Что такое Закон? Наше правильное отношение к Закону Божьему
Самая первая часть Библии называется Закон или Пятикнижие Моисеево. Еврейское название этой части Библии – Тора. Слово Тора – значит Закон или Учение. Как вы уже, наверное, догадались, Закон состоит из пяти книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
Закон – это часть слова Божьего, и поэтому к нему нужно относиться с особым уважением, так же, как и ко всей Библии. Апостол Павел писал так: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Он говорил это именно о Священных Писаниях Ветхого Завета, в том числе и о Законе.
Закон Божий богодухновен, и полезен для научения, обличения, исправления, наставления в праведности. Но читая книги Закона, мы также должны помнить, что некоторые постановления Закона были даны только до времени пришествия Иисуса Христа. Они символически указывали на Него и Его жертву за наши грехи. Это постановления о жертвоприношениях, Левитском священстве, храмовом служении, и некоторые другие. Всё, что сбылось в Иисусе Христе, не обязательно для исполнения. Также в Законе есть некоторые заповеди, которые касаются только земли Израиля, и могут исполняться только там. Эти заповеди неприменимы в других странах.
Кроме этого в Законе есть множество заповедей, которые вечны и неизменны. Они применимы ко всем людям, во всех странах, во все времена. К таким заповедям относятся заповеди любви к Богу и ближнему, Десять Заповедей, заповеди об уважении к старшим, о помощи бедным, о наших обязанностях к ближним, о не нарушении прав ближнего, и множество других заповедей нравственного характера.
Также к таким неизменным заповедям относятся заповеди о правильном отношении к своему телу и душе. Это заповеди, запрещающие употребление в пищу нечистого (Левит 11 глава), заповеди, запрещающие пьянство, наколки на теле, обезображивание своего внешнего вида и тому подобные. Божий Закон учит нас о Боге, о том, каков Он есть, что Он любит и что Он ненавидит. Божий Закон обличает нас в грехе, и указывает, как исправиться. Божий Закон наставляет нас в праведности, учит, как праведно жить (2Тим. 3:16). Давайте посмотрим, как Апостол Павел писал о Божьем Законе и важности исполнения Божьих Заповедей:
Рим.3:31 «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем».
Рим.7:12 «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра».
1Кор.7:19 «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все – в соблюдении заповедей Божиих».
Апостол Иоанн записал для нас такие слова в последней книге Библии, Откровение, в последней главе:
Откр.22:14 «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами».
Автор, время и место написания
Автором первых пяти книг Библии является Моисей. В самой книге Закона есть подтверждение, что именно Моисей написал её:
Втор. 31:24-26 «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя».
Но мы должны всегда помнить, что настоящим автором книги Закона, как и всей Библии, является Бог. Следует также заметить, что последние слова книги Второзакония, описывающие смерть Моисея, были, возможно, написаны Иисусом Навином, преемником Моисея. В книге Иисуса Навина сказано, что он продолжал писать Священное Писание после смерти Моисея. Он, по Божьему вдохновению, записывал туда события, происходившие при его жизни:
И. Нав.24:26 «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня».
Моисей написал свои пять книг на протяжении около 40 лет. Они писались от времени выхода Израиля из Египта и до времени смерти Моисея, когда Израиль подошёл к границам земли Ханаанской, и был готов вступить в неё. Очень трудно установить точные даты написания Библейских книг. Учёные считают, что Пятикнижие Моисеево было написано в 15 веке до н.э. (1445-1406 гг. до н.э.). Некоторые считают, что оно было написано в 13-м веке до н.э. (1280-1240 гг. до н.э.). Тексты Библии указывают именно на 15-й век до н.э., как время исхода из Египта, и время написания книг Закона. Например, 3-я Царств 6:1 говорит нам так: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу».
По общепризнанным данным, Соломон начал строить храм в 965г. до н.э., а это значит, что исход произошёл где-то в 1445 году до н.э. Смотрите также книги Судей 11:26, и Деяния 13: 19-20.
