время воскреснут, чтобы быть судимыми у великого белого престола. После этого суда они будут брошены в огонь вечный, в озеро огненное приготовленное для диавола и его ангелов. Бог есть праведный Судья. Если кто не обратится к Нему от своих грехов, и не поверит в Его Сына Иисуса Христа, то для такого человека Бог будет праведным Судьёй. Господь будет судить каждого такого человека, и накажет его за все его грехи.
Пс.7:12-14 «БОГ – СУДИЯ ПРАВЕДНЫЙ, и Бог, всякий день строго взыскивающий, если [кто] не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими».
2Тим.4:7-8 «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, ПРАВЕДНЫЙ СУДИЯ, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».
Мы видим, что Господь, как праведный Судия, не только будет судить грешников за их грехи, но также и давать награду праведникам.
Судилище Христово
Библия учит нас, что Бог будет судить верующих и неверующих людей отдельно. Всем верующим людям нужно будет предстать на суд Христов, пред судилище Христово:
Рим.14:10-12 «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? ВСЕ МЫ ПРЕДСТАНЕМ НА СУД ХРИСТОВ. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу».
2Кор.5:10 «Ибо ВСЕМ НАМ ДОЛЖНО ЯВИТЬСЯ ПРЕД СУДИЛИЩЕ ХРИСТОВО, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое».
Когда произойдёт суд пред судилищем Христовым? Об этом суде над верующими пред судилищем Христовым, для получения награды, писал Иоанн в книге Откровение. Он описал этот суд в 11-й главе Откровения, в то время как суд над остальными людьми, или суд у великого белого престола, описан им намного позже, в 20-й главе книги Откровение. Из этой 11-й главы мы видим, что суд над верующими для получения награды произойдёт сразу после того, как затрубит последний седьмой Ангел. Но мы также знаем, что при последней трубе будет воскресение мёртвых и изменение живых праведников, и их восхищение на встречу сходящему с неба Иисусу Христу:
Откр.11:15-18 «И СЕДЬМОЙ АНГЕЛ ВОСТРУБИЛ, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: ЦАРСТВО МИРА СОДЕЛАЛОСЬ [ЦАРСТВОМ] ГОСПОДА НАШЕГО И ХРИСТА ЕГО, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой И ВРЕМЯ СУДИТЬ МЕРТВЫХ И ДАТЬ ВОЗМЕЗДИЕ РАБАМ ТВОИМ, ПРОРОКАМ И СВЯТЫМ И БОЯЩИМСЯ ИМЕНИ ТВОЕГО, МАЛЫМ И ВЕЛИКИМ, и погубить губивших землю».
1Кор.15:51-53 «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, ПРИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРУБЕ; ИБО ВОСТРУБИТ, И МЕРТВЫЕ ВОСКРЕСНУТ НЕТЛЕННЫМИ, А МЫ ИЗМЕНИМСЯ. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие».
1Фесс.4:15-17 «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и ТРУБЕ БОЖИЕЙ, СОЙДЕТ С НЕБА, И МЕРТВЫЕ ВО ХРИСТЕ ВОСКРЕСНУТ ПРЕЖДЕ; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».
Этот суд нас верующими пред судилищем Христовым произойдёт после Второго пришествия Иисуса Христа, и первого воскресения мёртвых. Они предстанут на этот суд, чтобы получить соответственно тому, что они делали, живя в теле, доброе или худое. Если дела верующего человека будут признаны добрыми и ценными перед Христом, то такой человек получит награду. Если дела верующего человека будут признаны худыми, не выдержат испытания и сгорят, то человек потерпит урон. Никакой награды он не получит, но сам спасётся, как бы из огня:
1Кор.3:9-15 «Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня».
Но нужно заметить, что в тексте 2 Коринфянам 5:10, худые дела не значат греховные дела. Они просто значат не имеющие ценности пред Богом, пустые, суетные, бесполезные, ненужные дела. Именно такое значение имеет греческое слово, переведённое на русский язык, как «худые». Оно имеет значение бесполезности или непригодности, но не греховности. И здесь говорится не о делах послушания Божьим заповедям в личной жизни, а, скорее, о делах служения в церкви, и об использовании своих даров для этого служения. Вот так будет происходить суд над верующими в Иисуса Христа, или суд пред судилищем Христовым.
