1. Нарушение Божьего Закона
Мы уже говорили о том, как одним человеком грех вошёл в мир, и какие последствия он принёс с собой, а сейчас давайте рассмотрим, как Священное Писание даёт определение греху:
1Иоан.3:4 «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие».
Рим.3:19-20 «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех».
Рим.7:7 «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай».
Итак, грех – это беззаконие, или другими словами нарушение Божьего Закона. Именно Божий Закон определяет, что такое грех, и именно Божий Закон указывает человеку на его грех, обличает человека в его грехе. Так же как зеркало показывает нам состояние нашей внешности и то, что нужно исправить, Божий Закон показывает нам наше греховное состояние пред Богом и нашу нужду в исправлении:
Иак.1:22-25 «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии».
2. Всякая неправедность
Слово Божье также открывает нам, что всякая неправда есть грех. (Слово «неправда» в русском Синодальном переводе Библии в большинстве случаев означает «неправедность». Только в редких случаях оно применяется в смысле «ложь». Также и слово «правда» в большинстве случаев означает «праведность»). Итак, всякая неправедность, каждый неправедный поступок является грехом:
1Иоан.5:17 «Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти».
3. Не делание добра
Грех – это не только то, что человек делает. Грехом является и то, когда человек не делает того, что правильно, не делает того, что он должен делать:
Иак.4:17 «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех».
Лев.5:1 «Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех».
4. Вошёл в человека через обольщение диавола
Грех вошел в человека через обольщение диавола. Диавол обманул Еву, и искусил её съесть плод из дерева познания добра и зла, который Бог запретил людям есть. Мы уже говорили об этом раньше, но давайте приведём ещё один пример из Писания, который подтверждает этот факт:
2Кор.11:3 «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе».
5. Вошёл в мир через одного человека
Мы знаем, что первой была обольщена Ева, затем она дала своему мужу плод запретного дерева, и он тоже ел его. На что нам следует обратить внимание, это то, что грех вошёл в мир не одной женщиной (Евой), а одним человеком (Адамом). Так говорит Писание. Именно через грех Адама грех вошёл в мир, и именно в нём, в Адаме «все согрешили». Это важно знать, потому что «греховная природа», или «закон греха и смерти» передаётся именно через мужскую линию, от отца к детям. Поэтому Иисус Христос, Божий Сын, должен был родиться без вмешательства мужчины, от девы, не знавшей мужа, для того, чтобы не наследовать греховность, присущую всем людям.
Рим.5:12 «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».
Иов.14:4 «Кто родится чистым от нечистого? Ни один».
Давид, который был законным ребёнком в законной семье, говорит о себе такие слова:
Пс.50:7 «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя».
6. Виды греха
В Священном Писании говорится о разных видах греха, некоторые из них более лёгкие, а некоторые очень тяжёлые. Сам Иисус говорил, что есть грехи большие и меньшие:
Иоан.19:11 «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему БОЛЕЕ ГРЕХА на том, кто предал Меня тебе».
1) Грех
Самая первая степень греха так и называется «грех». Обычно под этим словом подразумевается нарушение Божьего Закона, сделанное по ошибке, незнанию или слабости человека. Основное значение этого слова – промах по цели. Это слово может также переводится как прегрешение, проступок, провинность. Этим видом греха согрешили все люди, живущие на земле:
Рим.3:23 «Потому что все согрешили и лишены славы Божией».
Но даже если человек делает грех по ошибке или незнанию, он всё равно виновен пред Богом, и не освобождается от ответственности. Во времена Ветхого Завета, он должен был принести жертву за свой грех:
Лев.4:27-28 «Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил».
2) Беззаконие
Беззаконие, это нарушение Божьего Закона, которое делается сознательно (часто с какой-либо корыстной целью). Например, после того, как Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией и потом устроил убийство её мужа Урии, он, будучи обличён в своём грехе пророком Нафаном, молился так:
Пс.50:1-6 «Начальнику хора. Псалом Давида, Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь БЕЗЗАКОНИЯ мои. Многократно омой меня от БЕЗЗАКОНИЯ моего, и от ГРЕХА моего очисти меня, ибо БЕЗЗАКОНИЯ мои я сознаю, и ГРЕХ мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем».
Давайте обратим внимание на то, что в этом тексте попеременно используется слово «беззаконие» и слово «грех». Тот грех, который совершил Давид, называется «беззаконие». Беззаконие – это более тяжёлая степень греха, чем просто грех, который мы рассматривали в предыдущем пункте. Иногда это же слово переводится на русский язык как «вина». Например, в Исход 34:7 оно так переведено два раза. Но в Псалме 50:4 это же еврейское слово переведено как «беззаконие».
