Епископы
Мы видим из Писания, что епископ и пресвитер – это было одно служение в ранней Церкви. Пресвитер (старейшина) – это должность, а епископ (блюститель, присматривающий) – это название, подчёркивающее обязанность пресвитера. Третье название для этого служения – пастырь (пастух). Разделение между этими названиями, и закрепление разного уровня власти в церкви, и разного служения за пресвитерами и епископами не основано на Библии, а на более поздней традиции.
Со временем, после смерти Апостолов и завершения написания Нового Завета, в истории Церкви епископ стал начальствующим над пресвитерами с правом рукоположения. Епископы руководили рядом церквей в определённой местности, или одной церковью в больших городах. Они старались перенять положение и служение, которое в какой-то мере перекликалось с положением и служением Апостолов. Хотя, как было уже сказано выше, служение и положение Апостолов было уникально, и после их смерти никто не может в полной мере занять то положение и служение, которое было у них:
2Кор.11:28 «Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах».
Тит.1:1-5 «ПАВЕЛ, РАБ БОЖИЙ, АПОСТОЛ ЖЕ ИИСУСА ХРИСТА, по вере избранных Божиих и познанию истины, [относящейся] к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, - ТИТУ, ИСТИННОМУ СЫНУ ПО ОБЩЕЙ ВЕРЕ: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. ДЛЯ ТОГО Я ОСТАВИЛ ТЕБЯ В КРИТЕ, ЧТОБЫ ТЫ ДОВЕРШИЛ НЕДОКОНЧЕННОЕ И ПОСТАВИЛ ПО ВСЕМ ГОРОДАМ ПРЕСВИТЕРОВ, как я тебе приказывал».
Пресвитеры – пастыри и учители поместной церкви
Пресвитеры являются пастырями, блюстителями и учителями поместной церкви. Они избираются церковью и другими пресвитерами, и рукополагаются на это служение на основании их соответствия на это служение по Священному Писанию, и подтверждения Духом Святым:
Деян.14:23 «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».
Деян.20:17-18, 28-31 «Из Милита же послав в Ефес, он призвал ПРЕСВИТЕРОВ ЦЕРКВИ, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами.
Итак ВНИМАЙТЕ СЕБЕ И ВСЕМУ СТАДУ, В КОТОРОМ ДУХ СВЯТЫЙ ПОСТАВИЛ ВАС БЛЮСТИТЕЛЯМИ, ПАСТИ ЦЕРКОВЬ ГОСПОДА И БОГА, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие СТАДА; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».
Еф.4:11 «И ОН ПОСТАВИЛ одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, ИНЫХ ПАСТЫРЯМИ И УЧИТЕЛЯМИ».
Ответственность пастырей Церкви
Пастыри должны искать Господа, иметь близкое личное общение с Ним, слышать Его голос и повиноваться ему, чтобы быть способными правильно управлять Божиим народом, правильно пасти и вести его:
Иер.10:21 «Ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и все стадо их рассеяно».
Пастыри несут ответственность перед Богом за устройство Церкви Божией по учению Иисуса Христа:
1Тим.3:15 «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины».
Пастыри несут ответственность за правильное учение в Церкви и за непорочное и святое хождение народа пред Господом:
1Тим.4:11-16 «Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».
2Тим.4:2 «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».
Пастыри несут ответственность за сохранение мира и единства в Церкви:
Рим.15:5 «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по [учению] Христа Иисуса».
Пастыри обязаны сохранять Церковь от лжеучений:
Еф.4:11-14 «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения».
Пастыри должны быть примером для Церкви:
1Пет.5:1-4 «ПАСТЫРЕЙ ВАШИХ УМОЛЯЮ Я, СОПАСТЫРЬ и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: ПАСИТЕ БОЖИЕ СТАДО, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но ПОДАВАЯ ПРИМЕР СТАДУ; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы».
1Тим.4:12 «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но БУДЬ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ВЕРНЫХ в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».
Пастыри дадут отчёт за своё служение перед Богом. Неверных пастырей ожидает тяжёлое наказание от Бога:
Евр.13:17 «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, КАК ОБЯЗАННЫЕ ДАТЬ ОТЧЕТ; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».
Иер.23:1-2 «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь».
Отношение Церкви к пастырям
Члены церкви должны уважать и почитать пастырей с любовью:
1Фесс.5:12-13 «Просим же вас, братия, УВАЖАТЬ ТРУДЯЩИХСЯ у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и ПОЧИТАТЬ ИХ преимущественно С ЛЮБОВЬЮ за дело их; будьте в мире между собою».
1Тим.5:17 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые ТРУДЯТСЯ В СЛОВЕ И УЧЕНИИ».
Члены церкви должны повиноваться и быть покорными пастырям:
1Пет.5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Евреям 13:17 «ПОВИНУЙТЕСЬ НАСТАВНИКАМ ВАШИМ И БУДЬТЕ ПОКОРНЫ, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно».
