Почему случаются конфликты?
Сейчас мы обратимся к ещё одной стороне семейной жизни – это разрешение конфликтов в семье. Один из самых лучших советов, которые только можно дать молодой, только что созданной семье, звучит так: «Пусть у вас никогда не будет первой ссоры». Это очень важный совет, потому что, если в семье никогда не будет первой ссоры, в этой семье никогда не будет ссор. Большинство молодых людей, вступающих в брак, думают и надеются, что они будут жить счастливо и без всяких ссор до конца своей жизни. Но не всегда так получается. Мы живём в мире, в который вошёл грех, и каждый человек, рождённый в этот мир, рождается с греховными наклонностями, или, как говорят, с греховной природой (Рим.5:12, 3:23, 7:14-25). Писание называет эту греховную природу «ветхий человек» (Рим.6:6). Эта греховная природа проявляется в греховных поступках, которые мы делаем, когда поступаем не по духу, а по плоти (Гал.5:16-23). Греховные поступки ещё называются в Писании «дела плоти». Значительная часть дел плоти, перечисленных в пятой главе Послания к Галатам – это грехи разногласия и раздора. Среди них есть вражда, ссоры, гнев, распри, разногласия, ненависть (Гал.5:20-21).
Зная всё это можно сказать, что любая христианская семья, где муж и жена проявляют плод духа, а не дела плоти, будет защищена от конфликтов и ссор. Всё, что для этого нужно – это просто жить обыкновенной христианской жизнью, которая описана для нас в Священном Писании. Каждый раз, когда в христианской семье случается конфликт, его основной причиной является то, что кто-то в этой семье перестал жить христианской жизнью, перестал проявлять плод духа, и начал жить по плоти. Если в семье между мужем и женой возникла проблема, не нужно спрашивать: «Что случилось с вашим браком?». Нужно спросить их: «Что случилось с вами, и вашей христианской жизнью? Где вы перестали поступать, как христиане и приносить плод духа?».
Разрешение конфликтов по учению Христа
Но что же всё-таки делать, когда конфликт уже произошёл? Иисус Христос в Своём учении говорил о том, как христиане должны разрешать конфликты, происходящие между ними. То, чему учил Иисус применимо как к разрешению конфликтов между любыми двумя верующими людьми, так и к разрешению конфликтов в христианской семье, между мужем и женой.
Матф.18:15-17 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».
Итак, мы видим, что, согласно Священному Писанию, конфликт должен решаться на трёх уровнях: 1) персональном, 2) со свидетелями, 3) перед церковью. Если конфликт не был решён на персональном уровне, в его решение нужно вовлечь ещё одного или двух людей. Если же конфликт не был решён и на этом уровне, то следующим этапом является его решение на уровне церкви. Давайте рассмотрим все эти три уровня решения конфликта более подробно. Но мы будем рассматривать их не в более широком смысле, как разрешение любого конфликта между двумя верующими людьми, а именно рассмотрим уровни разрешения конфликта в христианской семье.
1. Персональный уровень.
Самое первое, что муж и жена, между которыми возник конфликт, могут сделать, – это постараться решить его на персональном уровне. Что это значит? Иисус говорил об этом так:
Матф.18:15 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего».
В каждом конфликте есть сторона, которая считает себя обиженной (или более обиженной). Господь говорит людям, считающим себя обиженными своим ближним, прямо высказать это тому, кто обидел их. В семье очень важна открытость друг перед другом. Она должна быть не только тогда, когда всё идёт хорошо, но также и тогда, когда возникает проблема. Слово Божие не учит нас, что мы должны носить всё в себе. Наоборот, оно учит нас, чтобы обличать ближнего, если он ведёт себя неправильно по отношению к нам.
Если произошёл конфликт, и обе стороны замкнулись, и не хотят разговаривать, то это никогда не решит конфликта. Обиженная сторона в семье должна заговорить первой и высказать другой стороне то, что обидело её или его. Но делать это нужно ясно, конкретно и спокойно. Если в обличении не будет ясности и конкретности, или если оно будет высказано с криком и злобой, то это может усугубить конфликт, а не решить его. Очень важно обличать своего ближнего в духе кротости. Это относится как к обличению в церкви, так и к обличению в семье:
Гал.6:1 «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным».
При этом обличающий должен быть готов немедленно простить обидчика, если им будет признана его вина и сделаны шаги к исправлению. Задерживать прощение является преступлением. Со стороны виновного должны последовать признание вины, и действие исправления, если он хочет, чтобы конфликт был закончен:
Лук.17:3-4 «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему».
Матф.6:14-15 «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Нередко обе стороны в семье в какой-то степени виноваты в конфликте, поэтому часто обличение, исправление, и прощение должно последовать с обеих сторон. Любое обличение или выговор должны иметь целью исправление человека, и решение конфликта, а не быть способом наказать провинившегося человека, или отомстить ему.
2. Помощь других людей
Если конфликт невозможно решить на персональном уровне, если не происходит исправления виновной стороны, то к решению этой проблемы можно привлечь ещё одного или двух людей. Так учил Иисус:
Матф.18:16 «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово».
Причём нужно заметить, что Иисус Христос учил, чтобы сказать о конфликте и проблеме одному или двум людям, а не рассказывать всем родственникам, соседям, друзьям и знакомым. Даже если в семье есть проблема, очень важно не распространять плохие вещи о супруге и не рассказывать всем подряд о своих семейных проблемах. Следует выбрать одного или двух людей, которые могут помочь решить этот конфликт. Как выбрать правильного человека, который может помочь в этой проблеме?
Во-первых, этим человеком не должен быть кто-то, кто симпатизирует нам и всегда будет на нашей стороне. Нужно, чтобы это был непредвзятый и нелицеприятный человек, который может здраво посмотреть на этот конфликт, и на ту роль, которую каждая сторона играет в нём.
