Что такое мудрость и премудрость?
В этой главе мы поговорим о премудрости и мудрости. Люди не всегда до конца понимают, что значат эти слова в Библейском языке, и даже в простой обыденной жизни. Но почти все согласятся, что мудрость – это что-то хорошее, и почти все хотят, чтобы их считали и называли мудрыми. Никто не хочет, чтобы о нём говорили, как о немудром, глупом или безумном человеке. Мудрость является очень важным качеством, которым должен обладать каждый верующий человек, ученик Иисуса Христа.
Начиная говорить на эту тему нам следует, во-первых, дать определение тому, что такое премудрость, и что такое мудрость. Следует заметить, что в русском Синодальном переводе используется как одно, так и другое слово, но в еврейском и греческом подлинниках нет двух разных слов, для определения премудрости и мудрости.
Одно и то же слово еврейского или греческого текста иногда переводится на русский язык как «премудрость», а иногда как «мудрость». Поэтому слова «премудрость» и «мудрость» означают одно и то же. Вероятно, переводчики больше предпочитали слово «премудрость» в тех местах, где конкретно говорится о мудрости Божией, или мудрости, приходящей от Бога. В этой главе мы будем, в основном, пользоваться словом «мудрость».
Итак, что же такое мудрость?
«Краткий религиозно-философский словарь» даёт такое определение слову «мудрость»:
МУДРОСТЬ – в философии нечто большее, чем интеллектуальная развитость, обладание обширным знанием или же компетентность эксперта. Это способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством, призванием и назначением человека, с духовно-нравственными основами его мысли и жизни; это также искусство жить согласно обретенному смыслу. В древней философии мудрость рассматривалась как источник всех совершенств человека, его добродетели и счастья. Но нередки признания скорбного характера подлинной мудрости (Еккл.1.18).
Ещё одно определение слова мудрость звучит так: «Мудрость – это всесторонние знания, применяемые на практике». Но это определение довольно узкое и поверхностное, относящееся скорее к обычной человеческой мудрости. Библия даёт чёткое и конкретное определение (пре)мудрости:
Иова 28:28 «И сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум».
Истинная, настоящая премудрость пред Богом – это страх Господень. Только человек, имеющий страх Божий, является по-настоящему мудрым человеком. В чём конкретно будет проявляться мудрость в жизни такого человека? Об этом нам говорит Иаков в своём послании. Но мы рассмотрим его объяснение чуть позже, а сейчас давайте исследуем некоторые факты о премудрости, которые откроют нам удивительные вещи.
Происхождение премудрости
Книга Притчей Соломоновых посвящена теме премудрости. И то, что она открывает нам, идёт гораздо дальше обычных человеческих представлений о премудрости. Восьмая глава книги Притчей начинается такими словами: «Не премудрость ли взывает?». О чём же она взывает, о чём она говорит нам? Давайте прочитаем об этом далее в той же главе.
Прит.8:22-36 «Господь имел меня НАЧАЛОМ ПУТИ СВОЕГО, ПРЕЖДЕ СОЗДАНИЙ СВОИХ, искони; от века Я ПОМАЗАНА, от начала, прежде бытия земли.
Я РОДИЛАСЬ, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
Я РОДИЛАСЬ прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
Потому что, КТО НАШЕЛ МЕНЯ, ТОТ НАШЕЛ ЖИЗНЬ, И ПОЛУЧИТ БЛАГОДАТЬ ОТ ГОСПОДА; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
Итак, премудрость была НАЧАЛОМ БОЖЬЕГО ПУТИ, она была прежде всех Божьих созданий, она РОДИЛАСЬ прежде сотворения начальных пылинок вселенной, она участвовала в творении. Кто нашёл премудрость, тот нашёл ЖИЗНЬ, и получит БЛАГОДАТЬ от Господа. О премудрости также сказано, что она ПОМАЗАНА. Слово Христос в переводе с греческого языка значит ПОМАЗАННИК. Если мы подумаем хорошо об этих особенностях премудрости, и сравним их с текстами Нового Завета, говорящими об Иисусе Христе, то заметим удивительную схожесть. Давайте посмотрим, как Новый Завет говорит об Иисусе Христе:
Откр.3:14 «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, НАЧАЛО СОЗДАНИЯ БОЖИЯ».
Слова НАЧАЛО СОЗДАНИЯ БОЖИЯ не значат, что Иисус был создан. Они значат, что Он был прежде создания, и через Него всё начало быть. Обратите внимание, как эти слова соответствуют описанию премудрости, о которой говорится: «Господь имел меня НАЧАЛОМ ПУТИ СВОЕГО, ПРЕЖДЕ СОЗДАНИЙ СВОИХ» (Пр. 8:22).
Апостол Иоанн писал об Иисусе Христе такие слова:
Иоан.1:1-4 «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. ВСЕ ЧРЕЗ НЕГО НАЧАЛО БЫТЬ, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была ЖИЗНЬ, и жизнь была свет человеков».
Иоан.1:16-17 «И от полноты Его все мы приняли и БЛАГОДАТЬ на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».
Снова, обратите внимание на то, что об Иисусе сказано: «В Нем была ЖИЗНЬ», и также: «И от полноты Его все мы приняли и БЛАГОДАТЬ на благодать», а премудрость говорит о себе так: «Кто нашел меня, тот нашел ЖИЗНЬ, и получит БЛАГОДАТЬ от Господа» (Пр.8:35).
Читая Библию невозможно не заметить эти параллели между премудростью Божией и Сыном Божиим Иисусом Христом. Сравнивая их описания, мы можем прийти к выводу, что Книга Притчей, восьмая глава, говорит об Иисусе Христе, как о воплощённой премудрости Божией. Есть ли подтверждение этому ещё где-нибудь в Библии? Да есть. Новый Завет прямо называет Иисуса Христа премудростью от Бога, и говорит, что в Нём находятся все сокровища премудрости и ведения. Давайте прочитаем эти тексты в двух Посланиях Апостола Павла:
1Кор.1:30 «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас ПРЕМУДРОСТЬЮ от Бога, праведностью и освящением и искуплением».
Кол.2:2-3 «Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и ХРИСТА, В КОТОРОМ СОКРЫТЫ ВСЕ СОКРОВИЩА ПРЕМУДРОСТИ и ведения».
Итак, Иисус является воплощённым словом Божиим (Ин.1:14), и воплощённой премудростью Божией. Божий Сын, пришедший во плоти, был самым мудрым Человеком, жившим когда-либо на этой земле. Вообще, самым мудрым человеком обычно считается Соломон. Но Иисус Христос был несравненно мудрее Соломона. Когда однажды Он говорил к народу, то сказал о Себе такие слова:
Лук.11:31 «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; И ВОТ, ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ СОЛОМОНА».
Если мы действительно хотим быть мудрыми людьми, нам нужно учиться у Иисуса, последовать Ему, и подражать Ему. Но в то же время, давайте помнить, что мудрость, находящаяся в Иисусе Христе, совершенно отличается от обычной человеческой мудрости, от мудрости земной. Давайте сначала рассмотрим, чем характеризируется земная мудрость, а потом рассмотрим качества мудрости, сходящей свыше, от Бога.
