Почему происходит отступление? Откуда оно берёт своё начало? Кто, в первую очередь, виноват в отступлении народа Божьего? Сам народ? Его лидеры? Время, в которое люди живут? Или, может быть, сатана? Давайте вспомним некоторые места и истории из Писания, чтобы ответить на этот непростой вопрос.
1. Примеры Моисея и Аарона
Мы знаем, что во времена Моисея и Аарона народ Божий временами отступал от Бога. Но поразителен тот факт, насколько по-разному заканчивалось отступление народа от Бога, когда он был под руководством Моисея, и когда он был под руководством Аарона, в отсутствие Моисея.
Под руководством Моисея, каждый раз, когда народ отступал, Моисей занимал твёрдую позицию верности Богу, отступники были наказаны (или самим Богом, или Моисеем, по повелению Божьему), и народ дальше продолжал служить Богу.
Но не так происходило, когда лидером народа был некоторое время Аарон. Он уступил людям, желающим сделать для себя бога. Более того, он сам сделал для них литого тельца для поклонения. Весь народ, за исключением части колена Левиина, отступил от Бога! Почему? Моисей, когда вернулся с горы Синай, правильно понял причину этого отступления. Хотя Аарон попытался свалить вину за отступление на народ, Моисей обвинил его в этом отступлении:
«И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный» (Исх.32:21-22).
«Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его» (Исх.32:25).
2. Примеры из книги Судей
Книга Судей – это книга описаний постоянных отступлений народа от Бога, и последующего за этим Божьего наказания. Во время наказания народ обычно каялся. Бог воздвигал им судью, через которого спасал их, и через которого управлял им. Если судья служил Богу, то и весь народ служил вместе с ним Богу. Если судья не служил Богу, или умирал, и народ оставался без боящегося Бога правителя – то народ отступал от Бога и не служил Ему (Судей 2:8-19, 4:1).
3. Примеры из книг Царств и Паралипоменон
Из книг Царств и Паралипоменон мы можем увидеть одну и ту же постоянно повторяющуюся закономерность. Когда народом правил царь, боящийся Бога и служивший ему – народ тоже служил Богу. Когда народом правил нечестивый царь, не служивший Богу – народ также не служил Богу и поклонялся идолам. Когда народом правил царь, служивший Богу не всем сердцем, а частично – народ также служил Богу не всем сердцем, а частично.
4. Примеры из жизни пророков, и книг пророков
Пророки Божии много обличали Израиль за отступление от Бога. Но они также и резко обличали главных виновников этого отступления – руководителей народа (царей, князей, священников), и поддерживающих их беззакония лжепророков:
«Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам» (3Цар.18:17-18).
«И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя» (4Цар.3:13-14).
Вот такое «почтение» и «послушание» было у истинных пророков Божиих к нечестивым царям, поклоняющимся идолам, вводящим в грех народ Божий, и виновным в отступлении народа Божьего от Бога. А теперь давайте посмотрим, как таких нечестивых вождей народа обличали другие Божии пророки:
«Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис.1:23).
«Притеснители народа Моего — дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили. Восстал Господь на суд — и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах» (Ис.3:12-14).
«Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них. Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть. А пророки ее все замазывают грязью, видят пустое и предсказывают им ложное, говоря: так говорит Господь Бог, тогда как не говорил Господь» (Иез.22:26-28).
«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал.2:7-9).
Все эти, и множество других мест Священного Писания бесспорно доказывают, что главными виновниками отступления Божьего народа, Израиля от Бога были его гражданские и религиозные руководители. Но, может быть, Новый Завет говорит по-другому, и теперь всё изменилось? Давайте обратимся к ряду текстов Нового Завета и посмотрим.
5. Примеры из Евангелий
Наш Господь Иисус Христос часто обличал духовных руководителей народа, таких, как фарисеев, книжников, законников. Он прямо обвинял их в духовной слепоте Божьего народа. Он называл их слепыми вождями слепых, и предупреждал, что при таком состоянии, когда слепой ведёт слепого – оба впадут в яму. Он также обвинял их в том, что именно они, духовные лидеры народа, сами не входят в Царствие Небесное, и хотящих войти не допускают:
«Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:12-14).
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Матф.23:13).