1. Бытие
Основная тема
«Начало». Книга Бытие начинается словами «В начале». Бытие – книга начал. Она рассказывает о начале нашего мира, начале человеческой истории, начале семьи, начале государственной власти. Она рассказывает о начале разных народов и цивилизаций, начале еврейского народа. Но что самое важное, она рассказывает о начале Божьего спасения человечества. Бог пообещал, что Семя (Потомок) жены поразит в голову змея (диавола) (Быт. 3:15). Бог также пообещал Аврааму, что в его Семени (Потомке) благословятся все племена земные (Быт.22:18). Оба эти обещания были пророческими предсказаниями о пришествии на землю Иисуса Христа. Итак, мы видим, что уже в книге Бытие Бог пообещал людям спасение через Иисуса Христа. Также патриарх Иаков пророчествовал, что от колена Иуды придёт Примиритель, и ему будут покорны народы (Быт.49:10). Это тоже было пророчество об Иисусе Христе.
Содержание
Книга Бытие описывает сотворение нашего мира, грехопадение первых людей Адама и Евы, развращение людей и потоп, который истребил первый мир. Там описывается спасение Ноя и его семьи от потопа, строительство вавилонской башни и рассеяние народов, избрание и жизнь Авраама и история его потомков: Исаака, Иакова и его двенадцати сыновей. Заканчивается книга описанием смерти Иосифа в Египте.
Важные стихи
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).
«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:3).
«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6).
2. Исход
Основная тема
«Избавление». Книга Исход описывает избавление еврейского народа от египетского рабства. Она также описывает избавление от власти греха и греховного египетского влияния на Божий народ. Это избавление происходит через дарование 10-и Заповедей и Закона у горы Синай, и через заключение Завета.
Содержание
Египетское рабство, явление Бога Моисею, 10 казней, исход израильтян из Египта, путешествие по пустыне. Дальше Бог даёт своему народу 10 Заповедей и заключает с ним Завет. Бог также даёт другие, дополнительные заповеди и повеление о постройке скинии. Наконец, скиния построена, и Божья слава наполнила её в виде облака.
Важные стихи
Десять Заповедей, Исход 20:1-17:
1 И изрек Бог все слова сии, говоря:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
13 Не убивай.
14 Не прелюбодействуй.
15 Не кради.
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исход 20:1-17)
3. Левит
Основная тема
«Святость». Бог свят, и Он хочет святости от своего народа. В этой книге даны наставления, как нам быть святыми в жизни. Святой означает отделённый от греха и грешников для особого служения Богу.
Содержание
В книге Левит описаны разные виды жертвоприношений, законы о нечистоте и очищении от неё, законы святости, постановления о праздниках Господних. Также в ней дано предупреждение о наказании за нарушение Завета.
Важные стихи
«Ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:44-45).
«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев.19:18).
Именно в книге Левит была первый раз сказана заповедь любить ближнего своего, как самого себя. В Новом Завете Иисус подтвердил эту заповедь и сказал, что она является одной из двух самых великих заповедей.
4. Числа
Основная тема
«Порядок». Книга Чисел учит нас, что у Бога ведётся учёт всего, и у Него существует абсолютный порядок во всём. Самовольному служению не должно быть места в народе Божьем.
Содержание
В книге Числа описывается странствие Израиля по пустыне, ропот и наказание за него. Она также описывает исчисления колен Израилевых и порядок их построения, права и обязанности левитов, порядок жертвоприношений в субботу и праздники. В ней также записана известная история о Валааме и его говорящей ослице, и о его неудавшейся попытке проклясть народ Божий.
Важные стихи
«Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его» (Чис. 5:6-8).
«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Чис.23:19).
5. Второзаконие
Основная тема
«Завет». В этой книге Моисей напоминает Израилю условия Завета с Богом. Завет, это клятвенный договор Бога с людьми. Народ должен любить Бога и соблюдать Его заповеди. Бог, в свою очередь, обещает благословлять и охранять народ. Непослушание Богу и нарушение условий Завета повлечёт за собой проклятие и наказание.
Содержание
В книге Второзаконие описаны последние наставления Моисея Израилю. Там повторяется множество ранее данных заповедей, и также добавляются новые заповеди. Конец книги описывает смерть Моисея.