Земная мудрость
Существуют разные виды мудрости. Поэтому, когда мы в Писании или в жизни встречаемся со словом «мудрость», то нужно разобраться, что это за мудрость, о которой говорится в данный момент. Есть мудрость Божия, сходящая свыше, и есть мудрость человеческая, земная, душевная, бесовская. Каждая из этих мудростей имеет свои качества и характеристики. Давайте посмотрим сейчас, как в Библии описывается мудрость земная, человеческая, и в каком контрасте она находится с мудростью Божией, которая наиболее была явлена людям в личности Божьего Сына Иисуса Христа:
1Кор.1:17-31 «Ибо Христос послал меня не крестить, а БЛАГОВЕСТВОВАТЬ, НЕ В ПРЕМУДРОСТИ СЛОВА, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: ПОГУБЛЮ МУДРОСТЬ МУДРЕЦОВ, и разум разумных отвергну.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? НЕ ОБРАТИЛ ЛИ БОГ МУДРОСТЬ МИРА СЕГО В БЕЗУМИЕ? Ибо когда МИР СВОЕЮ МУДРОСТЬЮ НЕ ПОЗНАЛ БОГА В ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, ХРИСТА, БОЖИЮ СИЛУ И БОЖИЮ ПРЕМУДРОСТЬ;
ПОТОМУ ЧТО НЕМУДРОЕ БОЖИЕ ПРЕМУДРЕЕ ЧЕЛОВЕКОВ, и немощное Божие сильнее человеков. ПОСМОТРИТЕ, БРАТИЯ, КТО ВЫ, ПРИЗВАННЫЕ: НЕ МНОГО ИЗ ВАС МУДРЫХ ПО ПЛОТИ, не много сильных, не много благородных; НО БОГ ИЗБРАЛ НЕМУДРОЕ МИРА, ЧТОБЫ ПОСРАМИТЬ МУДРЫХ, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
От Него и ВЫ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ, КОТОРЫЙ СДЕЛАЛСЯ ДЛЯ НАС ПРЕМУДРОСТЬЮ ОТ БОГА, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом».
Некоторые качества земной мудрости записаны в Послании Иакова:
Иак.3:13-16 «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое».
Итак, земная, душевная, бесовская мудрость характеризируется наличием горькой зависти и сварливости. Люди, которые завидуют другим и стараются опередить других в приобретении материальных ценностей, считают себя очень мудрыми. Сварливые люди, доказывающие любой ценой свою правоту, унижая и оскорбляя при этом других, считают себя очень мудрыми. Но это мудрость не Божия, это мудрость бесовская. Может быть, такие люди и кажутся сами себе или другим мудрыми, но пред Богом они являются глупцами и безумцами. Такие люди могут чего-то добиться в этой жизни, но они не войдут в жизнь вечную с Богом.
Мудрость, сходящая свыше
Возможно, мы задаём себе вопрос: «Но что же является настоящей мудростью? Какими качествами обладает человек, владеющий такой мудростью?». Давайте прочитаем снова продолжение того текста, который мы читали в послании Иакова. В нём мы увидим описание настоящей мудрости. Она имеет семь основных характеристик:
Иак.3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
1. Чиста
Итак, начнём наше рассмотрение качеств мудрости. Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста. Что же имеется в виду под этим словом? Это слово означает в первую очередь нравственную чистоту. Оно означает чистоту в половых отношениях. Люди, занимающиеся блудом, развратом, или прелюбодеянием, считают себя очень мудрыми в этом мире. Блуд – это половые отношения до брака, или неестественные половые отношения, такие, как гомосексуализм. Прелюбодеяние – это супружеская измена. Прелюбодействовать, означает, находясь в браке, иметь половые или любовные отношения с кем-то другим кроме своего супруга или супруги. Слово разврат может применяться как к блуду, так и к прелюбодеянию.
Как мы уже сказали, люди, занимающиеся такими грехами, считают себя очень мудрыми. Они получают удовольствие, получают то, что хотят от жизни, и думают, что это им ничем не повредит. Они высмеивают тех, которые хранят себя чистыми. Но кто-то сказал, что хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Священное Писание говорит нам, что люди, занимающиеся развратом, являются глупцами, которые пожнут тяжёлые последствия своих грехов ещё в этой жизни, и потом навсегда в вечности. Люди, хранящие себя чистыми, являются по-настоящему мудрыми людьми, которые получат Божье благословение и в этой жизни, и в жизни вечной.
Бог требует полной верности и чистоты в браке. Бог также хочет, чтобы мы хранили себя чистыми до брака, и ни с кем не вступали в интимные отношения до брака. Он хочет, чтобы мы были верны нашему будущему супругу или супруге и подарили себя чистыми друг для друга в день брака. В Библии сказано, что блудников и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13: 4). Эти люди также будут наказаны церковью, потому что Бог дал право церкви наказывать таких людей (1-е Коринфянам, 5-я глава).
У людей, которые делают грехи блуда и прелюбодеяния, не будет успешной семейной жизни и счастья, они могут заболеть на разные неизлечимые, тяжёлые болезни, которые могут передаться их детям ещё даже до рождения. Они часто имеют психические и нервные расстройства и депрессию. Более того, если они не покаются, то после Божьего суда они будут брошены на вечные мучения в озеро огненное. Нарушение Божьих заповедей несёт за собой тяжёлые последствия и в этой жизни и после смерти.
Диавол никому не желает добра. Он обещает людям свободу, наслаждение и счастье через грех, а вместо этого даёт им неизлечимые болезни, депрессию и разрушенную судьбу. Более того, он хочет, чтобы люди страдали не только в этой жизни, но и потом, после смерти и Божьего суда, вечно мучились вместе с ним в озере огненном. И от этого страдания никогда не будет никакого избавления. Снова повторим, что мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста. Люди, хранящие себя чистыми от блуда и разврата, являются действительно мудрыми людьми.
2. Мирна
Следующее качество мудрости, сходящей свыше – она мирна. Мудрый человек, это тот, кто стремится к миру и старается иметь мир со всеми, как тому учит Священное Писание:
Иак.3:18 «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир».
1Пет.3:8-11 «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, ДРУЖЕЛЮБНЫ, смиренномудры; НЕ ВОЗДАВАЙТЕ ЗЛОМ ЗА ЗЛО ИЛИ РУГАТЕЛЬСТВОМ ЗА РУГАТЕЛЬСТВО; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. ИБО, КТО ЛЮБИТ ЖИЗНЬ И ХОЧЕТ ВИДЕТЬ ДОБРЫЕ ДНИ, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ИЩИ МИРА И СТРЕМИСЬ К НЕМУ».
Рим.12:16-18 «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; НИКОМУ НЕ ВОЗДАВАЙТЕ ЗЛОМ ЗА ЗЛО, но пекитесь о добром перед всеми человеками. ЕСЛИ ВОЗМОЖНО С ВАШЕЙ СТОРОНЫ, БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ».