6. Примеры из книги Деяния Апостолов
В книге Деяния Апостолов, 20-й главе, Апостол Павел предупреждает Ефесских пресвитеров о скором отступлении, которое произойдёт после его отшествия. Он также дал им знать, кто будет одним из главных виновников этого отступления – некоторые пресвитеры из их же среды!
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:28-30).
7. Примеры из Посланий Апостолов
В Посланиях Апостолов прослеживается одна и та же тема – главными виновниками отступления церкви будут церковные лидеры, не покоряющиеся авторитету Слова Божьего, переданного через Апостолов Иисуса Христа, и превратно учащих народ:
«Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3Иоан.1:9-11).
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3-4).
В последнем примере мы видим, как во время отступления особую роль будет играть избрание церковного руководства посредством голосования большинства, даже если избранные большинством люди полностью не соответствуют требованиям Священного Писания к пресвитерам. Последствиями такого избрания будет то, что избранные «большинством» лидеры будут льстить слуху этого большинства, и всё дальше отвращать от истины и так уже находящихся в отступлении людей, проповедуя вместо истины Божией человеческие выдумки (басни).
Итог: Отступление в Божием народе неизбежно. Моисей предупреждал, что после него в Израиле будет отступление (Втор.31:29).
Иисус Христос предупреждал, что в церкви будет отступление, особенно перед Его пришествием (Мт.24:4, 24:10-13, Лк.18:8).
Апостолы предупреждали, что в церкви будет отступление (Деян.20:28-30, 2Фесс.2:1-3, 1Тим.4:1-3, 2Тим.2:16-18, 3:1-5, 3:12-13, 4:3-4).
Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета, ясно учит нас, что главными виновниками отступления всегда являются руководители народа: или через равнодушие к отступлению, начавшемуся в народе, и непринятие решительных мер по его предотвращению, или же, сами являясь первыми инициаторами отступления, и вводя в грех народ, как это делали сыновья Илии:
«Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу. И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу» (1Цар.2:12-13, 17).
«Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень; если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» (1Цар.2:22-24).
Священник Илий говорил правильные слова, но не принимал никаких решительных мер, чтобы остановить беззаконие в народе Божием, начавшееся от его собственных сыновей-священников, развращавших народ Божий и отвращавших его от жертвоприношений Господу. За это на него и его сыновей пришёл Божий гнев:
«И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона? И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых?
Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища [Моего], и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?
Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал [тогда]: дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек. Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» (1Цар.2:27-30).
1. Примеры Моисея и Аарона
Мы знаем, что во времена Моисея и Аарона народ Божий временами отступал от Бога. Но поразителен тот факт, насколько по-разному заканчивалось отступление народа от Бога, когда он был под руководством Моисея, и когда он был под руководством Аарона, в отсутствие Моисея.
Под руководством Моисея, каждый раз, когда народ отступал, Моисей занимал твёрдую позицию верности Богу, отступники были наказаны (или самим Богом, или Моисеем, по повелению Божьему), и народ дальше продолжал служить Богу.
Но не так происходило, когда лидером народа был некоторое время Аарон. Он уступил людям, желающим сделать для себя бога. Более того, он сам сделал для них литого тельца для поклонения. Весь народ, за исключением части колена Левиина, отступил от Бога! Почему? Моисей, когда вернулся с горы Синай, правильно понял причину этого отступления. Хотя Аарон попытался свалить вину за отступление на народ, Моисей обвинил его в этом отступлении:
«И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный» (Исх.32:21-22).
«Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его» (Исх.32:25).
2. Примеры из книги Судей
Книга Судей – это книга описаний постоянных отступлений народа от Бога, и последующего за этим Божьего наказания. Во время наказания народ обычно каялся. Бог воздвигал им судью, через которого спасал их, и через которого управлял им. Если судья служил Богу, то и весь народ служил вместе с ним Богу. Если судья не служил Богу, или умирал, и народ оставался без боящегося Бога правителя – то народ отступал от Бога и не служил Ему (Судей 2:8-19, 4:1).
3. Примеры из книг Царств и Паралипоменон
Из книг Царств и Паралипоменон мы можем увидеть одну и ту же постоянно повторяющуюся закономерность. Когда народом правил царь, боящийся Бога и служивший ему – народ тоже служил Богу. Когда народом правил нечестивый царь, не служивший Богу – народ также не служил Богу и поклонялся идолам. Когда народом правил царь, служивший Богу не всем сердцем, а частично – народ также служил Богу не всем сердцем, а частично.
