Что такое вера?
Сегодня наш урок будет посвящён теме веры. Мы постараемся ответить на вопросы: «Что такое вера? Какое значение вера имеет для нашего спасения? Какое значение вера имеет для нашей практической жизни?», и многие другие вопросы, связанные с верой. Слово, переведённое с еврейского и греческого языков на русский как слово «вера», можно также перевести как: верность, доверие, убежденность, удостоверение. Но что же такое вера, согласно Библии? В Послании к Евреям есть стих, дающий определение веры:
Евр.11:1 «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».
Итак, вера, во-первых, это «осуществление ожидаемого». Что такое «осуществление»? В данном тексте оно означает не наши попытки осуществить что-то, а надёжное основание, сущность, реальность, действительность, фундамент того, чего мы ожидаем, и на что надеемся, уповаем, полагаемся, рассчитываем. Вера – это надёжное, твёрдое основание нашей надежды, упования и ожидания. Вот каким образом вера есть «осуществление ожидаемого». Во-вторых, вера – это также «уверенность в невидимом». Вера, как и надежда, имеет дело с невидимым миром, и с невидимым будущим:
Рим.8:24 «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?»
Давайте посмотрим на примеры Ноя и Моисея, о которых сказано в Послании к Евреям. Мы читаем о них, что оба эти праведника имели веру. Они верили и были уверенны в том, чего они не видели:
Евр.11:7 «ВЕРОЮ Ной, получив откровение о том, ЧТО ЕЩЕ НЕ БЫЛО ВИДИМО, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере».
Евр.11:24-27 «ВЕРОЮ Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ИБО ОН, КАК БЫ ВИДЯ НЕВИДИМОГО, БЫЛ ТВЕРД».
Итак, вера – это надёжное основание того, чего мы ожидаем, и что обязательно осуществится; и это твёрдая, убеждённая уверенность в том, чего мы не видим, но что является реальностью.
Что является основанием веры?
Итак, вера есть осуществление ожидаемого. Она является твёрдым, надёжным основанием, того, что мы ожидаем от Бога и на что надеемся. Но что же является основанием самой веры? На чём утверждается истинная, Библейская вера? Ведь вера может быть разной. Можно иметь самую большую веру в самое ненадёжное основание, и тогда наши надежды и ожидания не сбудутся.
Единственными надёжными основаниями для Библейской веры являются Слово Божье и сила Божья. Ели наша вера основана на Слове Божьем, тогда наше ожидание, наша надежда осуществится.
Библейская вера приходит от Слова Божьего. Чтобы иметь успех, мы должны верить Богу, верить тому, что сказано в Его Слове – Библии, и верить Его пророкам, провозглашающим Его Слово. Наша вера также утверждается на силе Божьей. Когда мы видим реальные действия Божьи, такие, как исцеления, изгнание бесов, явные ответы на молитву, и Божью помощь в ситуациях, которые казались безвыходными, наша вера становится крепкой и твёрдой. Мы убеждаемся, что Бог действительно есть, и что Он всемогущ. Явление силы Божьей укрепляет нашу веру:
Рим.10:17 «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».
2Пар.20:20 «И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стал Иосафат и сказал: послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! ВЕРЬТЕ ГОСПОДУ БОГУ ВАШЕМУ, и будьте тверды; ВЕРЬТЕ ПРОРОКАМ ЕГО, И БУДЕТ УСПЕХ ВАМ».
1Кор.2:1-5 «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, ЧТОБЫ ВЕРА ВАША УТВЕРЖДАЛАСЬ не на мудрости человеческой, но НА СИЛЕ БОЖИЕЙ».
Как можно укрепить свою веру?
Мы увидели из мест Писания, которые рассмотрели, что вера основывается на Слове Божием, и вера утверждается на силе Божией. Когда мы видим явные проявления Божьей силы, наша вера становится твёрдой. Мы на практике убеждаемся, что Бог есть, что Он отвечает на молитвы, и что Он может могущественно, реально и видимо действовать в этом мире. Как ещё можно укрепить свою веру? Как сделать свою веру сильнее. Священное Писание учит нас, что наша вера укрепляется, когда мы славим и благодарим Бога. Давайте рассмотрим несколько стихов, подтверждающих это:
Рим.4:20 «(Авраам) не поколебался в обетовании Божием неверием, но ПРЕБЫЛ ТВЕРД В ВЕРЕ, ВОЗДАВ СЛАВУ БОГУ».
Кол.2:6-7 «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем И УКРЕПЛЕНЫ В ВЕРЕ, КАК ВЫ НАУЧЕНЫ, ПРЕУСПЕВАЯ В НЕЙ С БЛАГОДАРЕНИЕМ».
Когда мы славим Бога, мы провозглашаем то, Кем Он есть, и что мы знаем о Нём из Библии и из собственного опыта. При прославлении мы провозглашаем, что Бог – Творец всего, что Он Всемогущий, что Он свят, что Он делает всё, что хочет на небесах и на земле, что Он долготерпеливый, многомилостивый, человеколюбивый, истинный, прощающий. Когда мы это делаем, мы размышляем о Боге, концентрируем своё внимание на Нём и Его качествах, и от этого наша вера крепнет, и наши проблемы уже не кажутся нам такими большими и неразрешимыми.