Во-вторых, это должен быть духовно зрелый и опытный христианин. У неверующих людей, даже так называемых специалистов или консультантов по вопросам брака, часто совершенно другое мировоззрение, чем дано в Писании. У них может быть совершенно другой взгляд на брак, семью, и разрешение конфликтов, чем учит нас Бог. Их советы иногда могут быть неплохими, а иногда полностью противоречащими учению Библии, и служащие полному разрушению семьи, а не её восстановлению.
В-третьих, будучи христианами и членами церкви, мы должны искать помощи в разрешении семейных конфликтов, прежде всего среди служителей церкви. Именно их Господь поставил пасти стадо Божие, которым есть Церковь, и именно они в первую очередь должны проявить заботу об овцах этого стада, попавших в проблему (Иез.34:1-5, 15-32, Ин.21:15-17, Деян.20:28, 1Пет.5:1-5).
Служителями, помогающими решить семейный конфликт, могут быть или пастыри церкви, или увещатели (душепопечители), или духовные советники (консультанты). Ещё раз подметим, что они все должны быть верующими и духовно зрелыми христианами. Именно их помощи нужно искать, прежде всего, если конфликт не может быть решён на персональном уровне. Также, можно искать совета и помощи в решении конфликта у друзей, являющихся более зрелыми и опытными духовно. При этом нужно быть очень осторожным в том, кому открывать проблемы своей семьи. Нужно быть уверенным, что эти люди действительно способны и заинтересованы, чтобы помочь решить эти проблемы, и что они не будут разносить это дальше, рассказывая другим о проблемах семьи, которой они помогают.
3. Решение конфликта на уровне церкви
Если конфликт не смог быть решён на персональном уровне, и на уровне одного-двух служителей, привлечённых к его решению, он должен быть вынесен на решение церкви. Иисус Христос говорил об этом так:
Матф.18:17 «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».
Суть конфликта должна быть объяснена собранию членов церкви, и от виновника конфликта нужно потребовать необходимого исправления. Если он не послушает церкви, то следующим шагом должно быть церковное взыскание, такое, как взятие на замечание (2Фесс.3:14-15), или, в некоторых случаях, исключение из членов церкви (1Кор.5:1-5, 12-13). Конечно, если какая-то сторона упорно не хочет признать свою вину и решить конфликт, то решить этот конфликт невозможно. Но, по крайней мере, виновник конфликта должен быть привлечён к ответственности и наказан церковью. В некоторых случаях это может посодействовать тому, чтобы конфликт был, в конце концов, решён.
Неверующий муж или жена
Мы рассмотрели то, как Библия учит нас поступать в конфликтных ситуациях, возникающих между верующими мужем и женой, являющимися членами церкви. Но как быть в ситуациях, когда жена уверовала, и стала членом церкви, а её муж так и остался неверующим? Или муж уверовал, и стал членом церкви, а его жена так и осталась неверующей. Как разрешать конфликты, возникающие в такой семье? Тем более что в такой семье, вероятнее всего, конфликты почти неизбежны, и их может быть намного больше, чем в полностью христианской семье. В такой семье конфликт нужно будет разрешать на первом, персональном уровне. Если он не будет решён на этом уровне, то решать его на уровне свидетелей (служителей церкви, душепопечителей) и также на уровне церкви почти невозможно. Ведь для неверующей стороны служители церкви и церковь не имеют никакого авторитета и власти над ними. Что делать в такой ситуации, когда возник конфликт?
Как мы уже сказали, решать такой конфликт придётся в большинстве случаев только на персональном уровне. Конфликты в такой смешанной семье будут происходить. Не все из них смогут быть решены так, как хотелось бы верующей стороне. Поэтому верующей стороне в этом браке нужно будет практиковать учение Иисуса Христа, призывающее нас любить даже своих врагов, и делать добро тем, кто делает нам зло. Иисус также учил, что часто врагами человеку могут быть его домашние, особенно, если они не разделяют его веры в Иисуса Христа:
Матф.5:44 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Матф.10:34-36 «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его».
Как конкретно должна проявляться любовь к такому врагу, который является домашним для верующего человека, то есть, является собственным мужем или женой? Так как в большинстве случаев ситуация такова, что жена становится верующей первой, а муж продолжает быть неверующим, то мы и будем рассматривать такую ситуацию в первую очередь. Апостол Пётр написал верующим жёнам, у которых мужья не покоряются Слову Божьему, такие слова:
1Пет.3:1-2 «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие».
Жена, у которой неверующий муж, должна, по возможности, верно исполнять все свои обязанности в браке, и любить своего мужа, как учил Христос, даже если её неверующий муж стал её врагом из-за её веры. Точно так же, верующий муж должен любить свою неверующую жену, и исполнять все свои обязанности по отношению к ней, даже если она стала его врагом, из-за его веры в Иисуса Христа. В таких семьях неверующие часто обижают своего верующего супруга или супругу. И, как уже было сказано выше, разрешить конфликт в этой семье невозможно таким способом, каким его можно решить в семье, где оба, муж и жена являются верующими и членами церкви. Поэтому то, что остаётся верующей стороне в такой ситуации – это терпеть, любить и прощать своего супруга или супругу, как учит Иисус Христос и Писания Нового Завета.
Ситуации, угрожающие жизни и здоровью
Но, возможно, у некоторых возникнет вопрос, до какой степени терпеть в такой ситуации, когда неверующий муж обижает верующую жену, или неверующая жена обижает верующего мужа? Что делать, если неправильное отношение неверующей стороны проявляется не только в словах, но и в действиях, которые прямо угрожают жизни и здоровью верующей супруги или супруга? В Священном Писании для нас записаны такие слова:
Прит.22:3 «Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются» (также Прит.27:12).
Нигде в Библии не сказано, что если мы видим беду и опасность для себя, то нужно спокойно стоять и ждать, пока эта беда случится с нами. Наоборот, Господь учит нас, что, если возможно, мы должны укрываться от беды, и избегать опасности. Иисус учил точно так же, давая наставления Своим ученикам:
Матф.10:16-17 «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: ИТАК БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМИИ, и просты, как голуби. ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЖЕ ЛЮДЕЙ: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас».