Важные стихи
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-5).
В книге Второзаконие первый раз встречается заповедь любить Бога всем сердцем, душою и силами, которую Иисус назвал первой из всех заповедей по своему значению. Иисус не принёс на землю абсолютно новые заповеди о любви к Богу и ближнему. Он просто повторил, подтвердил и объяснил те заповеди, которые первоначально были даны в Законе.
История нахождения Свитков Мёртвого Моря
Однажды, в 1947 году, три молодых бедуина из племени Та’амире пасли своё стадо овец и коз на краю Иудейской пустыни, недалеко от северо-западного побережья Мёртвого моря. Старшего звали Халил Муса, другим был его младший двоюродный брат Юм’а Муххамад. Их третий двоюродный брат назывался Муххамад Ахмед эль-Хамед. Он был ещё младше. Ему было около 15-и лет. Мальчик носил интересное прозвище - «эд-Диб», что в переводе означает «Волк».
Средний из братьев, Юм’а Муххамад очень любил в свободное время лазить по пещерам. У него была заветная мечта – найти сокровище. Однажды, когда одна из коз заблудилась, и он пошёл её искать, он заметил в скале, под которой паслось их стадо, два довольно больших отверстия. Одно из них было приблизительно на уровне глаз. Он старался заглянуть туда, но ничего особого не мог там увидеть. Юм’а решил бросить в меньшее из отверстий камень. Сделав это, он услышал из пещеры звук разбившегося глиняного кувшина. Мальчик представил себе кувшин, наполненный золотыми монетами, и его глаза засветились от радости. Неужели он, наконец, нашёл сокровище?
Так как было уже поздно, Юм’а не решился исследовать пещеру в одиночку, а пошёл и рассказал обо всём этом братьям. На улице темнело, и они единогласно решили исследовать пещеру позже. Но на другой день им надо было перегонять своё стадо в другое место на водопой, так что предприятие пришлось отложить на несколько дней. Что же случилось через несколько дней?
Рано утром, когда все спали, самый младший из двоюродных братьев, Муххамад Ахмед, тихонько встал и направился к пещере. Пробравшись в неё, он стоял некоторое время, пока его глаза привыкли к темноте. Наконец он различил около 10-и высоких кувшинов, которые стояли под стенами пещеры. Некоторые из них имели крышки. На полу пещеры было множество камней, обвалившихся с потолка, и много глиняных черепков. Но, к разочарованию мальчика, все кувшины, кроме двух, оказались пустыми. Один из этих двух кувшинов был заполнен красноватой землёй. Из второго кувшина мальчик извлёк три пергаментных свитка. Два из них, размером поменьше, были замотаны в материю.
Мальчик принёс свитки к братьям и рассказал о своей находке. Они очень рассердились на него. Во-первых, потому что он исследовал пещеру без них, а во-вторых, они думали, что он нашёл там сокровище и спрятал.
Несколько месяцев свитки висели в бедуинском шатре в мешке, подвешенном на шесте шатра. Мальчики время от времени показывали их соседям и всем, кто интересовался. Потом они решили их продать. Юм’а понёс свитки к антикварному продавцу в Вифлееме, по имени Ибрагим. Через несколько недель продавец возвратил их молодому бедуину, сказав, что они не имеют археологической ценности. Юм’а согласился продать их за небольшую сумму другому человеку.
В конце концов, через ряд интересных событий, свитки попали в руки учёных и были по-настоящему оценены. Сегодня их называют Свитки Мёртвого Моря или Кумранские Свитки. Их цена огромна, и они считаются величайшим археологическим открытием 20-го века. С тех пор археологи и бедуины нашли в этих окрестностях свыше 800 фрагментов свитков. Около 40 процентов из них – это тексты Библии. Там были найдены фрагменты всех книг Ветхого Завета, кроме книги Есфирь. Свиток пророка Исаии сохранился полностью, если не считать незначительных повреждений. Библейские тексты, найденные в Кумране, на 1000 лет старше самого древнего текста Ветхого Завета, который был известен до тех пор. Сравнение этих текстов показывает, с какой точностью передавалось Слово Божье через века и тысячелетия.