Возможно, кто-то спросит: «А что будет с теми людьми, которые называли себя верующими и христианами, но жили греховной жизнью и не служили Богу в святости?» Те люди, которые хотя и назывались верующими, но не жили святой жизнью, грешили и никогда не покаялись, не наследуют Царства Божьего. Они не будут воскрешены в первом воскресении праведников, и не предстанут пред судилище Христово. Они будут воскрешены вместе с другими грешниками, чтобы быть судимыми у великого белого престола, и затем брошенными в озеро огненное (Откр.20:11-15). Каждый, кто не будет записан в книге жизни, будет брошен в озеро огненное. Господь предупреждает в Своём Слове верующих людей, что если они будут грешить, и не покаются, не будут победителями над грехом, их имена будут изглажены из книги жизни:
Исх.32:31-33 «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: ТОГО, КТО СОГРЕШИЛ ПРЕДО МНОЮ, ИЗГЛАЖУ ИЗ КНИГИ МОЕЙ».
Откр.3:5 «ПОБЕЖДАЮЩИЙ облечется в белые одежды; и НЕ ИЗГЛАЖУ ИМЕНИ ЕГО ИЗ КНИГИ ЖИЗНИ, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его».
Апостол Павел часто предупреждал верующих людей, что если они будут грешить, то Царства Божьего не наследуют. Единственной альтернативой Царству Божьему является наказание в озере огненном. Ничего среднего не существует. В конце настоящей истории человечества каждый человек будет либо спасённым в Царстве Божием, либо погибшим навеки в озере огненном:
1Кор.6:9-10 «Или не знаете, что НЕПРАВЕДНЫЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ НЕ НАСЛЕДУЮТ? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - ЦАРСТВА БОЖИЯ НЕ НАСЛЕДУЮТ».
Гал.5:19-21 «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. ПРЕДВАРЯЮ ВАС, КАК И ПРЕЖДЕ ПРЕДВАРЯЛ, ЧТО ПОСТУПАЮЩИЕ ТАК ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ НЕ НАСЛЕДУЮТ».
Верующий в Него не судится
Некоторые христиане, основываясь на двух высказываниях Иисуса Христа, утверждают, что верующие люди никогда и ни кем не будут судимы. Как это совместить с другими местами Священного Писания, которые мы читали, и которые ясно говорят, что всем христианам нужно будет предстать на суд Христов, пред судилище Христово (Рим.14:10, 2Кор.5:10)? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно внимательно рассмотреть эти высказывания Иисуса Христа. Это поможет нам увидеть, что имел в виду Иисус, когда это говорил:
Иоан.3:18 «ВЕРУЮЩИЙ В НЕГО НЕ СУДИТСЯ, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
Иоан.5:24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и НА СУД НЕ ПРИХОДИТ, НО ПЕРЕШЕЛ ОТ СМЕРТИ В ЖИЗНЬ».
Так как Священное Писание не может противоречить самому себе, рассматривать эти утверждения Иисуса Христа нужно в свете других мест Писания, говорящих о суде над верующими пред судилищем Христовым (Рим.14:10, 2Кор.5:10). Они ясно утверждают, что верующие будут судимы, и предстанут на суд Христов. Но Священное Писание также ясно утверждает, что верующие христиане не будут судимы вместе с неверующими, в суде над народами (Мт.25:31-46, 1Кор.6:2), и на последнем суде у великого белого престола (Откр.20:11-15). Следовательно, слова Иисуса нужно применять по отношению к этим двум судам, а не к суду пред судилищем Христовым, где не будет решаться вопрос о спасении верующих, а о наградах или уроне верующих. Слова Иисуса просто значат, что никакой истинно верующий в Него человек, подтверждающий свою веру делами послушания Богу, не придёт на суд вместе с неверующими, и не придёт на суд, концом которого будет осуждение.
Домашнее задание
1. Выучите наизусть:
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение» Евреям 9:27-28
Второе пришествие Иисуса Христа и воскресение мёртвых являются очень важными темами Священного Писания. Библия довольно ясно учит нас, что Иисус Христос снова придёт на землю, и при Его пришествии произойдут определённые события, одним из которых будет воскресение мёртвых праведников, или, первое воскресение, как оно ещё названо в Священном Писании. Почему мы называем грядущее пришествие Иисуса Христа на землю Вторым пришествием? Потому что так о нём написано в Новом Завете:
Евр.9:27-28 «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во ВТОРОЙ РАЗ ЯВИТСЯ не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение».