Когда мы благодарим Бога за то, что Он сделал и делает для нас и других людей, мы вспоминаем при этом Его действия и Его могущество. От этого наша вера тоже укрепляется. Мы становимся всё более уверенными в том, что, если Бог отвечал на наши молитвы в прошлом и делал свои чудеса, Он может делать это для нас и сейчас. Поэтому, прославление и благодарение Бога является очень важным для укрепления нашей веры.
Начальник и Совершитель нашей веры
Если вера настолько важна в нашей жизни и для нашего спасения, то, естественно у нас должен возникнуть вопрос: «А где и как можно получить веру, откуда она приходит, и как она зарождается в человеке?» Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к Священному Писанию. Давайте сначала снова рассмотрим текст из послания к Ефесянам:
Еф.2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
Итак, о чём именно здесь говорится, что оно является не от нас, а Божьим даром? Это говорится обо всём вместе: о благодати, спасении и о вере! У нас, наверно, не вызывает сомнения то, что благодать и спасение – это Божьи дары. Но является ли вера также Божьим даром для человека? Давайте прочитаем два текста из Библии, которые подтверждают, что это действительно так:
Рим.12:3 «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, ПО МЕРЕ ВЕРЫ, КАКУЮ КАЖДОМУ БОГ УДЕЛИЛ».
1Кор.3:5-7 «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых ВЫ УВЕРОВАЛИ, И ПРИТОМ ПОСКОЛЬКУ КАЖДОМУ ДАЛ ГОСПОДЬ. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий».
Эти тексты довольно ясно показывают нам, что мы уверовали, поскольку каждому дал Бог. Бог каждому из нас уделил меру веры. Именно Бог взращивает в нас веру, хотя Он часто использует людей, чтобы «насадить» и «поливать» её. Но каким образом Бог даёт нам веру? Давайте снова обратимся к Посланию к Римлянам:
Рим.10:17 «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия».
Итак, вера от слышания. Но что такое «слышание»? Это процесс активного и внимательного восприятия того, что нам говорят. Но истинная Библейская вера приходит не от всякого слышания, а именно от слышания того, что нам говорится «от слова Божия». То есть, вера приходит к нам, когда мы внимательно слушаем и воспринимаем проповедь Слова Божьего.
Вера также приходит к нам, не только когда мы слушаем, как кто-то проповедует нам Слово Божие, но и когда мы сами читаем его для себя. Вот почему Бог повелел Иисусу Навину читать Закон Божий для себя. И вот почему Бог повелел царям в Израиле сделать для себя копию книги Закона Божия и читать её. Когда мы читаем Слово Божие, и стараемся услышать то, что Бог хочет нам сказать через это Слово, у нас зарождается вера:
Иис.Нав.1:8 «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».
Втор.17:18-19 «Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии».
Иисус Христос называется в Писании Начальником и Совершителем нашей веры. Мы увидели из вышеприведённых мест Писания, что Бог даёт нам веру для спасения. Мы также увидели, что вера приходит от слышания. Но Писание также открывает нам, что вера к нам приходит через Иисуса Христа:
Евр.12:1-2 «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, ВЗИРАЯ НА НАЧАЛЬНИКА И СОВЕРШИТЕЛЯ ВЕРЫ ИИСУСА, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».
Слово начальник, используемое здесь, в переводе с греческого языка означает основатель, первопричина; начальник, вождь, предводитель. Слово совершитель означает завершитель, осуществитель. Итак, Иисус Христос начал в нас веру через слышание Его слова, Он является вождём и предводителем нашей веры. И Он силен сохранить в нас эту веру до конца, и привести нас к цели нашей веры – спасению наших душ:
1Пет.1:9 «Достигая наконец верою вашею спасения душ».
1Пет.1:18-21 «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, УВЕРОВАВШИХ ЧРЕЗ НЕГО В БОГА, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога».
Первое, или начальное проявление веры
Как же Бог хочет, чтобы мы верили, какое первичное проявление веры должно появиться у нас? Какое проявление веры Бог хочет увидеть в каждом человеке, прежде всего? Давайте прочитаем об этом в Послании к Евреям:
Евр.11:6 «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».
Без веры угодить Богу невозможно. Нашим самым первым проявлением веры должна быть вера в то, что Бог есть. Это самое первое, что Бог ожидает от людей – чтобы они поверили в то, что Он есть, в Его существование. Природа, или Божие творение, а также нравственный закон, вложенный Богом внутрь всех людей, свидетельствуют о том, что Бог есть. Только через рассматривание творения человек уже может поверить в существование Всемогущего, Невидимого Бога Творца. Поэтому ни для одного человека в мире не будет извинения на Божьем суде в его неверии (Рим.1:19-20).