Члены церкви должны поддерживать пастырей материально, чтобы они могли не отвлекаясь, беспрепятственно и плодотворно совершать своё служение, не связывая себя делами житейскими:
Матф.10:9-10 «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ИБО ТРУДЯЩИЙСЯ ДОСТОИН ПРОПИТАНИЯ».
1Кор.9:7-10, 13-14 «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: НЕ ЗАГРАЖДАЙ РТА У ВОЛА МОЛОТЯЩЕГО. О ВОЛАХ ЛИ ПЕЧЕТСЯ БОГ? ИЛИ, КОНЕЧНО, ДЛЯ НАС ГОВОРИТСЯ? Так, для нас это написано; ибо, КТО ПАШЕТ, ДОЛЖЕН ПАХАТЬ С НАДЕЖДОЮ, И КТО МОЛОТИТ, [ДОЛЖЕН МОЛОТИТЬ] С НАДЕЖДОЮ ПОЛУЧИТЬ ОЖИДАЕМОЕ. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? ЕСЛИ ДРУГИЕ ИМЕЮТ У ВАС ВЛАСТЬ, НЕ ПАЧЕ ЛИ МЫ? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
РАЗВЕ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО СВЯЩЕННОДЕЙСТВУЮЩИЕ ПИТАЮТСЯ ОТ СВЯТИЛИЩА? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? ТАК И ГОСПОДЬ ПОВЕЛЕЛ ПРОПОВЕДУЮЩИМ ЕВАНГЕЛИЕ ЖИТЬ ОТ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ».
1Тим.5:17-18 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые ТРУДЯТСЯ В СЛОВЕ И УЧЕНИИ. Ибо Писание говорит: НЕ ЗАГРАЖДАЙ РТА У ВОЛА МОЛОТЯЩЕГО; И: ТРУДЯЩИЙСЯ ДОСТОИН НАГРАДЫ СВОЕЙ».
2Тим.2:3-7 «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. НИКАКОЙ ВОИН НЕ СВЯЗЫВАЕТ СЕБЯ ДЕЛАМИ ЖИТЕЙСКИМИ, ЧТОБЫ УГОДИТЬ ВОЕНАЧАЛЬНИКУ. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. ТРУДЯЩЕМУСЯ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦУ ПЕРВОМУ ДОЛЖНО ВКУСИТЬ ОТ ПЛОДОВ. РАЗУМЕЙ, ЧТО Я ГОВОРЮ. Да даст тебе Господь разумение во всем».
Диаконы и диаконисы
Диаконы – это помощники епископов/пресвитеров, особенно в материальных вопросах, связанных со служением Церкви. Они избираются, при необходимости, церковью, согласно Слову Божьему, и рукополагаются пресвитерами. Первый случай избрания диаконов записан в книге Деяния Апостолов, шестой главе. Там они избрались в помощь Двенадцати Апостолам, и были рукоположены Апостолами:
Фил.1:1 «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами».
Деян.6:1-6 «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки».
1Тим.3:8-13 «Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения. Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса».
Сёстры могут быть избраны на служение диаконис согласно Слову Божьему. Служение диаконис происходит в тех сферах служения, где возникает необходимость их участия. Они могут совершать служение по поручению пресвитеров в том, что им позволено учением Иисуса Христа и Апостолов:
Рим.16:1-2 «Представляю вам Фиву, сестру нашу, ДИАКОНИССУ ЦЕРКВИ КЕНХРЕЙСКОЙ. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и ОНА БЫЛА ПОМОЩНИЦЕЮ МНОГИМ И МНЕ САМОМУ».
Диакон может быть рукоположен на пресвитера после периода хорошего примерного служения, если он будет соответствовать качествам пресвитера, данным в Священном Писании:
1Тим.3:12-13 «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо ХОРОШО СЛУЖИВШИЕ ПРИГОТОВЛЯЮТ СЕБЕ ВЫСШУЮ СТЕПЕНЬ и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса».
Пресвитеры и диаконы при самовольном оставлении вверенного им служения лишаются своего звания:
Иоан.10:12-13 «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах».
Все служители должны быть рукоположены братьями служителями истинных церквей Божиих, соблюдающих заповеди Божии, и имеющих свидетельство Иисуса Христа:
Деян.6:6 «Их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки».
Тит.1:4-5 «Титу, ИСТИННОМУ СЫНУ ПО ОБЩЕЙ ВЕРЕ: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Для того я оставил тебя в Крите, ЧТОБЫ ТЫ ДОВЕРШИЛ НЕДОКОНЧЕННОЕ И ПОСТАВИЛ ПО ВСЕМ ГОРОДАМ ПРЕСВИТЕРОВ, как я тебе приказывал».