Матф.10:23 «КОГДА ЖЕ БУДУТ ГНАТЬ ВАС В ОДНОМ ГОРОДЕ, БЕГИТЕ В ДРУГОЙ. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий».
То, чему учил Иисус, применимо, в первую очередь к опасностям в проповеди Евангелия, но оно также применимо и к другим опасным ситуациям, с которыми могут встретиться верующие люди, включая семейные ситуации. Священное Писание ясно учит нас, что когда возникает опасная ситуация, угрожающая жизни или здоровью, то лучше всего оставить это место и бежать от этой угрозы.
Поэтому, например, если в какой-то семье неверующий муж угрожает жизни или здоровью своей жены или детей, они должны оставить его, и укрыться в безопасном месте. Этим местом может быть дом родственников, друзей, верующих людей, или, в крайнем случае, особый приют. Чаще всего угроза физического насилия приходит от людей, находящихся под воздействием алкоголя или наркотиков. Если такой человек вытрезвился, это не значит, что угроза прошла. На другой день он снова может быть под влиянием, и снова угрожать своей семье. Поэтому, если жена ушла от угрожающего физической расправой мужа, она не должна возвращаться к нему, пока не будет твёрдой уверенности, что больше нет угрозы физического насилия над ней и детьми, и что эта угроза не будет повторяться.
Что Бог говорит о разводе?
Ещё один насущный и актуальный вопрос, который следует рассмотреть в теме о проблемах в браке и семье – это вопрос развода. Что об этом говорит Писание? Как об этом учили Иисус Христос и его Апостолы? Давайте сначала обратимся к Еврейскому Священному Писанию, чтобы рассмотреть, как там сказано о разводе, а затем посмотрим на учение Иисуса Христа и Апостолов. В Моисеевом Законе сказаны такие слова:
Исх.21:7-11 «Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы; если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее не властен, когда сам пренебрег ее; если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей; если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; а если он сих трех [вещей] не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа».
Этот текст описывает не обычный брак, а брак с рабыней. Рабы имели меньше прав в древнем обществе, чем свободные люди. Тем не менее, Бог заботится о всех людях, и Божьи справедливые и добрые законы по отношению к рабам не имеют аналогов в древнем мире. Согласно этого текста, рабыня-жена имеет право на свободу от рабства и замужества, если её муж будет жестоко поступать с ней, лишая её пищи, одежды и супружеского сожития. Если такие права имеет рабыня, то тем более такие права имеет свободная женщина. И если такие права имеет свободная женщина, то тем более такие права имеет мужчина. Именно таким образом рассматривался и применялся этот текст с древнейших времён в Израиле. Далее, в Законе сказано так:
Втор.24:1-4 «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, - ТО НЕ МОЖЕТ ПЕРВЫЙ ЕЕ МУЖ, ОТПУСТИВШИЙ ЕЕ, ОПЯТЬ ВЗЯТЬ ЕЕ СЕБЕ В ЖЕНУ, ПОСЛЕ ТОГО КАК ОНА ОСКВЕРНЕНА, ибо сие есть мерзость пред Господом [Богом твоим], и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел».
Это место в Законе детально описывает развод и его последствия. Вероятно, на это место ссылались фарисеи, задавшие Иисусу вопрос о разводе, о чём мы поговорим чуть позже. С этого места следует, что развод не был запрещён в Законе, хотя из этого правила есть исключения, когда развод был запрещён (Втор.22:19, 22:29).
Но, в то же время, хотя развод допускался, это не значит, что он одобрялся. Мы видим, что женщина, с которой развелись, и которая стала женой другого человека, была осквернённой чрез это, и никогда не могла возвратиться к первому мужу. Если бы она возвратилась к нему, это было бы мерзостью пред Богом, и порочило бы землю.
Ещё одно место Ветхого Завета, которое говорит о разводе, записано в книге пророка Малахии. Давайте сначала прочитаем его в Русском Синодальном переводе, а затем в нескольких других переводах на русский язык, которые более точно передают смысл написанного в этом тексте:
Мал.2:16 «Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно».
Мал.2:16 «Ненавижу развод, – говорит Господь, Бог Израилев, – и того, кто покрывает насилием одежду свою, – говорит Господь Саваоф. – Поэтому наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно». (Юбилейная Библия, Издательство «Свет на Востоке»)
Мал.2:16 «Ибо Я ненавижу развод, говорит Господь Бог Израилев, и того, кто пятнает обидою одежду свою, говорит Господь Саваоф; посему будьте осторожны в чувствах ваших и не поступайте вероломно». (Перевод В. Левисона и Д. Хвольсона)
Мал.2:16 «Я ненавижу развод, - говорит Господь, Бог Израиля, - и того, кто покрывает свою одежду насилием, - говорит Господь сил. - Поэтому оберегай себя и не нарушай верности». (Новый Русский перевод)
Мы можем увидеть, что Русский Синодальный перевод в этом тексте, вероятно, не настолько точно передаёт смысл подлинника, как другие новейшие переводы на русский язык. Господь очень ясно и прямо говорит, что Он ненавидит развод. Естественно, здесь говорится о разводе без основательных причин, оговоренных в других местах Библии. Бог называет такой развод насилием, обидой, вероломством и нарушением верности. Бог ненавидит развод, потому что развод является нарушением брачного завета, и также нарушением прообраза Христа и Церкви. Ведь одна из целей, для которых Бог установил брак – это чтобы он был прообразом отношений между Иисусом Христом и Его Церковью (Еф.5:22-33).