3) Преступление
Преступление – это ещё более тяжёлая степень греха, чем беззаконие. Преступление – это открытый бунт и восстание против Бога, это делание греха «дерзкою рукою», как называет это Библия. В Библии есть некоторые примеры людей, которые делали преступления, и к чему это их привело. В Священном Писании делается большая разница между тем, кто грешит по неведению или ошибке, и тем, кто грешит дерзко, бунтуя против Бога:
Чис.15:27-36 «Если же один кто согрешит по неведению, то пусть принесет козу однолетнюю в жертву за грех; и очистит священник душу, сделавшую по ошибке грех пред Господом, и очищена будет, и прощено будет ей; один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке. Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего, ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней.
Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу; и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею».
Чис.25:6-11 «И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания.
Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых.
Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи. И сказал Господь Моисею, говоря: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей».
Мы видим, что Израильтянин, описанный выше, грешил дерзко и вызывающе. Именно такой грех называется преступлением. Один из царей в Иудее, который восстал против Бога, и тяжело грешил против Него, был Манассия. Давайте посмотрим, как Библия описывает его царствование, и как Господь смотрел на это:
4Цар.21:1-6 «Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба. И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему. И соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: "в Иерусалиме положу имя Мое". И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его».
4Цар.21:16 «Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех - делать неугодное в очах Господних».
4Цар.24:2-4 «И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, - посылал их на Иуду, чтобы погубить его по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих пророков. По повелению Господа было это с Иудою, чтобы отвергнуть его от лица Его за грехи Манассии, за все, что он сделал; и за кровь невинную, которую он пролил, наполнив Иерусалим кровью невинною, Господь не захотел простить».
7. Возмездие за грех - смерть
Итак, мы рассмотрели с вами, какие бывают виды грехов, и как Господь относится к ним. Мы рассмотрели, как они влияют на настоящую жизнь человека, и какие последствия несут за собой в этой жизни. А сейчас, давайте посмотрим на это с перспективы вечности. Как грех человека будет влиять на его положение после смерти. Библия учит нас так:
Евр.9:27 «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд».
Деян.17:30-31 «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».
Рим.2:16 «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».
Какие же дела Бог будет судить в день, который Он назначил для суда? Давайте прочитаем об этом в послании к Римлянам:
Рим.1:28-32 «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют».
Итак, люди, делающие такие и им подобные дела, достойны смерти и будут наказаны смертью. Но смерть, о которой здесь говорится, это не обычное умирание. Смерть, которой будут наказаны все грешники – это смерть вторая, мучения в озере огненном, приготовленном для диавола и его ангелов:
Матф.25:41-46 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Откр.20:10-15 «А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в ОЗЕРО ОГНЕННОЕ. ЭТО СМЕРТЬ ВТОРАЯ. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».
Именно об этой смерти писал Апостол Павел в Послании к Римлянам, когда он говорил так:
Рим.6:23 «ИБО ВОЗМЕЗДИЕ ЗА ГРЕХ - СМЕРТЬ, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
8. Иисус Христос пришёл спасти нас от греха
Римлянам 6:23 говорит нам, что возмездие (или заработанная плата) за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Бог является милостивым и благим Богом. Он не хочет наказывать человека, и Он не сотворил озеро огненное для человека. Господь желает простить людей за их грехи и спасти их от наказания и осуждения. Но, в то же время, Бог есть Праведный Судия, Он есть справедливым Богом. Его справедливость требует, чтобы преступники Его святого и совершенного Закона были наказаны смертью.
Вот почему на землю должен был прийти безгрешный Сын Божий Иисус Христос. Чтобы Бог мог простить грешного человека, нужно было, чтобы кто-то безгрешный взял на себя вину человека и умер за человека, был наказан вместо него. Им стал Иисус Христос. Благодаря смерти Иисуса Христа за грехи людей, Божья справедливость была удовлетворена. Бог теперь может проявлять Свою милость, прощая людей, и оставаться при этом справедливым Богом.
Бог никогда не прощал, не прощает и не может простить людей даром, «просто так». За каждый грех должна быть заплачена цена жизни. Грех, как мы уже говорили раньше, приносит вред и разрушение не только в жизнь человека, который его делает, но также и в Божью вселенную, и в жизнь других людей. Творение связано с Божьим Законом. Любой грех, или нарушение Божьего Закона, разрушительно действует на творение Божье. Поэтому прощение не может быть бесплатным.
Представим, что один человек случайно или умышленно разбил окно в доме другого человека. Хозяин дома пожалел разбившего, и простил его. Для человека, разбившего окно, прощение было бесплатным, но не для хозяина дома. Ведь теперь он должен заплатить, чтобы вставить новое окно в своём доме. За любое повреждение всегда кто-то должен платить. Или сам преступник, или тот, кто его прощает.