Евр.12:14 «СТАРАЙТЕСЬ ИМЕТЬ МИР СО ВСЕМИ И СВЯТОСТЬ, без которой никто не увидит Господа».
Глупый человек это тот, кто любит конфликты и ссоры, это скандальный человек, любящий любой ценой доказывать свою правоту. Это человек, теряющий мир и хорошие отношения с людьми из-за мелочей. Это человек, не умеющий прощать и просить прощения. Это человек, старающийся сделать всех виноватыми, и постоянно напоминающий другим об их проступках и недостатках. В то же время он, обычно, не видит своих недостатков.
Такой человек может считать себя очень мудрым в своих глазах, но в реальности он является глупцом. Почему? Потому, что, поступая так, он грешит пред Богом, и лишает себя вечной жизни. Кроме этого такой человек никогда не сможет иметь настоящих друзей на долгое время. Ведь своими поступками он сам будет удалять от себя друзей, и обречёт себя на одиночество. Обычно, никто не хочет дружить со скандальными людьми.
Прит.12:16 «У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление».
Прит.17:9 «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга».
Прит.17:19 «Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения».
Прит.20:3 «Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен».
3. Скромна
Мудрость, сходящая свыше, также скромна. Скромность, это такое качество, при котором человек «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего» (1Кор.13:4-5). Скромный человек, это такой человек, который не тщеславится, не хвалиться тем, что у него есть (Гал.5:25-26). Скромный человек не имеет завышенного мнения о себе, он способен здраво оценивать себя:
Рим.12:3 «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; НО ДУМАЙТЕ СКРОМНО, по мере веры, какую каждому Бог уделил».
Почему это мудро, быть скромным? Давайте найдём ответ на это в словах Иисуса Христа:
Лук.14:7-11 «Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ИБО ВСЯКИЙ ВОЗВЫШАЮЩИЙ САМ СЕБЯ УНИЖЕН БУДЕТ, А УНИЖАЮЩИЙ СЕБЯ ВОЗВЫСИТСЯ».
Лук.18:9-14 «СКАЗАЛ ТАКЖЕ К НЕКОТОРЫМ, КОТОРЫЕ УВЕРЕНЫ БЫЛИ О СЕБЕ, ЧТО ОНИ ПРАВЕДНЫ, И УНИЧИЖАЛИ ДРУГИХ, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ИБО ВСЯКИЙ, ВОЗВЫШАЮЩИЙ САМ СЕБЯ, УНИЖЕН БУДЕТ, А УНИЖАЮЩИЙ СЕБЯ ВОЗВЫСИТСЯ».
Писание называет глупыми тех людей, которые горды, самохвалы, возвышают себя, самонадеянны, имеют слишком высокое мнение о себе. Бог ненавидит такое поведение, и такие люди обязательно будут наказаны:
Прит.6:16-19 «ВОТ шесть, ЧТО НЕНАВИДИТ ГОСПОДЬ, даже семь, что МЕРЗОСТЬ ДУШЕ ЕГО: ГЛАЗА ГОРДЫЕ, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».
Прит.16:5 «МЕРЗОСТЬ ПРЕД ГОСПОДОМ ВСЯКИЙ НАДМЕННЫЙ СЕРДЦЕМ; можно поручиться, что ОН НЕ ОСТАНЕТСЯ НЕНАКАЗАННЫМ».
Прит.26:12 «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него».
4. Послушлива
Мудрость, сходящая свыше, послушлива. Мудрый человек, это тот, кто способен быть послушным Господу, и той власти, которую Господь установил над ним. Это может быть государственная власть, власть мужа над женой, власть родителей, власть начальства на работе, власть церковная.
Человек, непослушный власти, является немудрым человеком, так как он теряет благословение Божие, связанное с послушанием. Более того, непослушный власти человек может быть наказан за своё непослушание. Поэтому мудрый человек, это тот, который способен легко повиноваться и быть послушным.
Глупый человек это тот, кто горд, и поэтому неспособен к повиновению. Такой человек не может получить Божью благодать, и делает Бога своим противником. Давайте посмотрим, как Библия говорит о послушании и благословении за него, и также о непослушании и наказании за него:
Рим.13:1-4 «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему ПРОТИВЯЩИЙСЯ ВЛАСТИ ПРОТИВИТСЯ БОЖИЮ УСТАНОВЛЕНИЮ. А ПРОТИВЯЩИЕСЯ САМИ НАВЛЕКУТ НА СЕБЯ ОСУЖДЕНИЕ. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».
Еф.5:21-24 «ПОВИНУЯСЬ ДРУГ ДРУГУ В СТРАХЕ БОЖИЕМ. ЖЕНЫ, ПОВИНУЙТЕСЬ СВОИМ МУЖЬЯМ, КАК ГОСПОДУ, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем».
Еф.6:1-8 «ДЕТИ, ПОВИНУЙТЕСЬ СВОИМ РОДИТЕЛЯМ В ГОСПОДЕ, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: ДА БУДЕТ ТЕБЕ БЛАГО, И БУДЕШЬ ДОЛГОЛЕТЕН НА ЗЕМЛЕ. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. РАБЫ, ПОВИНУЙТЕСЬ ГОСПОДАМ СВОИМ по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, КАК ХРИСТУ».
Евр.13:17 «ПОВИНУЙТЕСЬ НАСТАВНИКАМ ВАШИМ И БУДЬТЕ ПОКОРНЫ, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».
И, как мы уже сказали выше, непослушный, неспособный повиноваться человек не может получить благодать от Господа, и Бог противится такому человеку. Поэтому такой человек является глупым, потому что он сам себя лишает благодати Божьей и делается противником Богу:
1Пет.5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
5. Полна милосердия и добрых плодов
Ещё одной характеристикой мудрости, сходящей свыше, является то, что она полна милосердия и добрых плодов. Почему это мудро быть милосердным и делать добрые дела? Во-первых, потому что это угодно Богу, и во-вторых, потому что добро, которое мы делаем другим, возвратится к нам в ещё большей мере. Делая добро другим, мы, фактически, делаем его самому себе:
Прит.11:17 «ЧЕЛОВЕК МИЛОСЕРДЫЙ БЛАГОТВОРИТ ДУШЕ СВОЕЙ, а жестокосердый разрушает плоть свою».
Прит.19:17 «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его».
Еккл.11:1 «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его».
Лук.6:35-38 «Но вы любите врагов ваших, и БЛАГОТВОРИТЕ, И ВЗАЙМЫ ДАВАЙТЕ, НЕ ОЖИДАЯ НИЧЕГО; И БУДЕТ ВАМ НАГРАДА ВЕЛИКАЯ, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; ДАВАЙТЕ, И ДАСТСЯ ВАМ: МЕРОЮ ДОБРОЮ, УТРЯСЕННОЮ, НАГНЕТЕННОЮ И ПЕРЕПОЛНЕННОЮ ОТСЫПЛЮТ ВАМ В ЛОНО ВАШЕ; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».
И наоборот, жадный, немилосердный, не делающий добра другим людям человек, получит в награду то же. Будет время, когда ему нужна будет помощь, и он её не получит, так как не помогал другим. Поэтому такой человек является неразумным и глупым:
Прит.14:21 «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен».