Иисус Христос не оставил, и никогда не оставит Свою Церковь. И истинная Церковь Иисуса Христа всегда будет верной Христу, и никогда не оставит Его. Это то, на что должен указывать брак. Развод разрушает этот прекрасный символ и прообраз отношений между Иисусом Христом и Его Церковью, которым является брак. Поэтому, даже если Моисей разрешил мужчинам писать разводное письмо и разводиться, это не было совершенной волей Божьей. Это был допуск Божий, для которого была очень основательная причина.
Из слов Иисуса Христа мы знаем, что Моисей разрешил развод из-за жестокосердия мужчин. То есть, это было лучше, чтобы отпустить жену, чем жить вместе с ней, не любя её и жестоко поступая с ней. Возможно, это повеление было дано именно из заботы о жёнах, которые могли находиться в браке, в котором мужья жестоко поступали с ними и/или физически издевались над ними.
Если бы мужу в таком браке было прямо запрещено развестись со своей женой, которую он не любил, и с которой поступал жестоко, это могло бы привести к тяжёлым последствиям для неё, вплоть до её смерти. Возможно, чтобы избежать этого, и было дано это разрешение мужьям, отпускать своих жён (разводиться с ними).
Но для учеников и последователей Иисуса Христа просто недопустимо жестоко поступать со своими жёнами, точно так же, как и недопустимо разводиться со своими жёнами по всякой причине. Впрочем, это недопустимо и для всех людей, согласно учению Христа:
Матф.5:31-32 «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
Матф.19:3-11 «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано».
1Кор.7:10-11 «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей».
Согласно словам Иисуса Христа, основательной причиной для развода может служить любодеяние или прелюбодеяние. То есть, половая распущенность и развращённость, или супружеская неверность другой стороны.
И ещё одной основательной причиной для развода является нежелание неверующего супруга или супруги продолжать находиться в браке с кем-то верующим. Апостол Павел писал об этом в первом послании к Коринфянам:
1Кор.7:12-15 «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь».
Чем не связаны брат или сестра, когда неверующий развёлся с ними? Они не связаны узами брака и законом брака. Они больше не состоят в браке, и поэтому тот неверующий, который развёлся, уже не является законным мужем для такой сестры, или неверующая, которая развелась уже не является законной женой для верующего брата, с которым она развелась.
О чём тогда сказано в 1 Коринфянам 7:39 и послании к Римлянам 7:1-3? Не сказано ли там, что даже после развода по основательной причине, данной в Писании, бывшие муж и жена остаются всё равно законными мужем и женой и связаны законом брака до смерти (бывшей) супруги или супруга?
1Кор.7:39 «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе».
Рим.7:1-3 «Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? ЗАМУЖНЯЯ женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом МУЖЕ выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа».
Здесь сказано о замужней женщине, которая пребывает в законном браке с законным мужем, а не о разведённой против своей воли, потому что против неё было сделано преступление. Замужняя женщина связана законом замужества со своим законным мужем, и не может просто так оставить своего мужа и выйти замуж за другого, потому что это будет прелюбодеянием, нарушением супружеской верности.
Но здесь не говорится о женщине сестре, которую, например, оставил неверующий муж, развёлся с нею, против её желания, и женился на другой. Если он сделал такое, он больше не является законным мужем для такой сестры. И эта сестра больше не является его законной женой. Она больше не замужняя. Она разведена (против своей воли и желания) и свободна от закона замужества. Она свободна от своего (бывшего) неверующего мужа, который разрушил завет брака, и оставил её.
Её бывший муж не является больше её законным мужем, и она не имеет права жить с ним интимной жизнью, как со своим мужем, если бы он пришёл к ней, и захотел этого. И она не имеет права пойти к нему, после такого развода, и жить с ним интимной жизнью, по той причине, что он больше ей не муж.
Развод по основательным причинам, как например, прелюбодеяние другой стороны, или оставление неверующими своих супругов, разрушает завет брака. И те, кто раньше были мужем и женой не являются больше мужем и женой после такого развода. Например, Бог говорит о своей неверной «жене», Израиле, что Он отпустил её и дал ей разводное письмо за её прелюбодеяния, и что она больше ему не жена, и Он больше ей не муж:
Ис.50:1 «Так говорит Господь: ГДЕ РАЗВОДНОЕ ПИСЬМО ВАШЕЙ МАТЕРИ, С КОТОРЫМ Я ОТПУСТИЛ ЕЕ? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВАШИ ОТПУЩЕНА МАТЬ ВАША».
Иер.3:8 «И Я видел, что, когда ЗА ВСЕ ПРЕЛЮБОДЕЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОТСТУПНИЦЫ, ДОЧЕРИ ИЗРАИЛЯ, Я ОТПУСТИЛ ЕЕ И ДАЛ ЕЙ РАЗВОДНОЕ ПИСЬМО, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала».
Осия2:2 «Судитесь с вашею матерью, судитесь; ИБО ОНА НЕ ЖЕНА МОЯ, И Я НЕ МУЖ ЕЕ; ПУСТЬ ОНА УДАЛИТ БЛУД ОТ ЛИЦА СВОЕГО И ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ ОТ ГРУДЕЙ СВОИХ».
Рассматривая вопрос состоявшегося развода, нужно быть осторожными, чтобы не обвинять и не наказывать ту сторону в распавшемся браке, которая невиновна. Нельзя наказывать того, против которого согрешили, и кто является невиновным в расторжении завета брака. Нельзя относиться к нему так, как к тому, кто нарушил завет брака, например, прелюбодеянием, и через это разрушил свой брак.
Бог очень строго взыскивает с людей за обвинение невиновного и оправдание виновного, что ясно видно из многих мест Священного Писания. Бог называет людей, делающих это, мерзостью, и говорит, что им будет горе:
Втор.25:1 «Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят».
Пр.17:15 «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом».
Ис.5:22-23 «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»
Ис.10:1-2 «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот».
Рассматривая вопрос о дальнейшей судьбе тех, кто оказался разведённым не по своему желанию и не по своей вине, а из-за преступления, совершённого против них другим человеком, церковь и её служители должны обязательно принять во внимание все вышеприведённые места Писания.