Самая первая часть Библии называется Закон или Пятикнижие Моисеево. Еврейское название этой части Библии – Тора. Слово Тора – значит Закон или Учение. Как вы уже, наверное, догадались, Закон состоит из пяти книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
Закон – это часть слова Божьего, и поэтому к нему нужно относиться с особым уважением, так же, как и ко всей Библии. Апостол Павел писал так: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Он говорил это именно о Священных Писаниях Ветхого Завета, в том числе и о Законе.
Закон Божий богодухновен, и полезен для научения, обличения, исправления, наставления в праведности. Но читая книги Закона, мы также должны помнить, что некоторые постановления Закона были даны только до времени пришествия Иисуса Христа. Они символически указывали на Него и Его жертву за наши грехи. Это постановления о жертвоприношениях, Левитском священстве, храмовом служении, и некоторые другие. Всё, что сбылось в Иисусе Христе, не обязательно для исполнения. Также в Законе есть некоторые заповеди, которые касаются только земли Израиля, и могут исполняться только там. Эти заповеди неприменимы в других странах.
Кроме этого в Законе есть множество заповедей, которые вечны и неизменны. Они применимы ко всем людям, во всех странах, во все времена. К таким заповедям относятся заповеди любви к Богу и ближнему, Десять Заповедей, заповеди об уважении к старшим, о помощи бедным, о наших обязанностях к ближним, о не нарушении прав ближнего, и множество других заповедей нравственного характера.
Также к таким неизменным заповедям относятся заповеди о правильном отношении к своему телу и душе. Это заповеди, запрещающие употребление в пищу нечистого (Левит 11 глава), заповеди, запрещающие пьянство, наколки на теле, обезображивание своего внешнего вида и тому подобные. Божий Закон учит нас о Боге, о том, каков Он есть, что Он любит и что Он ненавидит. Божий Закон обличает нас в грехе, и указывает, как исправиться. Божий Закон наставляет нас в праведности, учит, как праведно жить (2Тим. 3:16). Давайте посмотрим, как Апостол Павел писал о Божьем Законе и важности исполнения Божьих Заповедей:
Рим.3:31 «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем».
Рим.7:12 «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра».
1Кор.7:19 «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все – в соблюдении заповедей Божиих».
Апостол Иоанн записал для нас такие слова в последней книге Библии, Откровение, в последней главе:
Откр.22:14 «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами».
Автор, время и место написания
Автором первых пяти книг Библии является Моисей. В самой книге Закона есть подтверждение, что именно Моисей написал её:
Втор. 31:24-26 «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя».
Но мы должны всегда помнить, что настоящим автором книги Закона, как и всей Библии, является Бог. Следует также заметить, что последние слова книги Второзакония, описывающие смерть Моисея, были, возможно, написаны Иисусом Навином, преемником Моисея. В книге Иисуса Навина сказано, что он продолжал писать Священное Писание после смерти Моисея. Он, по Божьему вдохновению, записывал туда события, происходившие при его жизни:
И. Нав.24:26 «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня».
Моисей написал свои пять книг на протяжении около 40 лет. Они писались от времени выхода Израиля из Египта и до времени смерти Моисея, когда Израиль подошёл к границам земли Ханаанской, и был готов вступить в неё. Очень трудно установить точные даты написания Библейских книг. Учёные считают, что Пятикнижие Моисеево было написано в 15 веке до н.э. (1445-1406 гг. до н.э.). Некоторые считают, что оно было написано в 13-м веке до н.э. (1280-1240 гг. до н.э.). Тексты Библии указывают именно на 15-й век до н.э., как время исхода из Египта, и время написания книг Закона. Например, 3-я Царств 6:1 говорит нам так: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу».
По общепризнанным данным, Соломон начал строить храм в 965г. до н.э., а это значит, что исход произошёл где-то в 1445 году до н.э. Смотрите также книги Судей 11:26, и Деяния 13: 19-20.