Прит.21:13 «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан».
6. Беспристрастна
Мудрость, сходящая свыше, беспристрастна. Быть беспристрастным означает одинаково относиться ко всем, независимо от богатства, красоты или положения человека в обществе. Быть беспристрастным означает не оказывать лицеприятие для корысти (Иуды 1:16). Бог неоднократно призывал свой народ быть именно такими людьми:
Лев.19:15 «Не делайте неправды на суде; НЕ БУДЬ ЛИЦЕПРИЯТЕН К НИЩЕМУ И НЕ УГОЖДАЙ ЛИЦУ ВЕЛИКОГО; по правде суди ближнего твоего».
2Пар.19:7 «Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства».
Быть пристрастным и лицеприятным означает делать грех, и это не признак мудрости, а признак глупости:
Прит.18:5 «Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде».
Прит.28:21 «Быть лицеприятным - нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду».
Иак.2:1-9 «Братия мои! ИМЕЙТЕ ВЕРУ В ИИСУСА ХРИСТА НАШЕГО ГОСПОДА СЛАВЫ, НЕ ВЗИРАЯ НА ЛИЦА. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. НО ЕСЛИ ПОСТУПАЕТЕ С ЛИЦЕПРИЯТИЕМ, ТО ГРЕХ ДЕЛАЕТЕ, И ПЕРЕД ЗАКОНОМ ОКАЗЫВАЕТЕСЬ ПРЕСТУПНИКАМИ».
7. Нелицемерна
Мудрость, сходящая свыше нелицемерна. Что же означает слово «лицемерие»? Лицемерие – это притворство, это игра в какую-либо роль. Лицемерие – это старание показать себя кем-то, кем мы не являемся, это ведение двойной жизни. Быть лицемером – глупо, потому что придёт время, когда всё тайное станет явным. Тогда все лицемеры будут чувствовать себя очень неудобно.
Иисус Христос строго обличал религиозных лицемеров своего времени. Он обличал книжников и фарисеев за то, что они старались представить себя праведными перед людьми, но не были такими в действительности.
Бог хочет, чтобы мы были искренними, честными, непритворными, настоящими христианами. Мудрость заключается в том, чтобы действительно быть такими людьми. Людям, которые не притворяются, и которым нечего скрывать, никогда не будет стыдно за их поступки. Им нечего бояться Божьего суда, на котором Бог будет судить тайные дела людей. Потому что у них нет тайных скрытых постыдных дел:
Матф.23:27-28 «ГОРЕ ВАМ, КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ, ЛИЦЕМЕРЫ, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; ТАК И ВЫ ПО НАРУЖНОСТИ КАЖЕТЕСЬ ЛЮДЯМ ПРАВЕДНЫМИ, А ВНУТРИ ИСПОЛНЕНЫ ЛИЦЕМЕРИЯ И БЕЗЗАКОНИЯ».
Лук.12:1-3 «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: БЕРЕГИТЕСЬ закваски фарисейской, которая есть ЛИЦЕМЕРИЕ. НЕТ НИЧЕГО СОКРОВЕННОГО, ЧТО НЕ ОТКРЫЛОСЬ БЫ, И ТАЙНОГО, ЧЕГО НЕ УЗНАЛИ БЫ. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях».
Рим.2:16 «В день, когда, по благовествованию моему, БОГ БУДЕТ СУДИТЬ ТАЙНЫЕ ДЕЛА ЧЕЛОВЕКОВ через Иисуса Христа».
Итак, мы рассмотрели семь качеств мудрости от Бога, мудрости сходящей свыше. Такая мудрость чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Эти семь качеств (пре)мудрости символически называются в Священном Писании семью столбами дома премудрости:
Прит.9:1-6 «ПРЕМУДРОСТЬ ПОСТРОИЛА СЕБЕ ДОМ, ВЫТЕСАЛА СЕМЬ СТОЛБОВ ЕГО, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: кто неразумен, обратись сюда! И скудоумному она сказала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».
Как обрести мудрость?
Исследуя то, что Библия говорит о настоящей мудрости, мы возможно, заметили, что у нас недостаёт какого-то качества этой мудрости. Но как же приобрести мудрость, если её у нас нет? Откуда она может появиться? Писание говорит нам, что главным источником настоящей мудрости является Бог, и Он даёт её нам несколькими способами:
1) ИСТОЧНИКОМ МУДРОСТИ ЕСТЬ МОЛИТВА. Для того, чтобы получить мудрость, нужно молиться и просить Бога о ней. Царь Соломон знал об этом. Он просил у Бога мудрости, и Богу очень понравилась его просьба. Он дал ему мудрость, и ещё много чего в добавление к ней:
Прит.2:6 «Ибо ГОСПОДЬ ДАЕТ МУДРОСТЬ; из уст Его - знание и разум».
Иак.1:5-7 «Если же у кого из вас недостает мудрости, ДА ПРОСИТ У БОГА, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа».
3Цар.3:9-13 «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои».
2) ИСТОЧНИКОМ МУДРОСТИ ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ СЛОВО БОЖИЕ. Апостол Павел писал Тимофею, что Священные Писания могут умудрить его, то есть, дать ему мудрость, необходимую для спасения:
2Тим.3:15 «Притом же ты из детства знаешь СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ, которые МОГУТ УМУДРИТЬ ТЕБЯ во спасение верою во Христа Иисуса».
3) МУДРОСТЬ НАЧИНАЕТСЯ СО СТРАХА ПЕРЕД ГОСПОДОМ:
Прит.9:10 «Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого – разум».
4) МУДРОСТЬ ПРИХОДИТ ОТ СЛУШАНИЯ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ:
Прит.1:1-2 «ПРИТЧИ СОЛОМОНА, сына Давидова, царя Израильского, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ МУДРОСТЬ и наставление, понять изречения разума».
Прит.13:21 «ОБЩАЮЩИЙСЯ С МУДРЫМИ БУДЕТ МУДР, а кто дружит с глупыми, развратится».
5) МУДРОСТЬ ПРИХОДИТ ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОЗНАНИЯ:
Прит.2:1-6 «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум».
Еккл.7:25 «Обратился я сердцем моим к тому, чтобы УЗНАТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ И ИЗЫСКАТЬ МУДРОСТЬ и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия».
6) МУДРОСТЬ ПРИХОДИТ ОТ ДИСЦИПЛИНЫ И НАКАЗАНИЯ:
Притч 29:15 «РОЗГА И ОБЛИЧЕНИЕ ДАЮТ МУДРОСТЬ; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери».
7) МУДРОСТЬ ПРИХОДИТ ОТ НАУЧЕНИЯ И ВРАЗУМЛЕНИЯ:
Кол 3:16 «СЛОВО ХРИСТОВО ДА ВСЕЛЯЕТСЯ В ВАС ОБИЛЬНО, СО ВСЯКОЮ ПРЕМУДРОСТЬЮ; НАУЧАЙТЕ И ВРАЗУМЛЯЙТЕ ДРУГ ДРУГА псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».