Сейчас мы обратимся к ещё одной стороне семейной жизни – это разрешение конфликтов в семье. Один из самых лучших советов, которые только можно дать молодой, только что созданной семье, звучит так: «Пусть у вас никогда не будет первой ссоры». Это очень важный совет, потому что, если в семье никогда не будет первой ссоры, в этой семье никогда не будет ссор. Большинство молодых людей, вступающих в брак, думают и надеются, что они будут жить счастливо и без всяких ссор до конца своей жизни. Но не всегда так получается. Мы живём в мире, в который вошёл грех, и каждый человек, рождённый в этот мир, рождается с греховными наклонностями, или, как говорят, с греховной природой (Рим.5:12, 3:23, 7:14-25). Писание называет эту греховную природу «ветхий человек» (Рим.6:6). Эта греховная природа проявляется в греховных поступках, которые мы делаем, когда поступаем не по духу, а по плоти (Гал.5:16-23). Греховные поступки ещё называются в Писании «дела плоти». Значительная часть дел плоти, перечисленных в пятой главе Послания к Галатам – это грехи разногласия и раздора. Среди них есть вражда, ссоры, гнев, распри, разногласия, ненависть (Гал.5:20-21).
Зная всё это можно сказать, что любая христианская семья, где муж и жена проявляют плод духа, а не дела плоти, будет защищена от конфликтов и ссор. Всё, что для этого нужно – это просто жить обыкновенной христианской жизнью, которая описана для нас в Священном Писании. Каждый раз, когда в христианской семье случается конфликт, его основной причиной является то, что кто-то в этой семье перестал жить христианской жизнью, перестал проявлять плод духа, и начал жить по плоти. Если в семье между мужем и женой возникла проблема, не нужно спрашивать: «Что случилось с вашим браком?». Нужно спросить их: «Что случилось с вами, и вашей христианской жизнью? Где вы перестали поступать, как христиане и приносить плод духа?».
Разрешение конфликтов по учению Христа
Но что же всё-таки делать, когда конфликт уже произошёл? Иисус Христос в Своём учении говорил о том, как христиане должны разрешать конфликты, происходящие между ними. То, чему учил Иисус применимо как к разрешению конфликтов между любыми двумя верующими людьми, так и к разрешению конфликтов в христианской семье, между мужем и женой.
Матф.18:15-17 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».
Итак, мы видим, что, согласно Священному Писанию, конфликт должен решаться на трёх уровнях: 1) персональном, 2) со свидетелями, 3) перед церковью. Если конфликт не был решён на персональном уровне, в его решение нужно вовлечь ещё одного или двух людей. Если же конфликт не был решён и на этом уровне, то следующим этапом является его решение на уровне церкви. Давайте рассмотрим все эти три уровня решения конфликта более подробно. Но мы будем рассматривать их не в более широком смысле, как разрешение любого конфликта между двумя верующими людьми, а именно рассмотрим уровни разрешения конфликта в христианской семье.
1. Персональный уровень.
Самое первое, что муж и жена, между которыми возник конфликт, могут сделать, – это постараться решить его на персональном уровне. Что это значит? Иисус говорил об этом так:
Матф.18:15 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего».
В каждом конфликте есть сторона, которая считает себя обиженной (или более обиженной). Господь говорит людям, считающим себя обиженными своим ближним, прямо высказать это тому, кто обидел их. В семье очень важна открытость друг перед другом. Она должна быть не только тогда, когда всё идёт хорошо, но также и тогда, когда возникает проблема. Слово Божие не учит нас, что мы должны носить всё в себе. Наоборот, оно учит нас, чтобы обличать ближнего, если он ведёт себя неправильно по отношению к нам.
Если произошёл конфликт, и обе стороны замкнулись, и не хотят разговаривать, то это никогда не решит конфликта. Обиженная сторона в семье должна заговорить первой и высказать другой стороне то, что обидело её или его. Но делать это нужно ясно, конкретно и спокойно. Если в обличении не будет ясности и конкретности, или если оно будет высказано с криком и злобой, то это может усугубить конфликт, а не решить его. Очень важно обличать своего ближнего в духе кротости. Это относится как к обличению в церкви, так и к обличению в семье:
Гал.6:1 «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным».
При этом обличающий должен быть готов немедленно простить обидчика, если им будет признана его вина и сделаны шаги к исправлению. Задерживать прощение является преступлением. Со стороны виновного должны последовать признание вины, и действие исправления, если он хочет, чтобы конфликт был закончен:
Лук.17:3-4 «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему».
Матф.6:14-15 «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Нередко обе стороны в семье в какой-то степени виноваты в конфликте, поэтому часто обличение, исправление, и прощение должно последовать с обеих сторон. Любое обличение или выговор должны иметь целью исправление человека, и решение конфликта, а не быть способом наказать провинившегося человека, или отомстить ему.
2. Помощь других людей
Если конфликт невозможно решить на персональном уровне, если не происходит исправления виновной стороны, то к решению этой проблемы можно привлечь ещё одного или двух людей. Так учил Иисус:
Матф.18:16 «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово».
Причём нужно заметить, что Иисус Христос учил, чтобы сказать о конфликте и проблеме одному или двум людям, а не рассказывать всем родственникам, соседям, друзьям и знакомым. Даже если в семье есть проблема, очень важно не распространять плохие вещи о супруге и не рассказывать всем подряд о своих семейных проблемах. Следует выбрать одного или двух людей, которые могут помочь решить этот конфликт. Как выбрать правильного человека, который может помочь в этой проблеме?
Во-первых, этим человеком не должен быть кто-то, кто симпатизирует нам и всегда будет на нашей стороне. Нужно, чтобы это был непредвзятый и нелицеприятный человек, который может здраво посмотреть на этот конфликт, и на ту роль, которую каждая сторона играет в нём.