1. Бытие
Основная тема
«Начало». Книга Бытие начинается словами «В начале». Бытие – книга начал. Она рассказывает о начале нашего мира, начале человеческой истории, начале семьи, начале государственной власти. Она рассказывает о начале разных народов и цивилизаций, начале еврейского народа. Но что самое важное, она рассказывает о начале Божьего спасения человечества. Бог пообещал, что Семя (Потомок) жены поразит в голову змея (диавола) (Быт. 3:15). Бог также пообещал Аврааму, что в его Семени (Потомке) благословятся все племена земные (Быт.22:18). Оба эти обещания были пророческими предсказаниями о пришествии на землю Иисуса Христа. Итак, мы видим, что уже в книге Бытие Бог пообещал людям спасение через Иисуса Христа. Также патриарх Иаков пророчествовал, что от колена Иуды придёт Примиритель, и ему будут покорны народы (Быт.49:10). Это тоже было пророчество об Иисусе Христе.
Содержание
Книга Бытие описывает сотворение нашего мира, грехопадение первых людей Адама и Евы, развращение людей и потоп, который истребил первый мир. Там описывается спасение Ноя и его семьи от потопа, строительство вавилонской башни и рассеяние народов, избрание и жизнь Авраама и история его потомков: Исаака, Иакова и его двенадцати сыновей. Заканчивается книга описанием смерти Иосифа в Египте.
Важные стихи
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).
«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:3).
«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6).
2. Исход
Основная тема
«Избавление». Книга Исход описывает избавление еврейского народа от египетского рабства. Она также описывает избавление от власти греха и греховного египетского влияния на Божий народ. Это избавление происходит через дарование 10-и Заповедей и Закона у горы Синай, и через заключение Завета.
Содержание
Египетское рабство, явление Бога Моисею, 10 казней, исход израильтян из Египта, путешествие по пустыне. Дальше Бог даёт своему народу 10 Заповедей и заключает с ним Завет. Бог также даёт другие, дополнительные заповеди и повеление о постройке скинии. Наконец, скиния построена, и Божья слава наполнила её в виде облака.
Важные стихи
Десять Заповедей, Исход 20:1-17:
1 И изрек Бог все слова сии, говоря:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
13 Не убивай.
14 Не прелюбодействуй.
15 Не кради.
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исход 20:1-17)
3. Левит
Основная тема
«Святость». Бог свят, и Он хочет святости от своего народа. В этой книге даны наставления, как нам быть святыми в жизни. Святой означает отделённый от греха и грешников для особого служения Богу.
Содержание
В книге Левит описаны разные виды жертвоприношений, законы о нечистоте и очищении от неё, законы святости, постановления о праздниках Господних. Также в ней дано предупреждение о наказании за нарушение Завета.
Важные стихи
«Ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:44-45).
«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев.19:18).
Именно в книге Левит была первый раз сказана заповедь любить ближнего своего, как самого себя. В Новом Завете Иисус подтвердил эту заповедь и сказал, что она является одной из двух самых великих заповедей.
4. Числа
Основная тема
«Порядок». Книга Чисел учит нас, что у Бога ведётся учёт всего, и у Него существует абсолютный порядок во всём. Самовольному служению не должно быть места в народе Божьем.
Содержание
В книге Числа описывается странствие Израиля по пустыне, ропот и наказание за него. Она также описывает исчисления колен Израилевых и порядок их построения, права и обязанности левитов, порядок жертвоприношений в субботу и праздники. В ней также записана известная история о Валааме и его говорящей ослице, и о его неудавшейся попытке проклясть народ Божий.
Важные стихи
«Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его» (Чис. 5:6-8).
«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Чис.23:19).
5. Второзаконие
Основная тема
«Завет». В этой книге Моисей напоминает Израилю условия Завета с Богом. Завет, это клятвенный договор Бога с людьми. Народ должен любить Бога и соблюдать Его заповеди. Бог, в свою очередь, обещает благословлять и охранять народ. Непослушание Богу и нарушение условий Завета повлечёт за собой проклятие и наказание.
Содержание
В книге Второзаконие описаны последние наставления Моисея Израилю. Там повторяется множество ранее данных заповедей, и также добавляются новые заповеди. Конец книги описывает смерть Моисея.
Важные стихи
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-5).