В этой главе мы поговорим о премудрости и мудрости. Люди не всегда до конца понимают, что значат эти слова в Библейском языке, и даже в простой обыденной жизни. Но почти все согласятся, что мудрость – это что-то хорошее, и почти все хотят, чтобы их считали и называли мудрыми. Никто не хочет, чтобы о нём говорили, как о немудром, глупом или безумном человеке. Мудрость является очень важным качеством, которым должен обладать каждый верующий человек, ученик Иисуса Христа.
Начиная говорить на эту тему нам следует, во-первых, дать определение тому, что такое премудрость, и что такое мудрость. Следует заметить, что в русском Синодальном переводе используется как одно, так и другое слово, но в еврейском и греческом подлинниках нет двух разных слов, для определения премудрости и мудрости.
Одно и то же слово еврейского или греческого текста иногда переводится на русский язык как «премудрость», а иногда как «мудрость». Поэтому слова «премудрость» и «мудрость» означают одно и то же. Вероятно, переводчики больше предпочитали слово «премудрость» в тех местах, где конкретно говорится о мудрости Божией, или мудрости, приходящей от Бога. В этой главе мы будем, в основном, пользоваться словом «мудрость».
Итак, что же такое мудрость?
«Краткий религиозно-философский словарь» даёт такое определение слову «мудрость»:
МУДРОСТЬ – в философии нечто большее, чем интеллектуальная развитость, обладание обширным знанием или же компетентность эксперта. Это способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством, призванием и назначением человека, с духовно-нравственными основами его мысли и жизни; это также искусство жить согласно обретенному смыслу. В древней философии мудрость рассматривалась как источник всех совершенств человека, его добродетели и счастья. Но нередки признания скорбного характера подлинной мудрости (Еккл.1.18).
Ещё одно определение слова мудрость звучит так: «Мудрость – это всесторонние знания, применяемые на практике». Но это определение довольно узкое и поверхностное, относящееся скорее к обычной человеческой мудрости. Библия даёт чёткое и конкретное определение (пре)мудрости:
Иова 28:28 «И сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум».
Истинная, настоящая премудрость пред Богом – это страх Господень. Только человек, имеющий страх Божий, является по-настоящему мудрым человеком. В чём конкретно будет проявляться мудрость в жизни такого человека? Об этом нам говорит Иаков в своём послании. Но мы рассмотрим его объяснение чуть позже, а сейчас давайте исследуем некоторые факты о премудрости, которые откроют нам удивительные вещи.
Происхождение премудрости
Книга Притчей Соломоновых посвящена теме премудрости. И то, что она открывает нам, идёт гораздо дальше обычных человеческих представлений о премудрости. Восьмая глава книги Притчей начинается такими словами: «Не премудрость ли взывает?». О чём же она взывает, о чём она говорит нам? Давайте прочитаем об этом далее в той же главе.
Прит.8:22-36 «Господь имел меня НАЧАЛОМ ПУТИ СВОЕГО, ПРЕЖДЕ СОЗДАНИЙ СВОИХ, искони; от века Я ПОМАЗАНА, от начала, прежде бытия земли.
Я РОДИЛАСЬ, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
Я РОДИЛАСЬ прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
Потому что, КТО НАШЕЛ МЕНЯ, ТОТ НАШЕЛ ЖИЗНЬ, И ПОЛУЧИТ БЛАГОДАТЬ ОТ ГОСПОДА; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
Итак, премудрость была НАЧАЛОМ БОЖЬЕГО ПУТИ, она была прежде всех Божьих созданий, она РОДИЛАСЬ прежде сотворения начальных пылинок вселенной, она участвовала в творении. Кто нашёл премудрость, тот нашёл ЖИЗНЬ, и получит БЛАГОДАТЬ от Господа. О премудрости также сказано, что она ПОМАЗАНА. Слово Христос в переводе с греческого языка значит ПОМАЗАННИК. Если мы подумаем хорошо об этих особенностях премудрости, и сравним их с текстами Нового Завета, говорящими об Иисусе Христе, то заметим удивительную схожесть. Давайте посмотрим, как Новый Завет говорит об Иисусе Христе:
Откр.3:14 «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, НАЧАЛО СОЗДАНИЯ БОЖИЯ».
Слова НАЧАЛО СОЗДАНИЯ БОЖИЯ не значат, что Иисус был создан. Они значат, что Он был прежде создания, и через Него всё начало быть. Обратите внимание, как эти слова соответствуют описанию премудрости, о которой говорится: «Господь имел меня НАЧАЛОМ ПУТИ СВОЕГО, ПРЕЖДЕ СОЗДАНИЙ СВОИХ» (Пр. 8:22).
Апостол Иоанн писал об Иисусе Христе такие слова:
Иоан.1:1-4 «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. ВСЕ ЧРЕЗ НЕГО НАЧАЛО БЫТЬ, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была ЖИЗНЬ, и жизнь была свет человеков».
Иоан.1:16-17 «И от полноты Его все мы приняли и БЛАГОДАТЬ на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».
Снова, обратите внимание на то, что об Иисусе сказано: «В Нем была ЖИЗНЬ», и также: «И от полноты Его все мы приняли и БЛАГОДАТЬ на благодать», а премудрость говорит о себе так: «Кто нашел меня, тот нашел ЖИЗНЬ, и получит БЛАГОДАТЬ от Господа» (Пр.8:35).
Читая Библию невозможно не заметить эти параллели между премудростью Божией и Сыном Божиим Иисусом Христом. Сравнивая их описания, мы можем прийти к выводу, что Книга Притчей, восьмая глава, говорит об Иисусе Христе, как о воплощённой премудрости Божией. Есть ли подтверждение этому ещё где-нибудь в Библии? Да есть. Новый Завет прямо называет Иисуса Христа премудростью от Бога, и говорит, что в Нём находятся все сокровища премудрости и ведения. Давайте прочитаем эти тексты в двух Посланиях Апостола Павла:
1Кор.1:30 «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас ПРЕМУДРОСТЬЮ от Бога, праведностью и освящением и искуплением».
Кол.2:2-3 «Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и ХРИСТА, В КОТОРОМ СОКРЫТЫ ВСЕ СОКРОВИЩА ПРЕМУДРОСТИ и ведения».
Итак, Иисус является воплощённым словом Божиим (Ин.1:14), и воплощённой премудростью Божией. Божий Сын, пришедший во плоти, был самым мудрым Человеком, жившим когда-либо на этой земле. Вообще, самым мудрым человеком обычно считается Соломон. Но Иисус Христос был несравненно мудрее Соломона. Когда однажды Он говорил к народу, то сказал о Себе такие слова:
Лук.11:31 «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; И ВОТ, ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ СОЛОМОНА».
Если мы действительно хотим быть мудрыми людьми, нам нужно учиться у Иисуса, последовать Ему, и подражать Ему. Но в то же время, давайте помнить, что мудрость, находящаяся в Иисусе Христе, совершенно отличается от обычной человеческой мудрости, от мудрости земной. Давайте сначала рассмотрим, чем характеризируется земная мудрость, а потом рассмотрим качества мудрости, сходящей свыше, от Бога.