Но, начиная говорить о Втором пришествии Христа, нам нужно сначала обратить внимания на события, которые происходили после Его воскресения из мёртвых. Это поможет нам заложить основание для исследования темы о Втором пришествии Иисуса Христа на землю.
Что происходило после того, как Иисус воскрес из мёртвых? После своего воскресения Иисус Христос множество раз являлся Своим ученикам, учил их о Царствии Божием, давал наставления, и даже ел вместе с ними. Это происходило на протяжении сорока дней, от Его воскресения до вознесения на небеса. Есть много мест Писания, которые говорят об этом. Давайте мы прочитаем одно из них:
Деян.1:1-3 «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, В ПРОДОЛЖЕНИЕ СОРОКА ДНЕЙ ЯВЛЯЯСЬ ИМ И ГОВОРЯ О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ».
Вознесение Иисуса Христа
Через сорок дней после воскресения Иисуса произошло ещё одно важное событие – вознесение Иисуса Христа на небо, к Богу Отцу. Давайте посмотрим, как Евангелист Лука описал нам его в книге Деяния Апостолов, и что произошло при этом:
Деян.1:6-12 «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
СКАЗАВ СИЕ, ОН ПОДНЯЛСЯ В ГЛАЗАХ ИХ, И ОБЛАКО ВЗЯЛО ЕГО ИЗ ВИДА ИХ. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, ВДРУГ ПРЕДСТАЛИ ИМ ДВА МУЖА В БЕЛОЙ ОДЕЖДЕ и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? СЕЙ ИИСУС, ВОЗНЕСШИЙСЯ ОТ ВАС НА НЕБО, ПРИДЕТ ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ, КАК ВЫ ВИДЕЛИ ЕГО ВОСХОДЯЩИМ НА НЕБО.
Тогда они возвратились в Иерусалим С ГОРЫ, НАЗЫВАЕМОЙ ЕЛЕОН, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути».
Пророчества о втором пришествии Христа
Иисус неоднократно говорил Своим ученикам о том, что Он опять придёт на землю как Царь, чтобы судить этот мир. Также Его Апостолы неоднократно говорили и учили о Его втором пришествии. И, как мы уже прочитали выше, в описании вознесения Иисуса Христа на небо в книге Деяния Апостолов (Деян.1:6-12), Ангелы возвестили ученикам, сразу после вознесения Иисуса, что Он опять придёт на землю. Он придёт таким же образом, как ученики видели Его восходящим на небо. А теперь давайте прочитаем несколько пророчеств самого Иисуса Христа, о Его Втором пришествии:
Иоан.14:1-3 «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».
Матф.24:27-31 «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».
Матф.25:31-34 «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
Матф.25:41-43 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
Как произойдёт второе пришествие Иисуса?
Писание говорит, что Иисус снова придёт на землю! Естественно, у нас возникает вопрос, как это будет, и как оно будет происходить. Давайте вспомним о том, как произошло вознесение Иисуса Христа, о котором мы читали в книге Деяния Апостолов (Деян.1:6-12). Иисус снова придёт на землю таким же образом, как он вознёсся на небо. Так сказали ангелы ученикам. В чём Второе пришествие Христа будет подобно Его вознесению на небо?
1) Во-первых, Священное Писание говорит нам, что Его ноги снова станут на Елеонской горе, с которой Он вознёсся. Это произойдёт, когда все народы соберутся на войну против Иерусалима, как написано в книге пророка Захарии:
Захарии 14:2-5 «И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города. Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним».
2) Во-вторых, Когда Иисус возносился на небо, сказано, что «облако взяло Его из вида их» (Деян.1:9). Когда Он придёт во второй раз, Он придёт с облаками небесными, и на облаках:
Откр.1:7 «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь».
Мар.13:26 «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою».
3) В-третьих, Когда Иисус возносился на небеса, Его ученики были собраны вместе, чтобы проводить Его, и Ангелы явились им. Когда Он снова придёт на землю, Его ученики будут собраны Ангелами, чтобы встречать Его:
1-е Фесс. 4:15-17: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».
Мар.13:26-27 «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба».