В книге Второзаконие первый раз встречается заповедь любить Бога всем сердцем, душою и силами, которую Иисус назвал первой из всех заповедей по своему значению. Иисус не принёс на землю абсолютно новые заповеди о любви к Богу и ближнему. Он просто повторил, подтвердил и объяснил те заповеди, которые первоначально были даны в Законе.
История нахождения Свитков Мёртвого Моря
Однажды, в 1947 году, три молодых бедуина из племени Та’амире пасли своё стадо овец и коз на краю Иудейской пустыни, недалеко от северо-западного побережья Мёртвого моря. Старшего звали Халил Муса, другим был его младший двоюродный брат Юм’а Муххамад. Их третий двоюродный брат назывался Муххамад Ахмед эль-Хамед. Он был ещё младше. Ему было около 15-и лет. Мальчик носил интересное прозвище - «эд-Диб», что в переводе означает «Волк».
Средний из братьев, Юм’а Муххамад очень любил в свободное время лазить по пещерам. У него была заветная мечта – найти сокровище. Однажды, когда одна из коз заблудилась, и он пошёл её искать, он заметил в скале, под которой паслось их стадо, два довольно больших отверстия. Одно из них было приблизительно на уровне глаз. Он старался заглянуть туда, но ничего особого не мог там увидеть. Юм’а решил бросить в меньшее из отверстий камень. Сделав это, он услышал из пещеры звук разбившегося глиняного кувшина. Мальчик представил себе кувшин, наполненный золотыми монетами, и его глаза засветились от радости. Неужели он, наконец, нашёл сокровище?
Так как было уже поздно, Юм’а не решился исследовать пещеру в одиночку, а пошёл и рассказал обо всём этом братьям. На улице темнело, и они единогласно решили исследовать пещеру позже. Но на другой день им надо было перегонять своё стадо в другое место на водопой, так что предприятие пришлось отложить на несколько дней. Что же случилось через несколько дней?
Рано утром, когда все спали, самый младший из двоюродных братьев, Муххамад Ахмед, тихонько встал и направился к пещере. Пробравшись в неё, он стоял некоторое время, пока его глаза привыкли к темноте. Наконец он различил около 10-и высоких кувшинов, которые стояли под стенами пещеры. Некоторые из них имели крышки. На полу пещеры было множество камней, обвалившихся с потолка, и много глиняных черепков. Но, к разочарованию мальчика, все кувшины, кроме двух, оказались пустыми. Один из этих двух кувшинов был заполнен красноватой землёй. Из второго кувшина мальчик извлёк три пергаментных свитка. Два из них, размером поменьше, были замотаны в материю.
Мальчик принёс свитки к братьям и рассказал о своей находке. Они очень рассердились на него. Во-первых, потому что он исследовал пещеру без них, а во-вторых, они думали, что он нашёл там сокровище и спрятал.
Несколько месяцев свитки висели в бедуинском шатре в мешке, подвешенном на шесте шатра. Мальчики время от времени показывали их соседям и всем, кто интересовался. Потом они решили их продать. Юм’а понёс свитки к антикварному продавцу в Вифлееме, по имени Ибрагим. Через несколько недель продавец возвратил их молодому бедуину, сказав, что они не имеют археологической ценности. Юм’а согласился продать их за небольшую сумму другому человеку.
В конце концов, через ряд интересных событий, свитки попали в руки учёных и были по-настоящему оценены. Сегодня их называют Свитки Мёртвого Моря или Кумранские Свитки. Их цена огромна, и они считаются величайшим археологическим открытием 20-го века. С тех пор археологи и бедуины нашли в этих окрестностях свыше 800 фрагментов свитков. Около 40 процентов из них – это тексты Библии. Там были найдены фрагменты всех книг Ветхого Завета, кроме книги Есфирь. Свиток пророка Исаии сохранился полностью, если не считать незначительных повреждений. Библейские тексты, найденные в Кумране, на 1000 лет старше самого древнего текста Ветхого Завета, который был известен до тех пор. Сравнение этих текстов показывает, с какой точностью передавалось Слово Божье через века и тысячелетия.