Земная мудрость
Существуют разные виды мудрости. Поэтому, когда мы в Писании или в жизни встречаемся со словом «мудрость», то нужно разобраться, что это за мудрость, о которой говорится в данный момент. Есть мудрость Божия, сходящая свыше, и есть мудрость человеческая, земная, душевная, бесовская. Каждая из этих мудростей имеет свои качества и характеристики. Давайте посмотрим сейчас, как в Библии описывается мудрость земная, человеческая, и в каком контрасте она находится с мудростью Божией, которая наиболее была явлена людям в личности Божьего Сына Иисуса Христа:
1Кор.1:17-31 «Ибо Христос послал меня не крестить, а БЛАГОВЕСТВОВАТЬ, НЕ В ПРЕМУДРОСТИ СЛОВА, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: ПОГУБЛЮ МУДРОСТЬ МУДРЕЦОВ, и разум разумных отвергну.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? НЕ ОБРАТИЛ ЛИ БОГ МУДРОСТЬ МИРА СЕГО В БЕЗУМИЕ? Ибо когда МИР СВОЕЮ МУДРОСТЬЮ НЕ ПОЗНАЛ БОГА В ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, ХРИСТА, БОЖИЮ СИЛУ И БОЖИЮ ПРЕМУДРОСТЬ;
ПОТОМУ ЧТО НЕМУДРОЕ БОЖИЕ ПРЕМУДРЕЕ ЧЕЛОВЕКОВ, и немощное Божие сильнее человеков. ПОСМОТРИТЕ, БРАТИЯ, КТО ВЫ, ПРИЗВАННЫЕ: НЕ МНОГО ИЗ ВАС МУДРЫХ ПО ПЛОТИ, не много сильных, не много благородных; НО БОГ ИЗБРАЛ НЕМУДРОЕ МИРА, ЧТОБЫ ПОСРАМИТЬ МУДРЫХ, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
От Него и ВЫ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ, КОТОРЫЙ СДЕЛАЛСЯ ДЛЯ НАС ПРЕМУДРОСТЬЮ ОТ БОГА, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом».
Некоторые качества земной мудрости записаны в Послании Иакова:
Иак.3:13-16 «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое».
Итак, земная, душевная, бесовская мудрость характеризируется наличием горькой зависти и сварливости. Люди, которые завидуют другим и стараются опередить других в приобретении материальных ценностей, считают себя очень мудрыми. Сварливые люди, доказывающие любой ценой свою правоту, унижая и оскорбляя при этом других, считают себя очень мудрыми. Но это мудрость не Божия, это мудрость бесовская. Может быть, такие люди и кажутся сами себе или другим мудрыми, но пред Богом они являются глупцами и безумцами. Такие люди могут чего-то добиться в этой жизни, но они не войдут в жизнь вечную с Богом.
Мудрость, сходящая свыше
Возможно, мы задаём себе вопрос: «Но что же является настоящей мудростью? Какими качествами обладает человек, владеющий такой мудростью?». Давайте прочитаем снова продолжение того текста, который мы читали в послании Иакова. В нём мы увидим описание настоящей мудрости. Она имеет семь основных характеристик:
Иак.3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
1. Чиста
Итак, начнём наше рассмотрение качеств мудрости. Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста. Что же имеется в виду под этим словом? Это слово означает в первую очередь нравственную чистоту. Оно означает чистоту в половых отношениях. Люди, занимающиеся блудом, развратом, или прелюбодеянием, считают себя очень мудрыми в этом мире. Блуд – это половые отношения до брака, или неестественные половые отношения, такие, как гомосексуализм. Прелюбодеяние – это супружеская измена. Прелюбодействовать, означает, находясь в браке, иметь половые или любовные отношения с кем-то другим кроме своего супруга или супруги. Слово разврат может применяться как к блуду, так и к прелюбодеянию.
Как мы уже сказали, люди, занимающиеся такими грехами, считают себя очень мудрыми. Они получают удовольствие, получают то, что хотят от жизни, и думают, что это им ничем не повредит. Они высмеивают тех, которые хранят себя чистыми. Но кто-то сказал, что хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Священное Писание говорит нам, что люди, занимающиеся развратом, являются глупцами, которые пожнут тяжёлые последствия своих грехов ещё в этой жизни, и потом навсегда в вечности. Люди, хранящие себя чистыми, являются по-настоящему мудрыми людьми, которые получат Божье благословение и в этой жизни, и в жизни вечной.
Бог требует полной верности и чистоты в браке. Бог также хочет, чтобы мы хранили себя чистыми до брака, и ни с кем не вступали в интимные отношения до брака. Он хочет, чтобы мы были верны нашему будущему супругу или супруге и подарили себя чистыми друг для друга в день брака. В Библии сказано, что блудников и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13: 4). Эти люди также будут наказаны церковью, потому что Бог дал право церкви наказывать таких людей (1-е Коринфянам, 5-я глава).
У людей, которые делают грехи блуда и прелюбодеяния, не будет успешной семейной жизни и счастья, они могут заболеть на разные неизлечимые, тяжёлые болезни, которые могут передаться их детям ещё даже до рождения. Они часто имеют психические и нервные расстройства и депрессию. Более того, если они не покаются, то после Божьего суда они будут брошены на вечные мучения в озеро огненное. Нарушение Божьих заповедей несёт за собой тяжёлые последствия и в этой жизни и после смерти.
Диавол никому не желает добра. Он обещает людям свободу, наслаждение и счастье через грех, а вместо этого даёт им неизлечимые болезни, депрессию и разрушенную судьбу. Более того, он хочет, чтобы люди страдали не только в этой жизни, но и потом, после смерти и Божьего суда, вечно мучились вместе с ним в озере огненном. И от этого страдания никогда не будет никакого избавления. Снова повторим, что мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста. Люди, хранящие себя чистыми от блуда и разврата, являются действительно мудрыми людьми.
2. Мирна
Следующее качество мудрости, сходящей свыше – она мирна. Мудрый человек, это тот, кто стремится к миру и старается иметь мир со всеми, как тому учит Священное Писание:
Иак.3:18 «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир».
1Пет.3:8-11 «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, ДРУЖЕЛЮБНЫ, смиренномудры; НЕ ВОЗДАВАЙТЕ ЗЛОМ ЗА ЗЛО ИЛИ РУГАТЕЛЬСТВОМ ЗА РУГАТЕЛЬСТВО; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. ИБО, КТО ЛЮБИТ ЖИЗНЬ И ХОЧЕТ ВИДЕТЬ ДОБРЫЕ ДНИ, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ИЩИ МИРА И СТРЕМИСЬ К НЕМУ».
Рим.12:16-18 «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; НИКОМУ НЕ ВОЗДАВАЙТЕ ЗЛОМ ЗА ЗЛО, но пекитесь о добром перед всеми человеками. ЕСЛИ ВОЗМОЖНО С ВАШЕЙ СТОРОНЫ, БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ».