Итак, мы видим, что при пришествии Иисуса Христа, сначала воскреснут умершие во Христе, затем живые праведники будут восхищены и собраны Ангелами, чтобы встретить Его. Живые праведники при этом будут изменены во мгновение ока так, что их тела станут нетленными, подобными телам воскресших праведников. Апостол Павел детально описал это в Первом Послании к Коринфянам, пятнадцатой главе:
1Кор.15:20-23 «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его».
1Кор.15:42-44, 51-55 «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»
В каких телах воскреснут праведники?
Давайте более подробно рассмотрим то, в каких телах воскреснут умершие праведники, и какие изменённые тела получат праведники при Втором пришествии на землю Иисуса Христа:
1) Сеется в тлении, восстает в нетлении. Тело, которое есть у нас сейчас – это тленное тело. Оно стареет, приходит в худшее состояние из года в год, и, наконец, умирает. Умерев, наше тело начинает разлагаться и со временем превращается в прах. Тело, которое праведники получат во время первого воскресения, никогда не будет стареть и умирать. Оно будет нетленным. Оно всегда будет молодым и красивым!
2) Сеется в уничижении, восстает в славе. Тело, которое мы имеем сейчас, находится в унижении. Оно ограничено в своих возможностях. Оно нуждается в постоянном уходе и поддержке – одежде, пище и питии, отдыхе, купании. Мы находимся в униженном теле. Но в воскресении мёртвых наши тела станут подобны воскресшему славному телу Иисуса Христа, если мы удостоимся быть среди воскресших праведников. В Библии сказано, что все люди согрешили, и лишены славы Божией (Рим.3:23).
При первом воскресении мёртвых потерянная слава будет возвращена людям, удостоившимся этого воскресения. Что такое слава Божия, которой были лишены согрешившие люди? Возможно, это было особое сияние, или облако, которое покрывало их тела, как одежда, вот почему они были наги и не стыдились (Быт.2:25). Но когда они согрешили, то увидели, что они наги, потому что слава Божия оставила их (Быт.3:7-11). Мы можем предположить это, исследовав ряд мест Писания, говорящих о славе Божией, или славе Господней (Исх.16:10, 24:16, 40:34, 3Цар.8:11, Лук.2:9). Все эти места Писания описывают славу Божию, и её явление либо как явление облака, либо как особое сияние. Иногда слава Божия описывается сразу и как облако, и как сияние (Иез.1:4, 2:1, 10:3-4).
3) Сеется в немощи, восстает в силе. Тела, которые мы имеем сейчас, очень немощны. После определённого времени работы или физической нагрузки мы устаём и нуждаемся в отдыхе. Каждые сутки нам нужно время для сна. Даже молодые и здоровые люди устают. Когда мы стареем, мы становимся все слабее, и нуждаемся в отдыхе всё чаще. Многие пожилые люди становятся настолько немощными, что не в силах делать ничего. Тела, которые праведники получат в первом воскресении мёртвых, будут очень сильными. Они никогда не будут уставать, изнемогать или нуждаться в отдыхе. И, как мы изучили чуть раньше, они никогда не будут стареть.
4) Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Тело, которое мы имеем сейчас, называется душевным. Это значит, что оно находится под прямым влиянием нашей души, и исполняет то, что хочет душа. Напомним, что в сферу души входят наши эмоции, воля и разум. Наша душа не всегда хочет то, что угодно Богу. Поэтому в наших телах мы не всегда делаем то, что хочет Бог. Воскресшее тело будет духовным.
Во-первых, оно будет владеть качествами духа. Например, Иисус после Своего воскресения мог перемещаться в Своём теле с мгновенной скоростью. Он мог внезапно являться в комнате, где были заперты двери, и так же внезапно исчезать. Но в то же время, это было тело, которое можно было ощупать, и в котором Он мог есть обыкновенную пищу со Своими учениками (Лук.24:36-43, Ин.20:26-27). При воскресении мёртвых наше тело станет подобным прославленному телу Иисуса Христа.
Во-вторых, выражение «тело духовное» может означать, что это тело будет управляемо нашим духом, который возрождён Богом. В этом теле мы никогда не сможем грешить. В этом теле мы всегда будем делать то, что угодно Богу.