Во-вторых, это должен быть духовно зрелый и опытный христианин. У неверующих людей, даже так называемых специалистов или консультантов по вопросам брака, часто совершенно другое мировоззрение, чем дано в Писании. У них может быть совершенно другой взгляд на брак, семью, и разрешение конфликтов, чем учит нас Бог. Их советы иногда могут быть неплохими, а иногда полностью противоречащими учению Библии, и служащие полному разрушению семьи, а не её восстановлению.
В-третьих, будучи христианами и членами церкви, мы должны искать помощи в разрешении семейных конфликтов, прежде всего среди служителей церкви. Именно их Господь поставил пасти стадо Божие, которым есть Церковь, и именно они в первую очередь должны проявить заботу об овцах этого стада, попавших в проблему (Иез.34:1-5, 15-32, Ин.21:15-17, Деян.20:28, 1Пет.5:1-5).
Служителями, помогающими решить семейный конфликт, могут быть или пастыри церкви, или увещатели (душепопечители), или духовные советники (консультанты). Ещё раз подметим, что они все должны быть верующими и духовно зрелыми христианами. Именно их помощи нужно искать, прежде всего, если конфликт не может быть решён на персональном уровне. Также, можно искать совета и помощи в решении конфликта у друзей, являющихся более зрелыми и опытными духовно. При этом нужно быть очень осторожным в том, кому открывать проблемы своей семьи. Нужно быть уверенным, что эти люди действительно способны и заинтересованы, чтобы помочь решить эти проблемы, и что они не будут разносить это дальше, рассказывая другим о проблемах семьи, которой они помогают.
3. Решение конфликта на уровне церкви
Если конфликт не смог быть решён на персональном уровне, и на уровне одного-двух служителей, привлечённых к его решению, он должен быть вынесен на решение церкви. Иисус Христос говорил об этом так:
Матф.18:17 «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».
Суть конфликта должна быть объяснена собранию членов церкви, и от виновника конфликта нужно потребовать необходимого исправления. Если он не послушает церкви, то следующим шагом должно быть церковное взыскание, такое, как взятие на замечание (2Фесс.3:14-15), или, в некоторых случаях, исключение из членов церкви (1Кор.5:1-5, 12-13). Конечно, если какая-то сторона упорно не хочет признать свою вину и решить конфликт, то решить этот конфликт невозможно. Но, по крайней мере, виновник конфликта должен быть привлечён к ответственности и наказан церковью. В некоторых случаях это может посодействовать тому, чтобы конфликт был, в конце концов, решён.
Неверующий муж или жена
Мы рассмотрели то, как Библия учит нас поступать в конфликтных ситуациях, возникающих между верующими мужем и женой, являющимися членами церкви. Но как быть в ситуациях, когда жена уверовала, и стала членом церкви, а её муж так и остался неверующим? Или муж уверовал, и стал членом церкви, а его жена так и осталась неверующей. Как разрешать конфликты, возникающие в такой семье? Тем более что в такой семье, вероятнее всего, конфликты почти неизбежны, и их может быть намного больше, чем в полностью христианской семье. В такой семье конфликт нужно будет разрешать на первом, персональном уровне. Если он не будет решён на этом уровне, то решать его на уровне свидетелей (служителей церкви, душепопечителей) и также на уровне церкви почти невозможно. Ведь для неверующей стороны служители церкви и церковь не имеют никакого авторитета и власти над ними. Что делать в такой ситуации, когда возник конфликт?
Как мы уже сказали, решать такой конфликт придётся в большинстве случаев только на персональном уровне. Конфликты в такой смешанной семье будут происходить. Не все из них смогут быть решены так, как хотелось бы верующей стороне. Поэтому верующей стороне в этом браке нужно будет практиковать учение Иисуса Христа, призывающее нас любить даже своих врагов, и делать добро тем, кто делает нам зло. Иисус также учил, что часто врагами человеку могут быть его домашние, особенно, если они не разделяют его веры в Иисуса Христа:
Матф.5:44 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Матф.10:34-36 «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его».
Как конкретно должна проявляться любовь к такому врагу, который является домашним для верующего человека, то есть, является собственным мужем или женой? Так как в большинстве случаев ситуация такова, что жена становится верующей первой, а муж продолжает быть неверующим, то мы и будем рассматривать такую ситуацию в первую очередь. Апостол Пётр написал верующим жёнам, у которых мужья не покоряются Слову Божьему, такие слова:
1Пет.3:1-2 «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие».
Жена, у которой неверующий муж, должна, по возможности, верно исполнять все свои обязанности в браке, и любить своего мужа, как учил Христос, даже если её неверующий муж стал её врагом из-за её веры. Точно так же, верующий муж должен любить свою неверующую жену, и исполнять все свои обязанности по отношению к ней, даже если она стала его врагом, из-за его веры в Иисуса Христа. В таких семьях неверующие часто обижают своего верующего супруга или супругу. И, как уже было сказано выше, разрешить конфликт в этой семье невозможно таким способом, каким его можно решить в семье, где оба, муж и жена являются верующими и членами церкви. Поэтому то, что остаётся верующей стороне в такой ситуации – это терпеть, любить и прощать своего супруга или супругу, как учит Иисус Христос и Писания Нового Завета.
Ситуации, угрожающие жизни и здоровью
Но, возможно, у некоторых возникнет вопрос, до какой степени терпеть в такой ситуации, когда неверующий муж обижает верующую жену, или неверующая жена обижает верующего мужа? Что делать, если неправильное отношение неверующей стороны проявляется не только в словах, но и в действиях, которые прямо угрожают жизни и здоровью верующей супруги или супруга? В Священном Писании для нас записаны такие слова:
Прит.22:3 «Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются» (также Прит.27:12).
Нигде в Библии не сказано, что если мы видим беду и опасность для себя, то нужно спокойно стоять и ждать, пока эта беда случится с нами. Наоборот, Господь учит нас, что, если возможно, мы должны укрываться от беды, и избегать опасности. Иисус учил точно так же, давая наставления Своим ученикам:
Матф.10:16-17 «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: ИТАК БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМИИ, и просты, как голуби. ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЖЕ ЛЮДЕЙ: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас».