В период действия Ветхого Завета, согрешившие люди должны были принести в жертву животное за свой грех. Таким образом, животное должно было расплачиваться за грех человека. За некоторые грехи вообще не было никакой жертвы, и человек должен был умереть сам. Но жертвы животных не могли по-настоящему и совершенно уничтожать грехи людей, так как жизнь животного не равняется жизни человека. Бог прощал людей, приносящих жертвы, только потому, что они указывали на совершенную жертву Его Сына, которую Он должен был принести в будущем. Бог прощал и прощает грехи людей, которые каются, только благодаря жертве Его Сына Иисуса Христа:
Лук.24:46-47 «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть ВО ИМЯ ЕГО ПОКАЯНИЮ И ПРОЩЕНИЮ ГРЕХОВ во всех народах, начиная с Иерусалима».
Евр.9:13-22 «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче КРОВЬ ХРИСТА, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, ОЧИСТИТ СОВЕСТЬ НАШУ ОТ МЕРТВЫХ ДЕЛ, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию, и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, И БЕЗ ПРОЛИТИЯ КРОВИ НЕ БЫВАЕТ ПРОЩЕНИЯ».
Евр.10:1-12 «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ИБО НЕВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ КРОВЬ ТЕЛЬЦОВ И КОЗЛОВ УНИЧТОЖАЛА ГРЕХИ.
Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил", потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле ОСВЯЩЕНЫ МЫ ЕДИНОКРАТНЫМ ПРИНЕСЕНИЕМ ТЕЛА ИИСУСА ХРИСТА.
И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же ЖЕРТВЫ, КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ МОГУТ ИСТРЕБИТЬ ГРЕХОВ. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога».
Подвести итог всему вышесказанному в этом разделе можно словами из Первого послания Иоанна:
1-е Иоанна 2:1-2, 12 «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; ОН ЕСТЬ УМИЛОСТИВЛЕНИЕ ЗА ГРЕХИ НАШИ, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
Пишу вам, дети, потому что ПРОЩЕНЫ ВАМ ГРЕХИ РАДИ ИМЕНИ ЕГО».
Итак, без пролития крови не бывает прощения, и грехи людей могут быть прощены только во имя Иисуса Христа, только ради Него, только благодаря тому, что Он пролил Свою кровь и умер за эти грехи. Иисус понёс наказание за наши грехи, удовлетворив тем самым справедливость Бога, требующую наказания преступника. Теперь Бог может оставаться справедливым Богом, проявляя милость к людям и прощая кающихся грешников. Без жертвы Иисуса Христа у нас бы не было возможности покаяния, прощения наших грехов и спасения:
Деян.4:12 «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».
Сам Иисус Христос говорил о себе такие слова:
Иоан.14:6 «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
9. Бог прощающий
Бог с древних времён открывал себя человеку, как Бог, прощающий и не вменяющий греха тем, кто кается и отвращается от своего греха. Из текстов Писания, рассмотренных нами ранее, мы знаем, что Он может делать это только благодаря заместительной жертве Его Сына Иисуса Христа. Эта жертва была предопределена ещё до создания мира. Поэтому Бог мог прощать грехи людей, кающихся и приносящих жертвы животных, ещё до пришествия на землю Иисуса Христа. Но это прощение давалось людям как-бы наперёд, исходя из того, что за их грехи будет принесена совершенная искупительная жертва Божьего Сына:
1Пет.1:18-20 «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого АГНЦА, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ЕЩЕ ПРЕЖДЕ СОЗДАНИЯ МИРА, но явившегося в последние времена для вас».
Откр.13:8 «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у АГНЦА, ЗАКЛАННОГО ОТ СОЗДАНИЯ МИРА».
Исх.34:6-8 «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, ПРОЩАЮЩИЙ ВИНУ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ, И ГРЕХ, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу».
Итак, Бог открыл Себя Моисею как «прощающий вину и преступление, и грех». Напомним, что словом «вина» или «беззаконие» называются грехи сознательного нарушения Божьих заповедей, часто сделанные из-за каких-либо корыстных целей. Словом «преступление» называются грехи сделанные «дерзкою рукою», грехи бунта и восстания против Бога. Словом «грех» в Библии обычно определяются грехи, сделанные по ошибке, незнанию или слабости.