Но наша вера не должна останавливаться на этом. Второе, что Бог хочет и ожидает от людей – чтобы они поверили в то, что Он воздаёт ищущим Его. Мы должны поверить в то, что Бог даст награду тем, которые ищут Его. Бог хочет, чтобы мы поверили в Его благость и щедрость. И конечно же, вера в то, что Бог вознаграждает ищущих Его, должна проявится в нашем старании искать Его, найти Его, восстановить правильные отношения с Ним, которые были нарушены из-за греха Адама и наших собственных грехов. Это искание Бога начинается с нашего покаяния, оставления своих греховных путей и мыслей, и обращения к Нему:
Ис.55:6-7 «ИЩИТЕ ГОСПОДА, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. ДА ОСТАВИТ НЕЧЕСТИВЫЙ ПУТЬ СВОЙ И БЕЗЗАКОННИК - ПОМЫСЛЫ СВОИ, И ДА ОБРАТИТСЯ К ГОСПОДУ, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив».
Деян.17:24-27 «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, ДАБЫ ОНИ ИСКАЛИ БОГА, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас».
Деян.17:30-31 «Итак, оставляя времена неведения, БОГ НЫНЕ ПОВЕЛЕВАЕТ ЛЮДЯМ ВСЕМ ПОВСЮДУ ПОКАЯТЬСЯ, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».
Итак, мы увидели, что самым первичным проявлением веры является вера в то, что Бог есть, и вера в то, что ищущим Его Бог воздаёт, то есть даёт награду. Мы также рассмотрели некоторые тексты Писания, объясняющие нам, что наше искание Бога, как проявление нашей веры, должно начинаться с покаяния и обращения к Нему.
Праведный своею верою жив будет
В Священном Писании четыре раза упоминается (с небольшими изменениями) одно важное утверждение о вере. Оно говорит нам, что вера – это то, чем праведник будет жив. Следовательно, без веры не может быть праведности, и не может быть угодной Богу жизни:
Авв.2:4 «Вот, душа надменная не успокоится, А ПРАВЕДНЫЙ СВОЕЮ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ».
Рим.1:16-17 «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ».
Гал.3:11 «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, ПОТОМУ ЧТО ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ».
Евр.10:38 «ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя».
Если что-то повторено в Библии четыре раза, на это следует обратить внимание, так как это является чем-то очень важным. Жизнь верой является настолько важной, что, согласно Писанию, всё, что не по вере – грех, даже такое элементарное, как еда:
Рим.14:22-23 «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А СОМНЕВАЮЩИЙСЯ, ЕСЛИ ЕСТ, ОСУЖДАЕТСЯ, потому что не по вере; А ВСЕ, ЧТО НЕ ПО ВЕРЕ, ГРЕХ».
Всё то, что мы делаем с сомнением и не по вере – грех. Праведный верою жив будет. В буквальном переводе с греческого языка эта фраза звучит: «Праведный из веры будет жить». То есть для праведного человека вера будет источником его жизни. А жизнь включает в себя всё: общение, еду, сон, работу, отдых, и так далее. Чтобы продолжать быть праведником, всё это нужно делать по вере. Давайте приведём пример того, что значит жить по вере из такой сферы нашей жизни, как принятие пищи.
Что значит, есть по вере, согласно Священному Писанию?
1) Во-первых, мы признаём, что источником нашей пищи есть Бог. Он даёт нам пропитание и всё необходимое для жизни:
Пс.135:25-26 «ДАЕТ ПИЩУ ВСЯКОЙ ПЛОТИ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его».
Пс.144:15-16 «Очи всех уповают на Тебя, и ТЫ ДАЕШЬ ИМ ПИЩУ ИХ В СВОЕ ВРЕМЯ; ОТКРЫВАЕШЬ РУКУ ТВОЮ И НАСЫЩАЕШЬ ВСЕ ЖИВУЩЕЕ по благоволению».
2) Во-вторых, мы благодарим Бога за пищу, которую Он даёт нам и с благодарением принимаем её:
Втор.8:10 «И КОГДА БУДЕШЬ ЕСТЬ И НАСЫЩАТЬСЯ, ТОГДА БЛАГОСЛОВЛЯЙ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, за добрую землю, которую Он дал тебе».
1Кор.10:30 «Если я С БЛАГОДАРЕНИЕМ ПРИНИМАЮ ПИЩУ, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?».
3) В-третьих, мы используем силы и здоровье, которые получаем от пищи, для славы Божьей, для служения Богу и жизни по Его воле:
1Кор.10:31 «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, ВСЕ ДЕЛАЙТЕ В СЛАВУ БОЖИЮ».
Кол.3:17 «И все, что вы делаете, словом или делом, ВСЕ ДЕЛАЙТЕ ВО ИМЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, БЛАГОДАРЯ ЧЕРЕЗ НЕГО БОГА И ОТЦА».
2Кор.5:15 «А Христос за всех умер, ЧТОБЫ ЖИВУЩИЕ УЖЕ НЕ ДЛЯ СЕБЯ ЖИЛИ, НО ДЛЯ УМЕРШЕГО ЗА НИХ И ВОСКРЕСШЕГО».