Евр.12:14 «СТАРАЙТЕСЬ ИМЕТЬ МИР СО ВСЕМИ И СВЯТОСТЬ, без которой никто не увидит Господа».
Глупый человек это тот, кто любит конфликты и ссоры, это скандальный человек, любящий любой ценой доказывать свою правоту. Это человек, теряющий мир и хорошие отношения с людьми из-за мелочей. Это человек, не умеющий прощать и просить прощения. Это человек, старающийся сделать всех виноватыми, и постоянно напоминающий другим об их проступках и недостатках. В то же время он, обычно, не видит своих недостатков.
Такой человек может считать себя очень мудрым в своих глазах, но в реальности он является глупцом. Почему? Потому, что, поступая так, он грешит пред Богом, и лишает себя вечной жизни. Кроме этого такой человек никогда не сможет иметь настоящих друзей на долгое время. Ведь своими поступками он сам будет удалять от себя друзей, и обречёт себя на одиночество. Обычно, никто не хочет дружить со скандальными людьми.
Прит.12:16 «У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление».
Прит.17:9 «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга».
Прит.17:19 «Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения».
Прит.20:3 «Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен».
3. Скромна
Мудрость, сходящая свыше, также скромна. Скромность, это такое качество, при котором человек «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего» (1Кор.13:4-5). Скромный человек, это такой человек, который не тщеславится, не хвалиться тем, что у него есть (Гал.5:25-26). Скромный человек не имеет завышенного мнения о себе, он способен здраво оценивать себя:
Рим.12:3 «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; НО ДУМАЙТЕ СКРОМНО, по мере веры, какую каждому Бог уделил».
Почему это мудро, быть скромным? Давайте найдём ответ на это в словах Иисуса Христа:
Лук.14:7-11 «Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ИБО ВСЯКИЙ ВОЗВЫШАЮЩИЙ САМ СЕБЯ УНИЖЕН БУДЕТ, А УНИЖАЮЩИЙ СЕБЯ ВОЗВЫСИТСЯ».
Лук.18:9-14 «СКАЗАЛ ТАКЖЕ К НЕКОТОРЫМ, КОТОРЫЕ УВЕРЕНЫ БЫЛИ О СЕБЕ, ЧТО ОНИ ПРАВЕДНЫ, И УНИЧИЖАЛИ ДРУГИХ, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ИБО ВСЯКИЙ, ВОЗВЫШАЮЩИЙ САМ СЕБЯ, УНИЖЕН БУДЕТ, А УНИЖАЮЩИЙ СЕБЯ ВОЗВЫСИТСЯ».
Писание называет глупыми тех людей, которые горды, самохвалы, возвышают себя, самонадеянны, имеют слишком высокое мнение о себе. Бог ненавидит такое поведение, и такие люди обязательно будут наказаны:
Прит.6:16-19 «ВОТ шесть, ЧТО НЕНАВИДИТ ГОСПОДЬ, даже семь, что МЕРЗОСТЬ ДУШЕ ЕГО: ГЛАЗА ГОРДЫЕ, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».
Прит.16:5 «МЕРЗОСТЬ ПРЕД ГОСПОДОМ ВСЯКИЙ НАДМЕННЫЙ СЕРДЦЕМ; можно поручиться, что ОН НЕ ОСТАНЕТСЯ НЕНАКАЗАННЫМ».
Прит.26:12 «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него».
4. Послушлива
Мудрость, сходящая свыше, послушлива. Мудрый человек, это тот, кто способен быть послушным Господу, и той власти, которую Господь установил над ним. Это может быть государственная власть, власть мужа над женой, власть родителей, власть начальства на работе, власть церковная.
Человек, непослушный власти, является немудрым человеком, так как он теряет благословение Божие, связанное с послушанием. Более того, непослушный власти человек может быть наказан за своё непослушание. Поэтому мудрый человек, это тот, который способен легко повиноваться и быть послушным.
Глупый человек это тот, кто горд, и поэтому неспособен к повиновению. Такой человек не может получить Божью благодать, и делает Бога своим противником. Давайте посмотрим, как Библия говорит о послушании и благословении за него, и также о непослушании и наказании за него:
Рим.13:1-4 «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему ПРОТИВЯЩИЙСЯ ВЛАСТИ ПРОТИВИТСЯ БОЖИЮ УСТАНОВЛЕНИЮ. А ПРОТИВЯЩИЕСЯ САМИ НАВЛЕКУТ НА СЕБЯ ОСУЖДЕНИЕ. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».
Еф.5:21-24 «ПОВИНУЯСЬ ДРУГ ДРУГУ В СТРАХЕ БОЖИЕМ. ЖЕНЫ, ПОВИНУЙТЕСЬ СВОИМ МУЖЬЯМ, КАК ГОСПОДУ, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем».
Еф.6:1-8 «ДЕТИ, ПОВИНУЙТЕСЬ СВОИМ РОДИТЕЛЯМ В ГОСПОДЕ, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: ДА БУДЕТ ТЕБЕ БЛАГО, И БУДЕШЬ ДОЛГОЛЕТЕН НА ЗЕМЛЕ. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. РАБЫ, ПОВИНУЙТЕСЬ ГОСПОДАМ СВОИМ по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, КАК ХРИСТУ».
Евр.13:17 «ПОВИНУЙТЕСЬ НАСТАВНИКАМ ВАШИМ И БУДЬТЕ ПОКОРНЫ, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».
И, как мы уже сказали выше, непослушный, неспособный повиноваться человек не может получить благодать от Господа, и Бог противится такому человеку. Поэтому такой человек является глупым, потому что он сам себя лишает благодати Божьей и делается противником Богу:
1Пет.5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
5. Полна милосердия и добрых плодов
Ещё одной характеристикой мудрости, сходящей свыше, является то, что она полна милосердия и добрых плодов. Почему это мудро быть милосердным и делать добрые дела? Во-первых, потому что это угодно Богу, и во-вторых, потому что добро, которое мы делаем другим, возвратится к нам в ещё большей мере. Делая добро другим, мы, фактически, делаем его самому себе:
Прит.11:17 «ЧЕЛОВЕК МИЛОСЕРДЫЙ БЛАГОТВОРИТ ДУШЕ СВОЕЙ, а жестокосердый разрушает плоть свою».
Прит.19:17 «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его».
Еккл.11:1 «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его».
Лук.6:35-38 «Но вы любите врагов ваших, и БЛАГОТВОРИТЕ, И ВЗАЙМЫ ДАВАЙТЕ, НЕ ОЖИДАЯ НИЧЕГО; И БУДЕТ ВАМ НАГРАДА ВЕЛИКАЯ, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; ДАВАЙТЕ, И ДАСТСЯ ВАМ: МЕРОЮ ДОБРОЮ, УТРЯСЕННОЮ, НАГНЕТЕННОЮ И ПЕРЕПОЛНЕННОЮ ОТСЫПЛЮТ ВАМ В ЛОНО ВАШЕ; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».
И наоборот, жадный, немилосердный, не делающий добра другим людям человек, получит в награду то же. Будет время, когда ему нужна будет помощь, и он её не получит, так как не помогал другим. Поэтому такой человек является неразумным и глупым:
Прит.14:21 «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен».