Бог, говоря о Себе, как о Боге прощающем, начинает перечисление с самых тяжёлых степеней греха (вина и преступление), и заканчивает самой лёгкой (грех). Мы уже вспоминали об Иудейском царе Манассии, который сделал грех преступления и восстания против Бога. Мы также читали, что Бог не захотел простить Иуду (Иудею) за грехи Манассии. Но в то же время Библия открывает нам удивительный факт о том, что самого Манассию Бог простил, когда он покаялся! Давайте прочитаем об этом:
2Пар.33:9-16 «Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. И говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали. И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон.
И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог.
И после того построил внешнюю стену города Давидова, на западной стороне Геона, по лощине и до входа в Рыбные ворота, и провел ее вокруг Офела и высоко поднял ее. И поставил военачальников по всем укрепленным городам в Иудее, и низверг чужеземных богов и идола из дома Господня, и все капища, которые соорудил на горе дома Господня и в Иерусалиме, и выбросил их за город. И восстановил жертвенник Господень и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу Богу Израилеву».
Мы можем только удивляться величию Божьей любви, милости и прощения, читая такие тексты. Мы также упоминали о царе Давиде, который совершил беззакония. Когда пророк Нафан обличил Давида, тот признал свой грех, покаялся в нём, и Господь простил ему и снял с него вину этого греха:
Пс.31:1-5 «Псалом Давида. Учение. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего».
Как произошло это открытие и исповедания греха Давидом, записано в 50-м Псалме, отрывок из которого мы приводили выше, а также во Второй Книге Царств:
2Цар.12:7-15 «И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.
И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын. И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело».
Итак, Бог простил Давида за его беззакония, но, рассматривая этот текст, мы можем увидеть, что прощение не обязательно освобождает от наказания. Этот отрывок и многие другие тексты Библии учат нас, что даже прощённый грех иногда несёт за собой тяжёлые, непоправимые последствия для человека в этой жизни. Мы также читали, что Бог простил Манассию. Но Иудейский народ, которого Манассия ввёл в грех, Бог не захотел простить.
Когда Бог говорил о Себе как о Боге прощающем, сразу же за этим Он сказал слова: «но не оставляющий без наказания». Мы не должны легкомысленно грешить, надеясь на Божье прощение. Прощение даёт Бог, и Он решает, кого простить, а кого нет. В Библии есть как примеры тех людей, кого Бог прощал, так и примеры тех, кого Бог не захотел простить:
Исход 34:7 «Сохраняющий милость в тысячи родов, ПРОЩАЮЩИЙ вину и преступление, и грех, НО НЕ ОСТАВЛЯЮЩИЙ БЕЗ НАКАЗАНИЯ, НАКАЗЫВАЮЩИЙ вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода».
Иер.14:10-12 «Так говорит Господь народу сему: за то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним, припоминает ныне беззакония их и наказывает грехи их. И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их».
Именно Бог даёт людям покаяние, ведущее к прощению и жизни, но Он может Его и не дать некоторым людям, особенно тем, которые с лукавством грешат, надеясь, что потом успеют покаяться, и Бог будет обязан простить их. Бог даёт людям возможность для покаяния, и определённое время для покаяния. Если же человек не использует эту возможность и это время, данное ему для покаяния, он может больше не получить такую возможность:
Деян.11:18 «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам ДАЛ БОГ ПОКАЯНИЕ в жизнь».
2Тим.2:24-26 «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, НЕ ДАСТ ЛИ ИМ БОГ ПОКАЯНИЯ к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю».
Откр.2:20-23 «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я ДАЛ ЕЙ ВРЕМЯ ПОКАЯТЬСЯ В ЛЮБОДЕЯНИИ ЕЕ, НО ОНА НЕ ПОКАЯЛАСЬ. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И ДЕТЕЙ ЕЕ ПОРАЖУ СМЕРТЬЮ, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; И ВОЗДАМ КАЖДОМУ ИЗ ВАС ПО ДЕЛАМ ВАШИМ».
Пс.17:21-27 «Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня, ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим; ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал. Я был непорочен пред Ним и ОСТЕРЕГАЛСЯ, ЧТОБЫ НЕ СОГРЕШИТЬ МНЕ; и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его. С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, А С ЛУКАВЫМ - ПО ЛУКАВСТВУ ЕГО».
Подвести итог этого раздела о Боге прощающем, можно словами нашего Господа Иисуса Христа:
Мар.3:28-29 «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
Но рассматривать эти слова нужно в контексте того, о чём мы говорили выше. Бог является прощающим Богом, но даже прощенные грехи иногда влекут за собой тяжёлые и неприятные последствия. Кроме этого, возможность к покаянию и прощению зависит от Бога, и Он решает, кому давать её, а кому нет. С лукавым человеком, легкомысленно грешащим, и надеющимся на Божье прощение, Бог поступит по его лукавству.