Исповедание веры
Одним из важных проявлений веры является исповедание веры. Слово «исповедовать» имеет значение: «говорить так же», «соглашаться», «признавать». Оно ещё значит «открыто провозглашать». Господь хочет, чтобы наша вера не только была в нашем сердце, но и открыто провозглашалась через наши уста. Исповедание Иисуса Христа как нашего Господа необходимо для нашего спасения. Об этом сказано в Послании к Римлянам:
Рим.10:9-10 «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».
2Кор.4:13 «Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим».
Исповедание нашей веры необходимо не только для нашего вечного спасения, но и также для спасения от трудных жизненных ситуаций. В Священном Писании даны примеры многих таких исповеданий веры. Например, Апостол Павел говорил:
2Тим.4:18 «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь».
Автор одного из Псалмов, возможно, им был Давид, в трудных обстоятельствах говорил так, исповедуя свою веру:
Пс.117:17 «Не умру, но буду жить, и возвещать дела Господни».
Это только несколько примеров того, как можно в жизненных различных обстоятельствах исповедовать свою веру своими устами. Их есть намного больше в Священном Писании. Большую пользу приносит верующему человеку изучение таких Библейских стихов наизусть и их провозглашение, основанное на вере.
Дела веры
Следующим очень важным проявлением веры являются дела веры. Библия учит нас, что живая, спасающая вера, обязательно должна проявляться в делах послушания Богу. Без этих дел вера мертва, бездейственна, и не способна спасти нас:
Иак.2:14-26 «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? ТАК И ВЕРА, ЕСЛИ НЕ ИМЕЕТ ДЕЛ, МЕРТВА САМА ПО СЕБЕ.
Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? ВИДИШЬ ЛИ, ЧТО ВЕРА СОДЕЙСТВОВАЛА ДЕЛАМ ЕГО, И ДЕЛАМИ ВЕРА ДОСТИГЛА СОВЕРШЕНСТВА? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".
ВИДИТЕ ЛИ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОПРАВДЫВАЕТСЯ ДЕЛАМИ, А НЕ ВЕРОЮ ТОЛЬКО? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, КАК ТЕЛО БЕЗ ДУХА МЕРТВО, ТАК И ВЕРА БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА».
Какие же дела Бог ожидает от нас в нашей вере? Об этом пишет Апостол Пётр в своём Втором Послании:
2Пет.1:5-8 «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа».
Испытание веры
Священное Писание учит нас, что истинность нашей веры проверяется не только делами веры, но также испытанием веры. Наша вера будет проверяться на протяжении нашей жизни в самых различных трудностях, испытаниях и скорбях. Вера, прошедшая и выдержавшая испытание, является большой ценностью в глазах Божьих. Апостолы всегда наставляли уверовавших людей, что они будут проходить испытания своей веры:
Деян.14:21-22 «Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что МНОГИМИ СКОРБЯМИ НАДЛЕЖИТ НАМ ВОЙТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ».
Иак.1:2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
1Пет.1:6-7 «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа».
Апостол Павел также неоднократно писал в своих Посланиях о страданиях и испытаниях, которые должны переносить христиане. Но вместе с тем, он наставлял верующих, что страдания не будут вечными, и после них наступят времена отрады и утешения, после пришествия Иисуса Христа:
1Фесс.3:1-4 «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, ЧТОБЫ НИКТО НЕ ПОКОЛЕБАЛСЯ В СКОРБЯХ СИХ: ИБО ВЫ САМИ ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАК НАМ СУЖДЕНО. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете».
2Фесс.1:3-7 «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, ЧТОБЫ ВАМ УДОСТОИТЬСЯ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ, ДЛЯ КОТОРОГО И СТРАДАЕТЕ. Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, А ВАМ, ОСКОРБЛЯЕМЫМ, ОТРАДОЮ ВМЕСТЕ С НАМИ, В ЯВЛЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА С НЕБА, С АНГЕЛАМИ СИЛЫ ЕГО».
2Тим.3:10-12 «А ТЫ ПОСЛЕДОВАЛ МНЕ В учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, ТЕРПЕНИИ, В ГОНЕНИЯХ, СТРАДАНИЯХ, ПОСТИГШИХ МЕНЯ в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. ДА И ВСЕ, ЖЕЛАЮЩИЕ ЖИТЬ БЛАГОЧЕСТИВО ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ, БУДУТ ГОНИМЫ».
Гонения, несправедливые страдания, испытания – это то, чего нам, как верующим людям, не избежать. Поэтому нам остаётся только то, о чём говорил Иаков – с великою радостью принимать, когда впадаем в различные искушения. Источником этой радости должно быть знание того, что испытание производит терпение. А терпение производит в нас совершенство (Иак.1:2-4). Один мудрый человек ещё во времена Ветхого Завета сказал так:
Еккл.7:3 «Сетование лучше смеха; ПОТОМУ ЧТО ПРИ ПЕЧАЛИ ЛИЦА СЕРДЦЕ ДЕЛАЕТСЯ ЛУЧШЕ».
Господь допускает в нашей жизни печали, страдания, испытания, чтобы сделать нас лучшими, чтобы сделать нас совершенными.
Домашнее задание
1. Выучите наизусть:
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» Евреям 11:6.