Итак, праведники воскреснут при последней трубе, когда будет Второе пришествие Иисуса Христа. Они воскреснут в изменённом теле. Это тело будет подобно тому телу, которое имел Иисус после Своего воскресения из мёртвых. Более того, верующие, которые будут жить в этот момент, также изменятся. Их тела станут подобны телам воскресших людей. Это всё произойдёт в один миг. Затем, воскресшие из мёртвых праведники, и также живые праведники в изменённых телах, будут восхищены Ангелами, чтобы встретить Господа Иисуса Христа, сходящего с неба (Марка 13:24-27, 1Фесс.4:16-17). После этого и воскресшие, и живые изменённые праведники всегда будут с Господом в своих новых телах. Апостол Павел написал об этом также и в Послании к Филиппийцам:
Фил.3:20-21 «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все».
Иисус Христос снова придёт на землю. Для тех, кто служит Ему и ожидает Его, это будет очень радостное событие. Для неверующих людей это будет время мщения и наказания. Давайте прочитаем ещё одно место в Библии, описывающее нам Второе пришествие Иисуса Христа:
2Фесс.1:6-10 «Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, А ВАМ, ОСКОРБЛЯЕМЫМ, ОТРАДОЮ ВМЕСТЕ С НАМИ, В ЯВЛЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА С НЕБА, С АНГЕЛАМИ СИЛЫ ЕГО, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству».
Книга Откровение ещё более детально описывает для нас Второе пришествие Христа. Там сказано, о том, что будет происходить на небе, прямо перед Вторым пришествием Иисуса Христа, и как Иисус и Его Ангелы будут готовиться к тому, чтобы сойти на землю. В этой книге открыто для нас, что Иисус и Его Ангелы будут на белых конях. Иисус явится как Царь царей на белом коне, вместе со Своим войском:
Откр.19:11-16 «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих"».
Когда произойдёт Второе пришествие Христа?
Мы не знаем, и не можем знать точно, когда произойдёт Второе пришествие Иисуса Христа. Но, в то же время, сам Иисус дал некоторые признаки Его пришествия, наблюдая за которыми мы можем узнать, что оно уже близко:
Мар.13:32 «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец».
Лук.21:24-28 «И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше».
Апостол Павел во 2-м Послании к Фессалоникийцам написал об ещё одном важном признаке второго пришествия Иисуса Христа и нашего собрания к Нему – отступлении и явлении человека греха, сына погибели:
2Фесс.2:1-12 «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду».
Что мы будем делать вместе с Иисусом?
Что будет дальше, после пришествия Иисуса Христа? Что будет с нами, верующими людьми, после Его пришествия? Мы читали в Писании, что мы всегда будем с Господом (1Фесс.4:17). Но что мы будем делать вместе с Ним? Вот какой ответ даёт нам на это Священное Писание:
2Тим.2:11-12: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и ЦАРСТВОВАТЬ БУДЕМ; если отречемся, и Он отречется от нас».
Откр.5:9-10 «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; И МЫ БУДЕМ ЦАРСТВОВАТЬ на земле».
Откр.20:6 «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и БУДУТ ЦАРСТВОВАТЬ С НИМ тысячу лет».
Жизнь в ожидании Второго пришествия
Как мы должны жить, ожидая пришествия Иисуса Христа на эту землю? Иисус неоднократно предупреждал Своих учеников, что они должны быть готовы к Его Второму пришествию, и объяснял им, что это значит:
Матф.24:44 «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий».
Мар.13:32-37 «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте».
Лук.21:34 «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно».
Апостол Пётр в своём Втором Послании также описывает Второе пришествие Христа и объясняет нам, что значит бодрствовать и быть готовыми к нему:
2Пет.3:10-14 «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть В СВЯТОЙ ЖИЗНИ И БЛАГОЧЕСТИИ вам, ОЖИДАЮЩИМ И ЖЕЛАЮЩИМ пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним НЕОСКВЕРНЕННЫМИ И НЕПОРОЧНЫМИ В МИРЕ».
Апостол Пётр наставляет нас, что мы, во-первых, должны иметь святую жизнь и благочестие. Далее, нам нужно ожидать и желать пришествия дня Божия (то есть пришествия Иисуса Христа). Нам также нужно постараться быть неосквернёнными и непорочными, и быть в мире с Богом и людьми (слово «мир» в данном тексте означает «покой», «отсутствие вражды», «состояние примирения»).