Мы уже говорили о том, как одним человеком грех вошёл в мир, и какие последствия он принёс с собой, а сейчас давайте рассмотрим, как Священное Писание даёт определение греху:
1Иоан.3:4 «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие».
Рим.3:19-20 «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех».
Рим.7:7 «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай».
Итак, грех – это беззаконие, или другими словами нарушение Божьего Закона. Именно Божий Закон определяет, что такое грех, и именно Божий Закон указывает человеку на его грех, обличает человека в его грехе. Так же как зеркало показывает нам состояние нашей внешности и то, что нужно исправить, Божий Закон показывает нам наше греховное состояние пред Богом и нашу нужду в исправлении:
Иак.1:22-25 «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии».
2. Всякая неправедность
Слово Божье также открывает нам, что всякая неправда есть грех. (Слово «неправда» в русском Синодальном переводе Библии в большинстве случаев означает «неправедность». Только в редких случаях оно применяется в смысле «ложь». Также и слово «правда» в большинстве случаев означает «праведность»). Итак, всякая неправедность, каждый неправедный поступок является грехом:
1Иоан.5:17 «Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти».
3. Не делание добра
Грех – это не только то, что человек делает. Грехом является и то, когда человек не делает того, что правильно, не делает того, что он должен делать:
Иак.4:17 «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех».
Лев.5:1 «Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех».
4. Вошёл в человека через обольщение диавола
Грех вошел в человека через обольщение диавола. Диавол обманул Еву, и искусил её съесть плод из дерева познания добра и зла, который Бог запретил людям есть. Мы уже говорили об этом раньше, но давайте приведём ещё один пример из Писания, который подтверждает этот факт:
2Кор.11:3 «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе».
5. Вошёл в мир через одного человека
Мы знаем, что первой была обольщена Ева, затем она дала своему мужу плод запретного дерева, и он тоже ел его. На что нам следует обратить внимание, это то, что грех вошёл в мир не одной женщиной (Евой), а одним человеком (Адамом). Так говорит Писание. Именно через грех Адама грех вошёл в мир, и именно в нём, в Адаме «все согрешили». Это важно знать, потому что «греховная природа», или «закон греха и смерти» передаётся именно через мужскую линию, от отца к детям. Поэтому Иисус Христос, Божий Сын, должен был родиться без вмешательства мужчины, от девы, не знавшей мужа, для того, чтобы не наследовать греховность, присущую всем людям.
Рим.5:12 «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».
Иов.14:4 «Кто родится чистым от нечистого? Ни один».
Давид, который был законным ребёнком в законной семье, говорит о себе такие слова:
Пс.50:7 «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя».
6. Виды греха
В Священном Писании говорится о разных видах греха, некоторые из них более лёгкие, а некоторые очень тяжёлые. Сам Иисус говорил, что есть грехи большие и меньшие:
Иоан.19:11 «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему БОЛЕЕ ГРЕХА на том, кто предал Меня тебе».
1) Грех
Самая первая степень греха так и называется «грех». Обычно под этим словом подразумевается нарушение Божьего Закона, сделанное по ошибке, незнанию или слабости человека. Основное значение этого слова – промах по цели. Это слово может также переводится как прегрешение, проступок, провинность. Этим видом греха согрешили все люди, живущие на земле:
Рим.3:23 «Потому что все согрешили и лишены славы Божией».
Но даже если человек делает грех по ошибке или незнанию, он всё равно виновен пред Богом, и не освобождается от ответственности. Во времена Ветхого Завета, он должен был принести жертву за свой грех:
Лев.4:27-28 «Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил».
2) Беззаконие
Беззаконие, это нарушение Божьего Закона, которое делается сознательно (часто с какой-либо корыстной целью). Например, после того, как Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией и потом устроил убийство её мужа Урии, он, будучи обличён в своём грехе пророком Нафаном, молился так:
Пс.50:1-6 «Начальнику хора. Псалом Давида, Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь БЕЗЗАКОНИЯ мои. Многократно омой меня от БЕЗЗАКОНИЯ моего, и от ГРЕХА моего очисти меня, ибо БЕЗЗАКОНИЯ мои я сознаю, и ГРЕХ мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем».
Давайте обратим внимание на то, что в этом тексте попеременно используется слово «беззаконие» и слово «грех». Тот грех, который совершил Давид, называется «беззаконие». Беззаконие – это более тяжёлая степень греха, чем просто грех, который мы рассматривали в предыдущем пункте. Иногда это же слово переводится на русский язык как «вина». Например, в Исход 34:7 оно так переведено два раза. Но в Псалме 50:4 это же еврейское слово переведено как «беззаконие».