Сегодня наш урок будет посвящён теме веры. Мы постараемся ответить на вопросы: «Что такое вера? Какое значение вера имеет для нашего спасения? Какое значение вера имеет для нашей практической жизни?», и многие другие вопросы, связанные с верой. Слово, переведённое с еврейского и греческого языков на русский как слово «вера», можно также перевести как: верность, доверие, убежденность, удостоверение. Но что же такое вера, согласно Библии? В Послании к Евреям есть стих, дающий определение веры:
Евр.11:1 «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».
Итак, вера, во-первых, это «осуществление ожидаемого». Что такое «осуществление»? В данном тексте оно означает не наши попытки осуществить что-то, а надёжное основание, сущность, реальность, действительность, фундамент того, чего мы ожидаем, и на что надеемся, уповаем, полагаемся, рассчитываем. Вера – это надёжное, твёрдое основание нашей надежды, упования и ожидания. Вот каким образом вера есть «осуществление ожидаемого». Во-вторых, вера – это также «уверенность в невидимом». Вера, как и надежда, имеет дело с невидимым миром, и с невидимым будущим:
Рим.8:24 «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?»
Давайте посмотрим на примеры Ноя и Моисея, о которых сказано в Послании к Евреям. Мы читаем о них, что оба эти праведника имели веру. Они верили и были уверенны в том, чего они не видели:
Евр.11:7 «ВЕРОЮ Ной, получив откровение о том, ЧТО ЕЩЕ НЕ БЫЛО ВИДИМО, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере».
Евр.11:24-27 «ВЕРОЮ Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ИБО ОН, КАК БЫ ВИДЯ НЕВИДИМОГО, БЫЛ ТВЕРД».
Итак, вера – это надёжное основание того, чего мы ожидаем, и что обязательно осуществится; и это твёрдая, убеждённая уверенность в том, чего мы не видим, но что является реальностью.
Что является основанием веры?
Итак, вера есть осуществление ожидаемого. Она является твёрдым, надёжным основанием, того, что мы ожидаем от Бога и на что надеемся. Но что же является основанием самой веры? На чём утверждается истинная, Библейская вера? Ведь вера может быть разной. Можно иметь самую большую веру в самое ненадёжное основание, и тогда наши надежды и ожидания не сбудутся.
Единственными надёжными основаниями для Библейской веры являются Слово Божье и сила Божья. Ели наша вера основана на Слове Божьем, тогда наше ожидание, наша надежда осуществится.
Библейская вера приходит от Слова Божьего. Чтобы иметь успех, мы должны верить Богу, верить тому, что сказано в Его Слове – Библии, и верить Его пророкам, провозглашающим Его Слово. Наша вера также утверждается на силе Божьей. Когда мы видим реальные действия Божьи, такие, как исцеления, изгнание бесов, явные ответы на молитву, и Божью помощь в ситуациях, которые казались безвыходными, наша вера становится крепкой и твёрдой. Мы убеждаемся, что Бог действительно есть, и что Он всемогущ. Явление силы Божьей укрепляет нашу веру:
Рим.10:17 «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».
2Пар.20:20 «И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стал Иосафат и сказал: послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! ВЕРЬТЕ ГОСПОДУ БОГУ ВАШЕМУ, и будьте тверды; ВЕРЬТЕ ПРОРОКАМ ЕГО, И БУДЕТ УСПЕХ ВАМ».
1Кор.2:1-5 «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, ЧТОБЫ ВЕРА ВАША УТВЕРЖДАЛАСЬ не на мудрости человеческой, но НА СИЛЕ БОЖИЕЙ».
Как можно укрепить свою веру?
Мы увидели из мест Писания, которые рассмотрели, что вера основывается на Слове Божием, и вера утверждается на силе Божией. Когда мы видим явные проявления Божьей силы, наша вера становится твёрдой. Мы на практике убеждаемся, что Бог есть, что Он отвечает на молитвы, и что Он может могущественно, реально и видимо действовать в этом мире. Как ещё можно укрепить свою веру? Как сделать свою веру сильнее. Священное Писание учит нас, что наша вера укрепляется, когда мы славим и благодарим Бога. Давайте рассмотрим несколько стихов, подтверждающих это:
Рим.4:20 «(Авраам) не поколебался в обетовании Божием неверием, но ПРЕБЫЛ ТВЕРД В ВЕРЕ, ВОЗДАВ СЛАВУ БОГУ».
Кол.2:6-7 «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем И УКРЕПЛЕНЫ В ВЕРЕ, КАК ВЫ НАУЧЕНЫ, ПРЕУСПЕВАЯ В НЕЙ С БЛАГОДАРЕНИЕМ».
Когда мы славим Бога, мы провозглашаем то, Кем Он есть, и что мы знаем о Нём из Библии и из собственного опыта. При прославлении мы провозглашаем, что Бог – Творец всего, что Он Всемогущий, что Он свят, что Он делает всё, что хочет на небесах и на земле, что Он долготерпеливый, многомилостивый, человеколюбивый, истинный, прощающий. Когда мы это делаем, мы размышляем о Боге, концентрируем своё внимание на Нём и Его качествах, и от этого наша вера крепнет, и наши проблемы уже не кажутся нам такими большими и неразрешимыми.