4. Примеры из жизни пророков, и книг пророков
Пророки Божии много обличали Израиль за отступление от Бога. Но они также и резко обличали главных виновников этого отступления – руководителей народа (царей, князей, священников), и поддерживающих их беззакония лжепророков:
«Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам» (3Цар.18:17-18).
«И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя» (4Цар.3:13-14).
Вот такое «почтение» и «послушание» было у истинных пророков Божиих к нечестивым царям, поклоняющимся идолам, вводящим в грех народ Божий, и виновным в отступлении народа Божьего от Бога. А теперь давайте посмотрим, как таких нечестивых вождей народа обличали другие Божии пророки:
«Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис.1:23).
«Притеснители народа Моего — дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили. Восстал Господь на суд — и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах» (Ис.3:12-14).
«Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них. Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть. А пророки ее все замазывают грязью, видят пустое и предсказывают им ложное, говоря: так говорит Господь Бог, тогда как не говорил Господь» (Иез.22:26-28).
«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал.2:7-9).
Все эти, и множество других мест Священного Писания бесспорно доказывают, что главными виновниками отступления Божьего народа, Израиля от Бога были его гражданские и религиозные руководители. Но, может быть, Новый Завет говорит по-другому, и теперь всё изменилось? Давайте обратимся к ряду текстов Нового Завета и посмотрим.
5. Примеры из Евангелий
Наш Господь Иисус Христос часто обличал духовных руководителей народа, таких, как фарисеев, книжников, законников. Он прямо обвинял их в духовной слепоте Божьего народа. Он называл их слепыми вождями слепых, и предупреждал, что при таком состоянии, когда слепой ведёт слепого – оба впадут в яму. Он также обвинял их в том, что именно они, духовные лидеры народа, сами не входят в Царствие Небесное, и хотящих войти не допускают:
«Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:12-14).
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Матф.23:13).
6. Примеры из книги Деяния Апостолов
В книге Деяния Апостолов, 20-й главе, Апостол Павел предупреждает Ефесских пресвитеров о скором отступлении, которое произойдёт после его отшествия. Он также дал им знать, кто будет одним из главных виновников этого отступления – некоторые пресвитеры из их же среды!
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:28-30).
7. Примеры из Посланий Апостолов
В Посланиях Апостолов прослеживается одна и та же тема – главными виновниками отступления церкви будут церковные лидеры, не покоряющиеся авторитету Слова Божьего, переданного через Апостолов Иисуса Христа, и превратно учащих народ:
«Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3Иоан.1:9-11).
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3-4).
В последнем примере мы видим, как во время отступления особую роль будет играть избрание церковного руководства посредством голосования большинства, даже если избранные большинством люди полностью не соответствуют требованиям Священного Писания к пресвитерам. Последствиями такого избрания будет то, что избранные «большинством» лидеры будут льстить слуху этого большинства, и всё дальше отвращать от истины и так уже находящихся в отступлении людей, проповедуя вместо истины Божией человеческие выдумки (басни).
Итог: Отступление в Божием народе неизбежно. Моисей предупреждал, что после него в Израиле будет отступление (Втор.31:29).
Иисус Христос предупреждал, что в церкви будет отступление, особенно перед Его пришествием (Мт.24:4, 24:10-13, Лк.18:8).
Апостолы предупреждали, что в церкви будет отступление (Деян.20:28-30, 2Фесс.2:1-3, 1Тим.4:1-3, 2Тим.2:16-18, 3:1-5, 3:12-13, 4:3-4).
Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета, ясно учит нас, что главными виновниками отступления всегда являются руководители народа: или через равнодушие к отступлению, начавшемуся в народе, и непринятие решительных мер по его предотвращению, или же, сами являясь первыми инициаторами отступления, и вводя в грех народ, как это делали сыновья Илии:
«Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу. И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу» (1Цар.2:12-13, 17).
«Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень; если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» (1Цар.2:22-24).
Священник Илий говорил правильные слова, но не принимал никаких решительных мер, чтобы остановить беззаконие в народе Божием, начавшееся от его собственных сыновей-священников, развращавших народ Божий и отвращавших его от жертвоприношений Господу. За это на него и его сыновей пришёл Божий гнев:
«И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона? И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых?
Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища [Моего], и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?
Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал [тогда]: дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек. Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» (1Цар.2:27-30).