3) Преступление
Преступление – это ещё более тяжёлая степень греха, чем беззаконие. Преступление – это открытый бунт и восстание против Бога, это делание греха «дерзкою рукою», как называет это Библия. В Библии есть некоторые примеры людей, которые делали преступления, и к чему это их привело. В Священном Писании делается большая разница между тем, кто грешит по неведению или ошибке, и тем, кто грешит дерзко, бунтуя против Бога:
Чис.15:27-36 «Если же один кто согрешит по неведению, то пусть принесет козу однолетнюю в жертву за грех; и очистит священник душу, сделавшую по ошибке грех пред Господом, и очищена будет, и прощено будет ей; один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке. Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего, ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней.
Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу; и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею».
Чис.25:6-11 «И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания.
Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых.
Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи. И сказал Господь Моисею, говоря: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей».
Мы видим, что Израильтянин, описанный выше, грешил дерзко и вызывающе. Именно такой грех называется преступлением. Один из царей в Иудее, который восстал против Бога, и тяжело грешил против Него, был Манассия. Давайте посмотрим, как Библия описывает его царствование, и как Господь смотрел на это:
4Цар.21:1-6 «Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба. И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему. И соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: "в Иерусалиме положу имя Мое". И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его».
4Цар.21:16 «Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех - делать неугодное в очах Господних».
4Цар.24:2-4 «И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, - посылал их на Иуду, чтобы погубить его по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих пророков. По повелению Господа было это с Иудою, чтобы отвергнуть его от лица Его за грехи Манассии, за все, что он сделал; и за кровь невинную, которую он пролил, наполнив Иерусалим кровью невинною, Господь не захотел простить».
7. Возмездие за грех - смерть
Итак, мы рассмотрели с вами, какие бывают виды грехов, и как Господь относится к ним. Мы рассмотрели, как они влияют на настоящую жизнь человека, и какие последствия несут за собой в этой жизни. А сейчас, давайте посмотрим на это с перспективы вечности. Как грех человека будет влиять на его положение после смерти. Библия учит нас так:
Евр.9:27 «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд».
Деян.17:30-31 «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».
Рим.2:16 «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».
Какие же дела Бог будет судить в день, который Он назначил для суда? Давайте прочитаем об этом в послании к Римлянам:
Рим.1:28-32 «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют».
Итак, люди, делающие такие и им подобные дела, достойны смерти и будут наказаны смертью. Но смерть, о которой здесь говорится, это не обычное умирание. Смерть, которой будут наказаны все грешники – это смерть вторая, мучения в озере огненном, приготовленном для диавола и его ангелов:
Матф.25:41-46 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Откр.20:10-15 «А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в ОЗЕРО ОГНЕННОЕ. ЭТО СМЕРТЬ ВТОРАЯ. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».
Именно об этой смерти писал Апостол Павел в Послании к Римлянам, когда он говорил так:
Рим.6:23 «ИБО ВОЗМЕЗДИЕ ЗА ГРЕХ - СМЕРТЬ, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
8. Иисус Христос пришёл спасти нас от греха
Римлянам 6:23 говорит нам, что возмездие (или заработанная плата) за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Бог является милостивым и благим Богом. Он не хочет наказывать человека, и Он не сотворил озеро огненное для человека. Господь желает простить людей за их грехи и спасти их от наказания и осуждения. Но, в то же время, Бог есть Праведный Судия, Он есть справедливым Богом. Его справедливость требует, чтобы преступники Его святого и совершенного Закона были наказаны смертью.
Вот почему на землю должен был прийти безгрешный Сын Божий Иисус Христос. Чтобы Бог мог простить грешного человека, нужно было, чтобы кто-то безгрешный взял на себя вину человека и умер за человека, был наказан вместо него. Им стал Иисус Христос. Благодаря смерти Иисуса Христа за грехи людей, Божья справедливость была удовлетворена. Бог теперь может проявлять Свою милость, прощая людей, и оставаться при этом справедливым Богом.
Бог никогда не прощал, не прощает и не может простить людей даром, «просто так». За каждый грех должна быть заплачена цена жизни. Грех, как мы уже говорили раньше, приносит вред и разрушение не только в жизнь человека, который его делает, но также и в Божью вселенную, и в жизнь других людей. Творение связано с Божьим Законом. Любой грех, или нарушение Божьего Закона, разрушительно действует на творение Божье. Поэтому прощение не может быть бесплатным.
Представим, что один человек случайно или умышленно разбил окно в доме другого человека. Хозяин дома пожалел разбившего, и простил его. Для человека, разбившего окно, прощение было бесплатным, но не для хозяина дома. Ведь теперь он должен заплатить, чтобы вставить новое окно в своём доме. За любое повреждение всегда кто-то должен платить. Или сам преступник, или тот, кто его прощает.