Матф.10:23 «КОГДА ЖЕ БУДУТ ГНАТЬ ВАС В ОДНОМ ГОРОДЕ, БЕГИТЕ В ДРУГОЙ. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий».
То, чему учил Иисус, применимо, в первую очередь к опасностям в проповеди Евангелия, но оно также применимо и к другим опасным ситуациям, с которыми могут встретиться верующие люди, включая семейные ситуации. Священное Писание ясно учит нас, что когда возникает опасная ситуация, угрожающая жизни или здоровью, то лучше всего оставить это место и бежать от этой угрозы.
Поэтому, например, если в какой-то семье неверующий муж угрожает жизни или здоровью своей жены или детей, они должны оставить его, и укрыться в безопасном месте. Этим местом может быть дом родственников, друзей, верующих людей, или, в крайнем случае, особый приют. Чаще всего угроза физического насилия приходит от людей, находящихся под воздействием алкоголя или наркотиков. Если такой человек вытрезвился, это не значит, что угроза прошла. На другой день он снова может быть под влиянием, и снова угрожать своей семье. Поэтому, если жена ушла от угрожающего физической расправой мужа, она не должна возвращаться к нему, пока не будет твёрдой уверенности, что больше нет угрозы физического насилия над ней и детьми, и что эта угроза не будет повторяться.
Что Бог говорит о разводе?
Ещё один насущный и актуальный вопрос, который следует рассмотреть в теме о проблемах в браке и семье – это вопрос развода. Что об этом говорит Писание? Как об этом учили Иисус Христос и его Апостолы? Давайте сначала обратимся к Еврейскому Священному Писанию, чтобы рассмотреть, как там сказано о разводе, а затем посмотрим на учение Иисуса Христа и Апостолов. В Моисеевом Законе сказаны такие слова:
Исх.21:7-11 «Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы; если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее не властен, когда сам пренебрег ее; если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей; если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; а если он сих трех [вещей] не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа».
Этот текст описывает не обычный брак, а брак с рабыней. Рабы имели меньше прав в древнем обществе, чем свободные люди. Тем не менее, Бог заботится о всех людях, и Божьи справедливые и добрые законы по отношению к рабам не имеют аналогов в древнем мире. Согласно этого текста, рабыня-жена имеет право на свободу от рабства и замужества, если её муж будет жестоко поступать с ней, лишая её пищи, одежды и супружеского сожития. Если такие права имеет рабыня, то тем более такие права имеет свободная женщина. И если такие права имеет свободная женщина, то тем более такие права имеет мужчина. Именно таким образом рассматривался и применялся этот текст с древнейших времён в Израиле. Далее, в Законе сказано так:
Втор.24:1-4 «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, - ТО НЕ МОЖЕТ ПЕРВЫЙ ЕЕ МУЖ, ОТПУСТИВШИЙ ЕЕ, ОПЯТЬ ВЗЯТЬ ЕЕ СЕБЕ В ЖЕНУ, ПОСЛЕ ТОГО КАК ОНА ОСКВЕРНЕНА, ибо сие есть мерзость пред Господом [Богом твоим], и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел».
Это место в Законе детально описывает развод и его последствия. Вероятно, на это место ссылались фарисеи, задавшие Иисусу вопрос о разводе, о чём мы поговорим чуть позже. С этого места следует, что развод не был запрещён в Законе, хотя из этого правила есть исключения, когда развод был запрещён (Втор.22:19, 22:29).
Но, в то же время, хотя развод допускался, это не значит, что он одобрялся. Мы видим, что женщина, с которой развелись, и которая стала женой другого человека, была осквернённой чрез это, и никогда не могла возвратиться к первому мужу. Если бы она возвратилась к нему, это было бы мерзостью пред Богом, и порочило бы землю.
Ещё одно место Ветхого Завета, которое говорит о разводе, записано в книге пророка Малахии. Давайте сначала прочитаем его в Русском Синодальном переводе, а затем в нескольких других переводах на русский язык, которые более точно передают смысл написанного в этом тексте:
Мал.2:16 «Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно».
Мал.2:16 «Ненавижу развод, – говорит Господь, Бог Израилев, – и того, кто покрывает насилием одежду свою, – говорит Господь Саваоф. – Поэтому наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно». (Юбилейная Библия, Издательство «Свет на Востоке»)
Мал.2:16 «Ибо Я ненавижу развод, говорит Господь Бог Израилев, и того, кто пятнает обидою одежду свою, говорит Господь Саваоф; посему будьте осторожны в чувствах ваших и не поступайте вероломно». (Перевод В. Левисона и Д. Хвольсона)
Мал.2:16 «Я ненавижу развод, - говорит Господь, Бог Израиля, - и того, кто покрывает свою одежду насилием, - говорит Господь сил. - Поэтому оберегай себя и не нарушай верности». (Новый Русский перевод)
Мы можем увидеть, что Русский Синодальный перевод в этом тексте, вероятно, не настолько точно передаёт смысл подлинника, как другие новейшие переводы на русский язык. Господь очень ясно и прямо говорит, что Он ненавидит развод. Естественно, здесь говорится о разводе без основательных причин, оговоренных в других местах Библии. Бог называет такой развод насилием, обидой, вероломством и нарушением верности. Бог ненавидит развод, потому что развод является нарушением брачного завета, и также нарушением прообраза Христа и Церкви. Ведь одна из целей, для которых Бог установил брак – это чтобы он был прообразом отношений между Иисусом Христом и Его Церковью (Еф.5:22-33).
Иисус Христос не оставил, и никогда не оставит Свою Церковь. И истинная Церковь Иисуса Христа всегда будет верной Христу, и никогда не оставит Его. Это то, на что должен указывать брак. Развод разрушает этот прекрасный символ и прообраз отношений между Иисусом Христом и Его Церковью, которым является брак. Поэтому, даже если Моисей разрешил мужчинам писать разводное письмо и разводиться, это не было совершенной волей Божьей. Это был допуск Божий, для которого была очень основательная причина.