Мы видим из Писания, что епископ и пресвитер – это было одно служение в ранней Церкви. Пресвитер (старейшина) – это должность, а епископ (блюститель, присматривающий) – это название, подчёркивающее обязанность пресвитера. Третье название для этого служения – пастырь (пастух). Разделение между этими названиями, и закрепление разного уровня власти в церкви, и разного служения за пресвитерами и епископами не основано на Библии, а на более поздней традиции.
Со временем, после смерти Апостолов и завершения написания Нового Завета, в истории Церкви епископ стал начальствующим над пресвитерами с правом рукоположения. Епископы руководили рядом церквей в определённой местности, или одной церковью в больших городах. Они старались перенять положение и служение, которое в какой-то мере перекликалось с положением и служением Апостолов. Хотя, как было уже сказано выше, служение и положение Апостолов было уникально, и после их смерти никто не может в полной мере занять то положение и служение, которое было у них:
2Кор.11:28 «Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах».
Тит.1:1-5 «ПАВЕЛ, РАБ БОЖИЙ, АПОСТОЛ ЖЕ ИИСУСА ХРИСТА, по вере избранных Божиих и познанию истины, [относящейся] к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, - ТИТУ, ИСТИННОМУ СЫНУ ПО ОБЩЕЙ ВЕРЕ: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. ДЛЯ ТОГО Я ОСТАВИЛ ТЕБЯ В КРИТЕ, ЧТОБЫ ТЫ ДОВЕРШИЛ НЕДОКОНЧЕННОЕ И ПОСТАВИЛ ПО ВСЕМ ГОРОДАМ ПРЕСВИТЕРОВ, как я тебе приказывал».
Пресвитеры – пастыри и учители поместной церкви
Пресвитеры являются пастырями, блюстителями и учителями поместной церкви. Они избираются церковью и другими пресвитерами, и рукополагаются на это служение на основании их соответствия на это служение по Священному Писанию, и подтверждения Духом Святым:
Деян.14:23 «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».
Деян.20:17-18, 28-31 «Из Милита же послав в Ефес, он призвал ПРЕСВИТЕРОВ ЦЕРКВИ, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами.
Итак ВНИМАЙТЕ СЕБЕ И ВСЕМУ СТАДУ, В КОТОРОМ ДУХ СВЯТЫЙ ПОСТАВИЛ ВАС БЛЮСТИТЕЛЯМИ, ПАСТИ ЦЕРКОВЬ ГОСПОДА И БОГА, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие СТАДА; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».
Еф.4:11 «И ОН ПОСТАВИЛ одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, ИНЫХ ПАСТЫРЯМИ И УЧИТЕЛЯМИ».
Ответственность пастырей Церкви
Пастыри должны искать Господа, иметь близкое личное общение с Ним, слышать Его голос и повиноваться ему, чтобы быть способными правильно управлять Божиим народом, правильно пасти и вести его:
Иер.10:21 «Ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и все стадо их рассеяно».
Пастыри несут ответственность перед Богом за устройство Церкви Божией по учению Иисуса Христа:
1Тим.3:15 «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины».
Пастыри несут ответственность за правильное учение в Церкви и за непорочное и святое хождение народа пред Господом:
1Тим.4:11-16 «Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».
2Тим.4:2 «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».
Пастыри несут ответственность за сохранение мира и единства в Церкви:
Рим.15:5 «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по [учению] Христа Иисуса».
Пастыри обязаны сохранять Церковь от лжеучений:
Еф.4:11-14 «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения».
Пастыри должны быть примером для Церкви:
1Пет.5:1-4 «ПАСТЫРЕЙ ВАШИХ УМОЛЯЮ Я, СОПАСТЫРЬ и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: ПАСИТЕ БОЖИЕ СТАДО, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но ПОДАВАЯ ПРИМЕР СТАДУ; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы».
1Тим.4:12 «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но БУДЬ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ВЕРНЫХ в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».
Пастыри дадут отчёт за своё служение перед Богом. Неверных пастырей ожидает тяжёлое наказание от Бога:
Евр.13:17 «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, КАК ОБЯЗАННЫЕ ДАТЬ ОТЧЕТ; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».
Иер.23:1-2 «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь».
Отношение Церкви к пастырям
Члены церкви должны уважать и почитать пастырей с любовью:
1Фесс.5:12-13 «Просим же вас, братия, УВАЖАТЬ ТРУДЯЩИХСЯ у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и ПОЧИТАТЬ ИХ преимущественно С ЛЮБОВЬЮ за дело их; будьте в мире между собою».
1Тим.5:17 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые ТРУДЯТСЯ В СЛОВЕ И УЧЕНИИ».
Члены церкви должны повиноваться и быть покорными пастырям:
1Пет.5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Евреям 13:17 «ПОВИНУЙТЕСЬ НАСТАВНИКАМ ВАШИМ И БУДЬТЕ ПОКОРНЫ, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно».