В период действия Ветхого Завета, согрешившие люди должны были принести в жертву животное за свой грех. Таким образом, животное должно было расплачиваться за грех человека. За некоторые грехи вообще не было никакой жертвы, и человек должен был умереть сам. Но жертвы животных не могли по-настоящему и совершенно уничтожать грехи людей, так как жизнь животного не равняется жизни человека. Бог прощал людей, приносящих жертвы, только потому, что они указывали на совершенную жертву Его Сына, которую Он должен был принести в будущем. Бог прощал и прощает грехи людей, которые каются, только благодаря жертве Его Сына Иисуса Христа:
Лук.24:46-47 «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть ВО ИМЯ ЕГО ПОКАЯНИЮ И ПРОЩЕНИЮ ГРЕХОВ во всех народах, начиная с Иерусалима».
Евр.9:13-22 «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче КРОВЬ ХРИСТА, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, ОЧИСТИТ СОВЕСТЬ НАШУ ОТ МЕРТВЫХ ДЕЛ, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию, и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, И БЕЗ ПРОЛИТИЯ КРОВИ НЕ БЫВАЕТ ПРОЩЕНИЯ».
Евр.10:1-12 «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ИБО НЕВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ КРОВЬ ТЕЛЬЦОВ И КОЗЛОВ УНИЧТОЖАЛА ГРЕХИ.
Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил", потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле ОСВЯЩЕНЫ МЫ ЕДИНОКРАТНЫМ ПРИНЕСЕНИЕМ ТЕЛА ИИСУСА ХРИСТА.
И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же ЖЕРТВЫ, КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ МОГУТ ИСТРЕБИТЬ ГРЕХОВ. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога».
Подвести итог всему вышесказанному в этом разделе можно словами из Первого послания Иоанна:
1-е Иоанна 2:1-2, 12 «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; ОН ЕСТЬ УМИЛОСТИВЛЕНИЕ ЗА ГРЕХИ НАШИ, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
Пишу вам, дети, потому что ПРОЩЕНЫ ВАМ ГРЕХИ РАДИ ИМЕНИ ЕГО».
Итак, без пролития крови не бывает прощения, и грехи людей могут быть прощены только во имя Иисуса Христа, только ради Него, только благодаря тому, что Он пролил Свою кровь и умер за эти грехи. Иисус понёс наказание за наши грехи, удовлетворив тем самым справедливость Бога, требующую наказания преступника. Теперь Бог может оставаться справедливым Богом, проявляя милость к людям и прощая кающихся грешников. Без жертвы Иисуса Христа у нас бы не было возможности покаяния, прощения наших грехов и спасения:
Деян.4:12 «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».
Сам Иисус Христос говорил о себе такие слова:
Иоан.14:6 «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
9. Бог прощающий
Бог с древних времён открывал себя человеку, как Бог, прощающий и не вменяющий греха тем, кто кается и отвращается от своего греха. Из текстов Писания, рассмотренных нами ранее, мы знаем, что Он может делать это только благодаря заместительной жертве Его Сына Иисуса Христа. Эта жертва была предопределена ещё до создания мира. Поэтому Бог мог прощать грехи людей, кающихся и приносящих жертвы животных, ещё до пришествия на землю Иисуса Христа. Но это прощение давалось людям как-бы наперёд, исходя из того, что за их грехи будет принесена совершенная искупительная жертва Божьего Сына:
1Пет.1:18-20 «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого АГНЦА, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ЕЩЕ ПРЕЖДЕ СОЗДАНИЯ МИРА, но явившегося в последние времена для вас».
Откр.13:8 «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у АГНЦА, ЗАКЛАННОГО ОТ СОЗДАНИЯ МИРА».
Исх.34:6-8 «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, ПРОЩАЮЩИЙ ВИНУ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ, И ГРЕХ, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу».
Итак, Бог открыл Себя Моисею как «прощающий вину и преступление, и грех». Напомним, что словом «вина» или «беззаконие» называются грехи сознательного нарушения Божьих заповедей, часто сделанные из-за каких-либо корыстных целей. Словом «преступление» называются грехи сделанные «дерзкою рукою», грехи бунта и восстания против Бога. Словом «грех» в Библии обычно определяются грехи, сделанные по ошибке, незнанию или слабости.