Когда мы благодарим Бога за то, что Он сделал и делает для нас и других людей, мы вспоминаем при этом Его действия и Его могущество. От этого наша вера тоже укрепляется. Мы становимся всё более уверенными в том, что, если Бог отвечал на наши молитвы в прошлом и делал свои чудеса, Он может делать это для нас и сейчас. Поэтому, прославление и благодарение Бога является очень важным для укрепления нашей веры.
Начальник и Совершитель нашей веры
Если вера настолько важна в нашей жизни и для нашего спасения, то, естественно у нас должен возникнуть вопрос: «А где и как можно получить веру, откуда она приходит, и как она зарождается в человеке?» Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к Священному Писанию. Давайте сначала снова рассмотрим текст из послания к Ефесянам:
Еф.2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
Итак, о чём именно здесь говорится, что оно является не от нас, а Божьим даром? Это говорится обо всём вместе: о благодати, спасении и о вере! У нас, наверно, не вызывает сомнения то, что благодать и спасение – это Божьи дары. Но является ли вера также Божьим даром для человека? Давайте прочитаем два текста из Библии, которые подтверждают, что это действительно так:
Рим.12:3 «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, ПО МЕРЕ ВЕРЫ, КАКУЮ КАЖДОМУ БОГ УДЕЛИЛ».
1Кор.3:5-7 «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых ВЫ УВЕРОВАЛИ, И ПРИТОМ ПОСКОЛЬКУ КАЖДОМУ ДАЛ ГОСПОДЬ. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий».
Эти тексты довольно ясно показывают нам, что мы уверовали, поскольку каждому дал Бог. Бог каждому из нас уделил меру веры. Именно Бог взращивает в нас веру, хотя Он часто использует людей, чтобы «насадить» и «поливать» её. Но каким образом Бог даёт нам веру? Давайте снова обратимся к Посланию к Римлянам:
Рим.10:17 «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия».
Итак, вера от слышания. Но что такое «слышание»? Это процесс активного и внимательного восприятия того, что нам говорят. Но истинная Библейская вера приходит не от всякого слышания, а именно от слышания того, что нам говорится «от слова Божия». То есть, вера приходит к нам, когда мы внимательно слушаем и воспринимаем проповедь Слова Божьего.
Вера также приходит к нам, не только когда мы слушаем, как кто-то проповедует нам Слово Божие, но и когда мы сами читаем его для себя. Вот почему Бог повелел Иисусу Навину читать Закон Божий для себя. И вот почему Бог повелел царям в Израиле сделать для себя копию книги Закона Божия и читать её. Когда мы читаем Слово Божие, и стараемся услышать то, что Бог хочет нам сказать через это Слово, у нас зарождается вера:
Иис.Нав.1:8 «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».
Втор.17:18-19 «Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии».
Иисус Христос называется в Писании Начальником и Совершителем нашей веры. Мы увидели из вышеприведённых мест Писания, что Бог даёт нам веру для спасения. Мы также увидели, что вера приходит от слышания. Но Писание также открывает нам, что вера к нам приходит через Иисуса Христа:
Евр.12:1-2 «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, ВЗИРАЯ НА НАЧАЛЬНИКА И СОВЕРШИТЕЛЯ ВЕРЫ ИИСУСА, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».
Слово начальник, используемое здесь, в переводе с греческого языка означает основатель, первопричина; начальник, вождь, предводитель. Слово совершитель означает завершитель, осуществитель. Итак, Иисус Христос начал в нас веру через слышание Его слова, Он является вождём и предводителем нашей веры. И Он силен сохранить в нас эту веру до конца, и привести нас к цели нашей веры – спасению наших душ:
1Пет.1:9 «Достигая наконец верою вашею спасения душ».
1Пет.1:18-21 «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, УВЕРОВАВШИХ ЧРЕЗ НЕГО В БОГА, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога».
Первое, или начальное проявление веры
Как же Бог хочет, чтобы мы верили, какое первичное проявление веры должно появиться у нас? Какое проявление веры Бог хочет увидеть в каждом человеке, прежде всего? Давайте прочитаем об этом в Послании к Евреям:
Евр.11:6 «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».
Без веры угодить Богу невозможно. Нашим самым первым проявлением веры должна быть вера в то, что Бог есть. Это самое первое, что Бог ожидает от людей – чтобы они поверили в то, что Он есть, в Его существование. Природа, или Божие творение, а также нравственный закон, вложенный Богом внутрь всех людей, свидетельствуют о том, что Бог есть. Только через рассматривание творения человек уже может поверить в существование Всемогущего, Невидимого Бога Творца. Поэтому ни для одного человека в мире не будет извинения на Божьем суде в его неверии (Рим.1:19-20).