Члены церкви должны поддерживать пастырей материально, чтобы они могли не отвлекаясь, беспрепятственно и плодотворно совершать своё служение, не связывая себя делами житейскими:
Матф.10:9-10 «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ИБО ТРУДЯЩИЙСЯ ДОСТОИН ПРОПИТАНИЯ».
1Кор.9:7-10, 13-14 «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: НЕ ЗАГРАЖДАЙ РТА У ВОЛА МОЛОТЯЩЕГО. О ВОЛАХ ЛИ ПЕЧЕТСЯ БОГ? ИЛИ, КОНЕЧНО, ДЛЯ НАС ГОВОРИТСЯ? Так, для нас это написано; ибо, КТО ПАШЕТ, ДОЛЖЕН ПАХАТЬ С НАДЕЖДОЮ, И КТО МОЛОТИТ, [ДОЛЖЕН МОЛОТИТЬ] С НАДЕЖДОЮ ПОЛУЧИТЬ ОЖИДАЕМОЕ. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? ЕСЛИ ДРУГИЕ ИМЕЮТ У ВАС ВЛАСТЬ, НЕ ПАЧЕ ЛИ МЫ? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
РАЗВЕ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО СВЯЩЕННОДЕЙСТВУЮЩИЕ ПИТАЮТСЯ ОТ СВЯТИЛИЩА? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? ТАК И ГОСПОДЬ ПОВЕЛЕЛ ПРОПОВЕДУЮЩИМ ЕВАНГЕЛИЕ ЖИТЬ ОТ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ».
1Тим.5:17-18 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые ТРУДЯТСЯ В СЛОВЕ И УЧЕНИИ. Ибо Писание говорит: НЕ ЗАГРАЖДАЙ РТА У ВОЛА МОЛОТЯЩЕГО; И: ТРУДЯЩИЙСЯ ДОСТОИН НАГРАДЫ СВОЕЙ».
2Тим.2:3-7 «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. НИКАКОЙ ВОИН НЕ СВЯЗЫВАЕТ СЕБЯ ДЕЛАМИ ЖИТЕЙСКИМИ, ЧТОБЫ УГОДИТЬ ВОЕНАЧАЛЬНИКУ. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. ТРУДЯЩЕМУСЯ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦУ ПЕРВОМУ ДОЛЖНО ВКУСИТЬ ОТ ПЛОДОВ. РАЗУМЕЙ, ЧТО Я ГОВОРЮ. Да даст тебе Господь разумение во всем».
Диаконы и диаконисы
Диаконы – это помощники епископов/пресвитеров, особенно в материальных вопросах, связанных со служением Церкви. Они избираются, при необходимости, церковью, согласно Слову Божьему, и рукополагаются пресвитерами. Первый случай избрания диаконов записан в книге Деяния Апостолов, шестой главе. Там они избрались в помощь Двенадцати Апостолам, и были рукоположены Апостолами:
Фил.1:1 «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами».
Деян.6:1-6 «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки».
1Тим.3:8-13 «Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения. Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса».
Сёстры могут быть избраны на служение диаконис согласно Слову Божьему. Служение диаконис происходит в тех сферах служения, где возникает необходимость их участия. Они могут совершать служение по поручению пресвитеров в том, что им позволено учением Иисуса Христа и Апостолов:
Рим.16:1-2 «Представляю вам Фиву, сестру нашу, ДИАКОНИССУ ЦЕРКВИ КЕНХРЕЙСКОЙ. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и ОНА БЫЛА ПОМОЩНИЦЕЮ МНОГИМ И МНЕ САМОМУ».
Диакон может быть рукоположен на пресвитера после периода хорошего примерного служения, если он будет соответствовать качествам пресвитера, данным в Священном Писании:
1Тим.3:12-13 «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо ХОРОШО СЛУЖИВШИЕ ПРИГОТОВЛЯЮТ СЕБЕ ВЫСШУЮ СТЕПЕНЬ и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса».
Пресвитеры и диаконы при самовольном оставлении вверенного им служения лишаются своего звания:
Иоан.10:12-13 «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах».
Все служители должны быть рукоположены братьями служителями истинных церквей Божиих, соблюдающих заповеди Божии, и имеющих свидетельство Иисуса Христа:
Деян.6:6 «Их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки».
Тит.1:4-5 «Титу, ИСТИННОМУ СЫНУ ПО ОБЩЕЙ ВЕРЕ: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Для того я оставил тебя в Крите, ЧТОБЫ ТЫ ДОВЕРШИЛ НЕДОКОНЧЕННОЕ И ПОСТАВИЛ ПО ВСЕМ ГОРОДАМ ПРЕСВИТЕРОВ, как я тебе приказывал».