Бог, говоря о Себе, как о Боге прощающем, начинает перечисление с самых тяжёлых степеней греха (вина и преступление), и заканчивает самой лёгкой (грех). Мы уже вспоминали об Иудейском царе Манассии, который сделал грех преступления и восстания против Бога. Мы также читали, что Бог не захотел простить Иуду (Иудею) за грехи Манассии. Но в то же время Библия открывает нам удивительный факт о том, что самого Манассию Бог простил, когда он покаялся! Давайте прочитаем об этом:
2Пар.33:9-16 «Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. И говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали. И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон.
И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог.
И после того построил внешнюю стену города Давидова, на западной стороне Геона, по лощине и до входа в Рыбные ворота, и провел ее вокруг Офела и высоко поднял ее. И поставил военачальников по всем укрепленным городам в Иудее, и низверг чужеземных богов и идола из дома Господня, и все капища, которые соорудил на горе дома Господня и в Иерусалиме, и выбросил их за город. И восстановил жертвенник Господень и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу Богу Израилеву».
Мы можем только удивляться величию Божьей любви, милости и прощения, читая такие тексты. Мы также упоминали о царе Давиде, который совершил беззакония. Когда пророк Нафан обличил Давида, тот признал свой грех, покаялся в нём, и Господь простил ему и снял с него вину этого греха:
Пс.31:1-5 «Псалом Давида. Учение. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего».
Как произошло это открытие и исповедания греха Давидом, записано в 50-м Псалме, отрывок из которого мы приводили выше, а также во Второй Книге Царств:
2Цар.12:7-15 «И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.
И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын. И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело».
Итак, Бог простил Давида за его беззакония, но, рассматривая этот текст, мы можем увидеть, что прощение не обязательно освобождает от наказания. Этот отрывок и многие другие тексты Библии учат нас, что даже прощённый грех иногда несёт за собой тяжёлые, непоправимые последствия для человека в этой жизни. Мы также читали, что Бог простил Манассию. Но Иудейский народ, которого Манассия ввёл в грех, Бог не захотел простить.
Когда Бог говорил о Себе как о Боге прощающем, сразу же за этим Он сказал слова: «но не оставляющий без наказания». Мы не должны легкомысленно грешить, надеясь на Божье прощение. Прощение даёт Бог, и Он решает, кого простить, а кого нет. В Библии есть как примеры тех людей, кого Бог прощал, так и примеры тех, кого Бог не захотел простить:
Исход 34:7 «Сохраняющий милость в тысячи родов, ПРОЩАЮЩИЙ вину и преступление, и грех, НО НЕ ОСТАВЛЯЮЩИЙ БЕЗ НАКАЗАНИЯ, НАКАЗЫВАЮЩИЙ вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода».
Иер.14:10-12 «Так говорит Господь народу сему: за то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним, припоминает ныне беззакония их и наказывает грехи их. И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их».
Именно Бог даёт людям покаяние, ведущее к прощению и жизни, но Он может Его и не дать некоторым людям, особенно тем, которые с лукавством грешат, надеясь, что потом успеют покаяться, и Бог будет обязан простить их. Бог даёт людям возможность для покаяния, и определённое время для покаяния. Если же человек не использует эту возможность и это время, данное ему для покаяния, он может больше не получить такую возможность:
Деян.11:18 «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам ДАЛ БОГ ПОКАЯНИЕ в жизнь».
2Тим.2:24-26 «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, НЕ ДАСТ ЛИ ИМ БОГ ПОКАЯНИЯ к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю».
Откр.2:20-23 «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я ДАЛ ЕЙ ВРЕМЯ ПОКАЯТЬСЯ В ЛЮБОДЕЯНИИ ЕЕ, НО ОНА НЕ ПОКАЯЛАСЬ. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И ДЕТЕЙ ЕЕ ПОРАЖУ СМЕРТЬЮ, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; И ВОЗДАМ КАЖДОМУ ИЗ ВАС ПО ДЕЛАМ ВАШИМ».
Пс.17:21-27 «Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня, ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим; ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал. Я был непорочен пред Ним и ОСТЕРЕГАЛСЯ, ЧТОБЫ НЕ СОГРЕШИТЬ МНЕ; и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его. С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, А С ЛУКАВЫМ - ПО ЛУКАВСТВУ ЕГО».
Подвести итог этого раздела о Боге прощающем, можно словами нашего Господа Иисуса Христа:
Мар.3:28-29 «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
Но рассматривать эти слова нужно в контексте того, о чём мы говорили выше. Бог является прощающим Богом, но даже прощенные грехи иногда влекут за собой тяжёлые и неприятные последствия. Кроме этого, возможность к покаянию и прощению зависит от Бога, и Он решает, кому давать её, а кому нет. С лукавым человеком, легкомысленно грешащим, и надеющимся на Божье прощение, Бог поступит по его лукавству.