Но наша вера не должна останавливаться на этом. Второе, что Бог хочет и ожидает от людей – чтобы они поверили в то, что Он воздаёт ищущим Его. Мы должны поверить в то, что Бог даст награду тем, которые ищут Его. Бог хочет, чтобы мы поверили в Его благость и щедрость. И конечно же, вера в то, что Бог вознаграждает ищущих Его, должна проявится в нашем старании искать Его, найти Его, восстановить правильные отношения с Ним, которые были нарушены из-за греха Адама и наших собственных грехов. Это искание Бога начинается с нашего покаяния, оставления своих греховных путей и мыслей, и обращения к Нему:
Ис.55:6-7 «ИЩИТЕ ГОСПОДА, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. ДА ОСТАВИТ НЕЧЕСТИВЫЙ ПУТЬ СВОЙ И БЕЗЗАКОННИК - ПОМЫСЛЫ СВОИ, И ДА ОБРАТИТСЯ К ГОСПОДУ, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив».
Деян.17:24-27 «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, ДАБЫ ОНИ ИСКАЛИ БОГА, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас».
Деян.17:30-31 «Итак, оставляя времена неведения, БОГ НЫНЕ ПОВЕЛЕВАЕТ ЛЮДЯМ ВСЕМ ПОВСЮДУ ПОКАЯТЬСЯ, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».
Итак, мы увидели, что самым первичным проявлением веры является вера в то, что Бог есть, и вера в то, что ищущим Его Бог воздаёт, то есть даёт награду. Мы также рассмотрели некоторые тексты Писания, объясняющие нам, что наше искание Бога, как проявление нашей веры, должно начинаться с покаяния и обращения к Нему.
Праведный своею верою жив будет
В Священном Писании четыре раза упоминается (с небольшими изменениями) одно важное утверждение о вере. Оно говорит нам, что вера – это то, чем праведник будет жив. Следовательно, без веры не может быть праведности, и не может быть угодной Богу жизни:
Авв.2:4 «Вот, душа надменная не успокоится, А ПРАВЕДНЫЙ СВОЕЮ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ».
Рим.1:16-17 «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ».
Гал.3:11 «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, ПОТОМУ ЧТО ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ».
Евр.10:38 «ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя».
Если что-то повторено в Библии четыре раза, на это следует обратить внимание, так как это является чем-то очень важным. Жизнь верой является настолько важной, что, согласно Писанию, всё, что не по вере – грех, даже такое элементарное, как еда:
Рим.14:22-23 «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А СОМНЕВАЮЩИЙСЯ, ЕСЛИ ЕСТ, ОСУЖДАЕТСЯ, потому что не по вере; А ВСЕ, ЧТО НЕ ПО ВЕРЕ, ГРЕХ».
Всё то, что мы делаем с сомнением и не по вере – грех. Праведный верою жив будет. В буквальном переводе с греческого языка эта фраза звучит: «Праведный из веры будет жить». То есть для праведного человека вера будет источником его жизни. А жизнь включает в себя всё: общение, еду, сон, работу, отдых, и так далее. Чтобы продолжать быть праведником, всё это нужно делать по вере. Давайте приведём пример того, что значит жить по вере из такой сферы нашей жизни, как принятие пищи.
Что значит, есть по вере, согласно Священному Писанию?
1) Во-первых, мы признаём, что источником нашей пищи есть Бог. Он даёт нам пропитание и всё необходимое для жизни:
Пс.135:25-26 «ДАЕТ ПИЩУ ВСЯКОЙ ПЛОТИ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его».
Пс.144:15-16 «Очи всех уповают на Тебя, и ТЫ ДАЕШЬ ИМ ПИЩУ ИХ В СВОЕ ВРЕМЯ; ОТКРЫВАЕШЬ РУКУ ТВОЮ И НАСЫЩАЕШЬ ВСЕ ЖИВУЩЕЕ по благоволению».
2) Во-вторых, мы благодарим Бога за пищу, которую Он даёт нам и с благодарением принимаем её:
Втор.8:10 «И КОГДА БУДЕШЬ ЕСТЬ И НАСЫЩАТЬСЯ, ТОГДА БЛАГОСЛОВЛЯЙ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, за добрую землю, которую Он дал тебе».
1Кор.10:30 «Если я С БЛАГОДАРЕНИЕМ ПРИНИМАЮ ПИЩУ, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?».
3) В-третьих, мы используем силы и здоровье, которые получаем от пищи, для славы Божьей, для служения Богу и жизни по Его воле:
1Кор.10:31 «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, ВСЕ ДЕЛАЙТЕ В СЛАВУ БОЖИЮ».
Кол.3:17 «И все, что вы делаете, словом или делом, ВСЕ ДЕЛАЙТЕ ВО ИМЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, БЛАГОДАРЯ ЧЕРЕЗ НЕГО БОГА И ОТЦА».
2Кор.5:15 «А Христос за всех умер, ЧТОБЫ ЖИВУЩИЕ УЖЕ НЕ ДЛЯ СЕБЯ ЖИЛИ, НО ДЛЯ УМЕРШЕГО ЗА НИХ И ВОСКРЕСШЕГО».