Из слов Иисуса Христа мы знаем, что Моисей разрешил развод из-за жестокосердия мужчин. То есть, это было лучше, чтобы отпустить жену, чем жить вместе с ней, не любя её и жестоко поступая с ней. Возможно, это повеление было дано именно из заботы о жёнах, которые могли находиться в браке, в котором мужья жестоко поступали с ними и/или физически издевались над ними.
Если бы мужу в таком браке было прямо запрещено развестись со своей женой, которую он не любил, и с которой поступал жестоко, это могло бы привести к тяжёлым последствиям для неё, вплоть до её смерти. Возможно, чтобы избежать этого, и было дано это разрешение мужьям, отпускать своих жён (разводиться с ними).
Но для учеников и последователей Иисуса Христа просто недопустимо жестоко поступать со своими жёнами, точно так же, как и недопустимо разводиться со своими жёнами по всякой причине. Впрочем, это недопустимо и для всех людей, согласно учению Христа:
Матф.5:31-32 «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
Матф.19:3-11 «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано».
1Кор.7:10-11 «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей».
Согласно словам Иисуса Христа, основательной причиной для развода может служить любодеяние или прелюбодеяние. То есть, половая распущенность и развращённость, или супружеская неверность другой стороны.
И ещё одной основательной причиной для развода является нежелание неверующего супруга или супруги продолжать находиться в браке с кем-то верующим. Апостол Павел писал об этом в первом послании к Коринфянам:
1Кор.7:12-15 «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь».
Чем не связаны брат или сестра, когда неверующий развёлся с ними? Они не связаны узами брака и законом брака. Они больше не состоят в браке, и поэтому тот неверующий, который развёлся, уже не является законным мужем для такой сестры, или неверующая, которая развелась уже не является законной женой для верующего брата, с которым она развелась.
О чём тогда сказано в 1 Коринфянам 7:39 и послании к Римлянам 7:1-3? Не сказано ли там, что даже после развода по основательной причине, данной в Писании, бывшие муж и жена остаются всё равно законными мужем и женой и связаны законом брака до смерти (бывшей) супруги или супруга?
1Кор.7:39 «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе».
Рим.7:1-3 «Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? ЗАМУЖНЯЯ женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом МУЖЕ выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа».
Здесь сказано о замужней женщине, которая пребывает в законном браке с законным мужем, а не о разведённой против своей воли, потому что против неё было сделано преступление. Замужняя женщина связана законом замужества со своим законным мужем, и не может просто так оставить своего мужа и выйти замуж за другого, потому что это будет прелюбодеянием, нарушением супружеской верности.
Но здесь не говорится о женщине сестре, которую, например, оставил неверующий муж, развёлся с нею, против её желания, и женился на другой. Если он сделал такое, он больше не является законным мужем для такой сестры. И эта сестра больше не является его законной женой. Она больше не замужняя. Она разведена (против своей воли и желания) и свободна от закона замужества. Она свободна от своего (бывшего) неверующего мужа, который разрушил завет брака, и оставил её.
Её бывший муж не является больше её законным мужем, и она не имеет права жить с ним интимной жизнью, как со своим мужем, если бы он пришёл к ней, и захотел этого. И она не имеет права пойти к нему, после такого развода, и жить с ним интимной жизнью, по той причине, что он больше ей не муж.
Развод по основательным причинам, как например, прелюбодеяние другой стороны, или оставление неверующими своих супругов, разрушает завет брака. И те, кто раньше были мужем и женой не являются больше мужем и женой после такого развода. Например, Бог говорит о своей неверной «жене», Израиле, что Он отпустил её и дал ей разводное письмо за её прелюбодеяния, и что она больше ему не жена, и Он больше ей не муж:
Ис.50:1 «Так говорит Господь: ГДЕ РАЗВОДНОЕ ПИСЬМО ВАШЕЙ МАТЕРИ, С КОТОРЫМ Я ОТПУСТИЛ ЕЕ? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВАШИ ОТПУЩЕНА МАТЬ ВАША».
Иер.3:8 «И Я видел, что, когда ЗА ВСЕ ПРЕЛЮБОДЕЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОТСТУПНИЦЫ, ДОЧЕРИ ИЗРАИЛЯ, Я ОТПУСТИЛ ЕЕ И ДАЛ ЕЙ РАЗВОДНОЕ ПИСЬМО, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала».
Осия2:2 «Судитесь с вашею матерью, судитесь; ИБО ОНА НЕ ЖЕНА МОЯ, И Я НЕ МУЖ ЕЕ; ПУСТЬ ОНА УДАЛИТ БЛУД ОТ ЛИЦА СВОЕГО И ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ ОТ ГРУДЕЙ СВОИХ».
Рассматривая вопрос состоявшегося развода, нужно быть осторожными, чтобы не обвинять и не наказывать ту сторону в распавшемся браке, которая невиновна. Нельзя наказывать того, против которого согрешили, и кто является невиновным в расторжении завета брака. Нельзя относиться к нему так, как к тому, кто нарушил завет брака, например, прелюбодеянием, и через это разрушил свой брак.
Бог очень строго взыскивает с людей за обвинение невиновного и оправдание виновного, что ясно видно из многих мест Священного Писания. Бог называет людей, делающих это, мерзостью, и говорит, что им будет горе:
Втор.25:1 «Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят».
Пр.17:15 «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом».
Ис.5:22-23 «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»
Ис.10:1-2 «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот».
Рассматривая вопрос о дальнейшей судьбе тех, кто оказался разведённым не по своему желанию и не по своей вине, а из-за преступления, совершённого против них другим человеком, церковь и её служители должны обязательно принять во внимание все вышеприведённые места Писания.