Бог – праведный Судия
В предыдущей теме мы рассматривали Второе пришествие Иисуса Христа, и воскресение мёртвых праведников, или первое воскресение, которое произойдёт при пришествии Христа. Но Писание учит нас, что будет воскресение не только праведных, но также и неправедных:
Деян.24:14-15 «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов [моих], веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что БУДЕТ ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ, ПРАВЕДНЫХ И НЕПРАВЕДНЫХ, чего и сами они ожидают».
Праведники воскреснут, чтобы царствовать с Христом. Неправедные люди тоже в своё время воскреснут, чтобы быть судимыми у великого белого престола. После этого суда они будут брошены в огонь вечный, в озеро огненное приготовленное для диавола и его ангелов. Бог есть праведный Судья. Если кто не обратится к Нему от своих грехов, и не поверит в Его Сына Иисуса Христа, то для такого человека Бог будет праведным Судьёй. Господь будет судить каждого такого человека, и накажет его за все его грехи.
Пс.7:12-14 «БОГ – СУДИЯ ПРАВЕДНЫЙ, и Бог, всякий день строго взыскивающий, если [кто] не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими».
2Тим.4:7-8 «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, ПРАВЕДНЫЙ СУДИЯ, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».
Мы видим, что Господь, как праведный Судия, не только будет судить грешников за их грехи, но также и давать награду праведникам.
Судилище Христово
Библия учит нас, что Бог будет судить верующих и неверующих людей отдельно. Всем верующим людям нужно будет предстать на суд Христов, пред судилище Христово:
Рим.14:10-12 «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? ВСЕ МЫ ПРЕДСТАНЕМ НА СУД ХРИСТОВ. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу».
2Кор.5:10 «Ибо ВСЕМ НАМ ДОЛЖНО ЯВИТЬСЯ ПРЕД СУДИЛИЩЕ ХРИСТОВО, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое».
Когда произойдёт суд пред судилищем Христовым? Об этом суде над верующими пред судилищем Христовым, для получения награды, писал Иоанн в книге Откровение. Он описал этот суд в 11-й главе Откровения, в то время как суд над остальными людьми, или суд у великого белого престола, описан им намного позже, в 20-й главе книги Откровение. Из этой 11-й главы мы видим, что суд над верующими для получения награды произойдёт сразу после того, как затрубит последний седьмой Ангел. Но мы также знаем, что при последней трубе будет воскресение мёртвых и изменение живых праведников, и их восхищение на встречу сходящему с неба Иисусу Христу:
Откр.11:15-18 «И СЕДЬМОЙ АНГЕЛ ВОСТРУБИЛ, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: ЦАРСТВО МИРА СОДЕЛАЛОСЬ [ЦАРСТВОМ] ГОСПОДА НАШЕГО И ХРИСТА ЕГО, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой И ВРЕМЯ СУДИТЬ МЕРТВЫХ И ДАТЬ ВОЗМЕЗДИЕ РАБАМ ТВОИМ, ПРОРОКАМ И СВЯТЫМ И БОЯЩИМСЯ ИМЕНИ ТВОЕГО, МАЛЫМ И ВЕЛИКИМ, и погубить губивших землю».
1Кор.15:51-53 «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, ПРИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРУБЕ; ИБО ВОСТРУБИТ, И МЕРТВЫЕ ВОСКРЕСНУТ НЕТЛЕННЫМИ, А МЫ ИЗМЕНИМСЯ. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие».
1Фесс.4:15-17 «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и ТРУБЕ БОЖИЕЙ, СОЙДЕТ С НЕБА, И МЕРТВЫЕ ВО ХРИСТЕ ВОСКРЕСНУТ ПРЕЖДЕ; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».
Этот суд нас верующими пред судилищем Христовым произойдёт после Второго пришествия Иисуса Христа, и первого воскресения мёртвых. Они предстанут на этот суд, чтобы получить соответственно тому, что они делали, живя в теле, доброе или худое. Если дела верующего человека будут признаны добрыми и ценными перед Христом, то такой человек получит награду. Если дела верующего человека будут признаны худыми, не выдержат испытания и сгорят, то человек потерпит урон. Никакой награды он не получит, но сам спасётся, как бы из огня:
1Кор.3:9-15 «Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня».