Исповедание веры
Одним из важных проявлений веры является исповедание веры. Слово «исповедовать» имеет значение: «говорить так же», «соглашаться», «признавать». Оно ещё значит «открыто провозглашать». Господь хочет, чтобы наша вера не только была в нашем сердце, но и открыто провозглашалась через наши уста. Исповедание Иисуса Христа как нашего Господа необходимо для нашего спасения. Об этом сказано в Послании к Римлянам:
Рим.10:9-10 «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».
2Кор.4:13 «Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим».
Исповедание нашей веры необходимо не только для нашего вечного спасения, но и также для спасения от трудных жизненных ситуаций. В Священном Писании даны примеры многих таких исповеданий веры. Например, Апостол Павел говорил:
2Тим.4:18 «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь».
Автор одного из Псалмов, возможно, им был Давид, в трудных обстоятельствах говорил так, исповедуя свою веру:
Пс.117:17 «Не умру, но буду жить, и возвещать дела Господни».
Это только несколько примеров того, как можно в жизненных различных обстоятельствах исповедовать свою веру своими устами. Их есть намного больше в Священном Писании. Большую пользу приносит верующему человеку изучение таких Библейских стихов наизусть и их провозглашение, основанное на вере.
Дела веры
Следующим очень важным проявлением веры являются дела веры. Библия учит нас, что живая, спасающая вера, обязательно должна проявляться в делах послушания Богу. Без этих дел вера мертва, бездейственна, и не способна спасти нас:
Иак.2:14-26 «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? ТАК И ВЕРА, ЕСЛИ НЕ ИМЕЕТ ДЕЛ, МЕРТВА САМА ПО СЕБЕ.
Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? ВИДИШЬ ЛИ, ЧТО ВЕРА СОДЕЙСТВОВАЛА ДЕЛАМ ЕГО, И ДЕЛАМИ ВЕРА ДОСТИГЛА СОВЕРШЕНСТВА? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".
ВИДИТЕ ЛИ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОПРАВДЫВАЕТСЯ ДЕЛАМИ, А НЕ ВЕРОЮ ТОЛЬКО? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, КАК ТЕЛО БЕЗ ДУХА МЕРТВО, ТАК И ВЕРА БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА».
Какие же дела Бог ожидает от нас в нашей вере? Об этом пишет Апостол Пётр в своём Втором Послании:
2Пет.1:5-8 «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа».
Испытание веры
Священное Писание учит нас, что истинность нашей веры проверяется не только делами веры, но также испытанием веры. Наша вера будет проверяться на протяжении нашей жизни в самых различных трудностях, испытаниях и скорбях. Вера, прошедшая и выдержавшая испытание, является большой ценностью в глазах Божьих. Апостолы всегда наставляли уверовавших людей, что они будут проходить испытания своей веры:
Деян.14:21-22 «Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что МНОГИМИ СКОРБЯМИ НАДЛЕЖИТ НАМ ВОЙТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ».
Иак.1:2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
1Пет.1:6-7 «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа».
Апостол Павел также неоднократно писал в своих Посланиях о страданиях и испытаниях, которые должны переносить христиане. Но вместе с тем, он наставлял верующих, что страдания не будут вечными, и после них наступят времена отрады и утешения, после пришествия Иисуса Христа:
1Фесс.3:1-4 «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, ЧТОБЫ НИКТО НЕ ПОКОЛЕБАЛСЯ В СКОРБЯХ СИХ: ИБО ВЫ САМИ ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАК НАМ СУЖДЕНО. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете».
2Фесс.1:3-7 «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, ЧТОБЫ ВАМ УДОСТОИТЬСЯ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ, ДЛЯ КОТОРОГО И СТРАДАЕТЕ. Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, А ВАМ, ОСКОРБЛЯЕМЫМ, ОТРАДОЮ ВМЕСТЕ С НАМИ, В ЯВЛЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА С НЕБА, С АНГЕЛАМИ СИЛЫ ЕГО».
2Тим.3:10-12 «А ТЫ ПОСЛЕДОВАЛ МНЕ В учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, ТЕРПЕНИИ, В ГОНЕНИЯХ, СТРАДАНИЯХ, ПОСТИГШИХ МЕНЯ в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. ДА И ВСЕ, ЖЕЛАЮЩИЕ ЖИТЬ БЛАГОЧЕСТИВО ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ, БУДУТ ГОНИМЫ».
Гонения, несправедливые страдания, испытания – это то, чего нам, как верующим людям, не избежать. Поэтому нам остаётся только то, о чём говорил Иаков – с великою радостью принимать, когда впадаем в различные искушения. Источником этой радости должно быть знание того, что испытание производит терпение. А терпение производит в нас совершенство (Иак.1:2-4). Один мудрый человек ещё во времена Ветхого Завета сказал так:
Еккл.7:3 «Сетование лучше смеха; ПОТОМУ ЧТО ПРИ ПЕЧАЛИ ЛИЦА СЕРДЦЕ ДЕЛАЕТСЯ ЛУЧШЕ».
Господь допускает в нашей жизни печали, страдания, испытания, чтобы сделать нас лучшими, чтобы сделать нас совершенными.
Домашнее задание
1. Выучите наизусть:
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» Евреям 11:6.