Прит.21:13 «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан».
6. Беспристрастна
Мудрость, сходящая свыше, беспристрастна. Быть беспристрастным означает одинаково относиться ко всем, независимо от богатства, красоты или положения человека в обществе. Быть беспристрастным означает не оказывать лицеприятие для корысти (Иуды 1:16). Бог неоднократно призывал свой народ быть именно такими людьми:
Лев.19:15 «Не делайте неправды на суде; НЕ БУДЬ ЛИЦЕПРИЯТЕН К НИЩЕМУ И НЕ УГОЖДАЙ ЛИЦУ ВЕЛИКОГО; по правде суди ближнего твоего».
2Пар.19:7 «Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства».
Быть пристрастным и лицеприятным означает делать грех, и это не признак мудрости, а признак глупости:
Прит.18:5 «Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде».
Прит.28:21 «Быть лицеприятным - нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду».
Иак.2:1-9 «Братия мои! ИМЕЙТЕ ВЕРУ В ИИСУСА ХРИСТА НАШЕГО ГОСПОДА СЛАВЫ, НЕ ВЗИРАЯ НА ЛИЦА. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. НО ЕСЛИ ПОСТУПАЕТЕ С ЛИЦЕПРИЯТИЕМ, ТО ГРЕХ ДЕЛАЕТЕ, И ПЕРЕД ЗАКОНОМ ОКАЗЫВАЕТЕСЬ ПРЕСТУПНИКАМИ».
7. Нелицемерна
Мудрость, сходящая свыше нелицемерна. Что же означает слово «лицемерие»? Лицемерие – это притворство, это игра в какую-либо роль. Лицемерие – это старание показать себя кем-то, кем мы не являемся, это ведение двойной жизни. Быть лицемером – глупо, потому что придёт время, когда всё тайное станет явным. Тогда все лицемеры будут чувствовать себя очень неудобно.
Иисус Христос строго обличал религиозных лицемеров своего времени. Он обличал книжников и фарисеев за то, что они старались представить себя праведными перед людьми, но не были такими в действительности.
Бог хочет, чтобы мы были искренними, честными, непритворными, настоящими христианами. Мудрость заключается в том, чтобы действительно быть такими людьми. Людям, которые не притворяются, и которым нечего скрывать, никогда не будет стыдно за их поступки. Им нечего бояться Божьего суда, на котором Бог будет судить тайные дела людей. Потому что у них нет тайных скрытых постыдных дел:
Матф.23:27-28 «ГОРЕ ВАМ, КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ, ЛИЦЕМЕРЫ, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; ТАК И ВЫ ПО НАРУЖНОСТИ КАЖЕТЕСЬ ЛЮДЯМ ПРАВЕДНЫМИ, А ВНУТРИ ИСПОЛНЕНЫ ЛИЦЕМЕРИЯ И БЕЗЗАКОНИЯ».
Лук.12:1-3 «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: БЕРЕГИТЕСЬ закваски фарисейской, которая есть ЛИЦЕМЕРИЕ. НЕТ НИЧЕГО СОКРОВЕННОГО, ЧТО НЕ ОТКРЫЛОСЬ БЫ, И ТАЙНОГО, ЧЕГО НЕ УЗНАЛИ БЫ. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях».
Рим.2:16 «В день, когда, по благовествованию моему, БОГ БУДЕТ СУДИТЬ ТАЙНЫЕ ДЕЛА ЧЕЛОВЕКОВ через Иисуса Христа».
Итак, мы рассмотрели семь качеств мудрости от Бога, мудрости сходящей свыше. Такая мудрость чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Эти семь качеств (пре)мудрости символически называются в Священном Писании семью столбами дома премудрости:
Прит.9:1-6 «ПРЕМУДРОСТЬ ПОСТРОИЛА СЕБЕ ДОМ, ВЫТЕСАЛА СЕМЬ СТОЛБОВ ЕГО, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: кто неразумен, обратись сюда! И скудоумному она сказала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».
Как обрести мудрость?
Исследуя то, что Библия говорит о настоящей мудрости, мы возможно, заметили, что у нас недостаёт какого-то качества этой мудрости. Но как же приобрести мудрость, если её у нас нет? Откуда она может появиться? Писание говорит нам, что главным источником настоящей мудрости является Бог, и Он даёт её нам несколькими способами:
1) ИСТОЧНИКОМ МУДРОСТИ ЕСТЬ МОЛИТВА. Для того, чтобы получить мудрость, нужно молиться и просить Бога о ней. Царь Соломон знал об этом. Он просил у Бога мудрости, и Богу очень понравилась его просьба. Он дал ему мудрость, и ещё много чего в добавление к ней:
Прит.2:6 «Ибо ГОСПОДЬ ДАЕТ МУДРОСТЬ; из уст Его - знание и разум».
Иак.1:5-7 «Если же у кого из вас недостает мудрости, ДА ПРОСИТ У БОГА, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа».
3Цар.3:9-13 «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои».
2) ИСТОЧНИКОМ МУДРОСТИ ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ СЛОВО БОЖИЕ. Апостол Павел писал Тимофею, что Священные Писания могут умудрить его, то есть, дать ему мудрость, необходимую для спасения:
2Тим.3:15 «Притом же ты из детства знаешь СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ, которые МОГУТ УМУДРИТЬ ТЕБЯ во спасение верою во Христа Иисуса».
3) МУДРОСТЬ НАЧИНАЕТСЯ СО СТРАХА ПЕРЕД ГОСПОДОМ:
Прит.9:10 «Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого – разум».
4) МУДРОСТЬ ПРИХОДИТ ОТ СЛУШАНИЯ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ:
Прит.1:1-2 «ПРИТЧИ СОЛОМОНА, сына Давидова, царя Израильского, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ МУДРОСТЬ и наставление, понять изречения разума».
Прит.13:21 «ОБЩАЮЩИЙСЯ С МУДРЫМИ БУДЕТ МУДР, а кто дружит с глупыми, развратится».
5) МУДРОСТЬ ПРИХОДИТ ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОЗНАНИЯ:
Прит.2:1-6 «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум».
Еккл.7:25 «Обратился я сердцем моим к тому, чтобы УЗНАТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ И ИЗЫСКАТЬ МУДРОСТЬ и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия».
6) МУДРОСТЬ ПРИХОДИТ ОТ ДИСЦИПЛИНЫ И НАКАЗАНИЯ:
Притч 29:15 «РОЗГА И ОБЛИЧЕНИЕ ДАЮТ МУДРОСТЬ; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери».
7) МУДРОСТЬ ПРИХОДИТ ОТ НАУЧЕНИЯ И ВРАЗУМЛЕНИЯ:
Кол 3:16 «СЛОВО ХРИСТОВО ДА ВСЕЛЯЕТСЯ В ВАС ОБИЛЬНО, СО ВСЯКОЮ ПРЕМУДРОСТЬЮ; НАУЧАЙТЕ И ВРАЗУМЛЯЙТЕ ДРУГ ДРУГА псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».