Но нужно заметить, что в тексте 2 Коринфянам 5:10, худые дела не значат греховные дела. Они просто значат не имеющие ценности пред Богом, пустые, суетные, бесполезные, ненужные дела. Именно такое значение имеет греческое слово, переведённое на русский язык, как «худые». Оно имеет значение бесполезности или непригодности, но не греховности. И здесь говорится не о делах послушания Божьим заповедям в личной жизни, а, скорее, о делах служения в церкви, и об использовании своих даров для этого служения. Вот так будет происходить суд над верующими в Иисуса Христа, или суд пред судилищем Христовым.
Возможно, кто-то спросит: «А что будет с теми людьми, которые называли себя верующими и христианами, но жили греховной жизнью и не служили Богу в святости?» Те люди, которые хотя и назывались верующими, но не жили святой жизнью, грешили и никогда не покаялись, не наследуют Царства Божьего. Они не будут воскрешены в первом воскресении праведников, и не предстанут пред судилище Христово. Они будут воскрешены вместе с другими грешниками, чтобы быть судимыми у великого белого престола, и затем брошенными в озеро огненное (Откр.20:11-15). Каждый, кто не будет записан в книге жизни, будет брошен в озеро огненное. Господь предупреждает в Своём Слове верующих людей, что если они будут грешить, и не покаются, не будут победителями над грехом, их имена будут изглажены из книги жизни:
Исх.32:31-33 «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: ТОГО, КТО СОГРЕШИЛ ПРЕДО МНОЮ, ИЗГЛАЖУ ИЗ КНИГИ МОЕЙ».
Откр.3:5 «ПОБЕЖДАЮЩИЙ облечется в белые одежды; и НЕ ИЗГЛАЖУ ИМЕНИ ЕГО ИЗ КНИГИ ЖИЗНИ, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его».
Апостол Павел часто предупреждал верующих людей, что если они будут грешить, то Царства Божьего не наследуют. Единственной альтернативой Царству Божьему является наказание в озере огненном. Ничего среднего не существует. В конце настоящей истории человечества каждый человек будет либо спасённым в Царстве Божием, либо погибшим навеки в озере огненном:
1Кор.6:9-10 «Или не знаете, что НЕПРАВЕДНЫЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ НЕ НАСЛЕДУЮТ? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - ЦАРСТВА БОЖИЯ НЕ НАСЛЕДУЮТ».
Гал.5:19-21 «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. ПРЕДВАРЯЮ ВАС, КАК И ПРЕЖДЕ ПРЕДВАРЯЛ, ЧТО ПОСТУПАЮЩИЕ ТАК ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ НЕ НАСЛЕДУЮТ».
Верующий в Него не судится
Некоторые христиане, основываясь на двух высказываниях Иисуса Христа, утверждают, что верующие люди никогда и ни кем не будут судимы. Как это совместить с другими местами Священного Писания, которые мы читали, и которые ясно говорят, что всем христианам нужно будет предстать на суд Христов, пред судилище Христово (Рим.14:10, 2Кор.5:10)? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно внимательно рассмотреть эти высказывания Иисуса Христа. Это поможет нам увидеть, что имел в виду Иисус, когда это говорил:
Иоан.3:18 «ВЕРУЮЩИЙ В НЕГО НЕ СУДИТСЯ, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
Иоан.5:24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и НА СУД НЕ ПРИХОДИТ, НО ПЕРЕШЕЛ ОТ СМЕРТИ В ЖИЗНЬ».
Так как Священное Писание не может противоречить самому себе, рассматривать эти утверждения Иисуса Христа нужно в свете других мест Писания, говорящих о суде над верующими пред судилищем Христовым (Рим.14:10, 2Кор.5:10). Они ясно утверждают, что верующие будут судимы, и предстанут на суд Христов. Но Священное Писание также ясно утверждает, что верующие христиане не будут судимы вместе с неверующими, в суде над народами (Мт.25:31-46, 1Кор.6:2), и на последнем суде у великого белого престола (Откр.20:11-15). Следовательно, слова Иисуса нужно применять по отношению к этим двум судам, а не к суду пред судилищем Христовым, где не будет решаться вопрос о спасении верующих, а о наградах или уроне верующих. Слова Иисуса просто значат, что никакой истинно верующий в Него человек, подтверждающий свою веру делами послушания Богу, не придёт на суд вместе с неверующими, и не придёт на суд, концом которого будет осуждение.
Домашнее задание
1. Выучите наизусть:
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение» Евреям 9:27-28