Отменил ли Иисус Христос Закон Божий?
Для многих христиан является само собой разумеющимся, что Иисус Христос отменил Закон Божий. Так их учат с детства в традиционных церквах. Так объясняются некоторые места в посланиях Апостола Павла, говорящие о Законе. Но прежде чем необдуманно принимать традиционные объяснения об отмене Божьего Закона, нам следовало бы обратить особое внимание на слова самого Иисуса Христа:
Матф.5:17-20 «НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО Я ПРИШЕЛ НАРУШИТЬ ЗАКОН ИЛИ ПРОРОКОВ: НЕ НАРУШИТЬ ПРИШЕЛ Я, НО ИСПОЛНИТЬ. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Слово «нарушить» («каталуо» по-греч.), используемое здесь Иисусом, имеет несколько значений. Оно означает в греческом языке разрушать, сносить, сокрушать, ниспровергать, свергать, упразднять, отменять. Итак, Иисус очень ясно сказал при начале Своего служения, что Он не пришёл нарушить, разрушить, снести, сокрушить, ниспровергнуть, свергнуть, упразднить, или отменить Закон или пророков. Довольно недвузначное утверждение. Все другие тексты Нового Завета, которые якобы говорят о том, что Иисус упразднил Закон Божий или Божьи заповеди, должны исследоваться в свете этих слов Иисуса Христа. Писание не может противоречить самому себе. И Апостол Павел не говорил и не писал ничего наперекор Иисусу Христу.
Отменяет первое, чтобы постановить второе
Как тогда понять слова Священного Писания, говорящие об отмене первого, чтобы постановить второе? Что отменил Иисус Христос и что Он постановил? Мы уже касались этого вопроса выше, говоря о законе заповедей. Напомним только, что Иисус Христос отменил жертвоприношения и храмовое служение левитского священства, связанное с ними. А также многие омовения и обряды, относящиеся до плоти, которые были связаны с храмовым служением. Это всё было установлено только до времени исправления, до времени пришествия Мессии Иисуса. Иисус Христос также отменил закон физического наказания за нарушение заповедей. Он установил вместо этого свою совершенную жертву, благодаря которой мы можем получать прощение и очищение от грехов. Благодаря вере в Христа, Его смерть и воскресение, мы можем получить прощение даже тех грехов, которые по Закону наказывались смертью. Мы можем получить оправдание во всём том, в чём мы не могли оправдаться законом Моисеевым:
Евр.10:1-9 «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же ЖЕРТВАМИ, каждый год постоянно приносимыми, никогда НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ СОВЕРШЕННЫМИ приходящих [с ними]. Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие ЖЕРТВУ, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ИБО НЕВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ КРОВЬ ТЕЛЬЦОВ И КОЗЛОВ УНИЧТОЖАЛА ГРЕХИ. Посему [Христос], входя в мир, говорит: ЖЕРТВЫ И ПРИНОШЕНИЯ ТЫ НЕ ВОСХОТЕЛ, НО ТЕЛО УГОТОВАЛ МНЕ. ВСЕСОЖЖЕНИЯ И [ЖЕРТВЫ] ЗА ГРЕХ НЕУГОДНЫ ТЕБЕ. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что "НИ ЖЕРТВЫ, НИ ПРИНОШЕНИЯ, НИ ВСЕСОЖЖЕНИЙ, НИ [ЖЕРТВЫ] ЗА ГРЕХ, - КОТОРЫЕ ПРИНОСЯТСЯ ПО ЗАКОНУ, - ТЫ НЕ ВОСХОТЕЛ И НЕ БЛАГОИЗВОЛИЛ", потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". ОТМЕНЯЕТ ПЕРВОЕ, ЧТОБЫ ПОСТАНОВИТЬ ВТОРОЕ».
Деян.13:38-39 «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий».
Значение Закона Господня для христианина
Закон Божий имеет очень важное значение в жизни христианина. Каждый последователь и ученик Иисуса Христа должен обратить особое внимание на слова своего Учителя, сказанные Им по отношению к заповедям Божиим, данным в Законе и пророках:
Матф.5:19-20 «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Последователи Иисуса Христа должны стараться исполнять все Божии Заповеди, данные в Законе и применимые к ним в Новом Завете, даже наименьшие из них. Закон Божий является для христианина как бы зеркалом, в котором он может увидеть свое реальное состояние, и свои недостатки, чтобы исправить их. Об этом пишет Апостол Иаков в своём Послании:
Иак.1:22-25 «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего В ЗЕРКАЛЕ: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в ЗАКОН СОВЕРШЕННЫЙ, [ЗАКОН] СВОБОДЫ, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии».
Апостол Павел также давал наставления Тимофею о важности и значении Священных Писаний в жизни христианина:
2Тим.3:15-17 «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Когда Апостол Павел писал эти слова, он имел в виду именно Священные Писания Ветхого Завета (Закон, пророки и псалмы). Именно они были Писаниями, с детства знакомыми Тимофею. Именно они были общепризнанными богодухновенными Священными Писаниями для христиан первого века. Причём Закон (Пятикнижие Моисеево) являлся основной, центральной и главной частью этих Писаний. Пророки обличали народ за нарушение этого Закона и призывали людей к послушанию ему. Псалмы призывали людей к изучению и исполнению Закона и любви к нему (Пс. 1, 18, 118). Закон Божий полезен для научения, обличения, исправления, и наставления в праведности для каждого христианина. Закон Божий является неисчерпаемым источником блаженства, успеха и богоугодного размышления для христианина:
Пс.1:1-3 «БЛАЖЕН муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, НО В ЗАКОНЕ ГОСПОДА ВОЛЯ ЕГО, И О ЗАКОНЕ ЕГО РАЗМЫШЛЯЕТ ОН ДЕНЬ И НОЧЬ! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; И ВО ВСЕМ, ЧТО ОН НИ ДЕЛАЕТ, УСПЕЕТ».
Закон Божий был верховным абсолютным авторитетом для христиан первого века, потому что он есть Словом Божиим. Когда Апостолы Иисуса Христа давали повеления или наставления, они аргументировали их текстами из Закона, или ссылались на Закон. Апостолы Иаков, Пётр и Павел для подтверждения своих слов цитировали Закон. Они не ссылались на свой авторитет, на то, что они были Апостолами Иисуса Христа и учились у Него (Пётр лично, а Иаков и Павел через откровения – 1Кор. 15: 7, Гал.1:11-12). Они ссылались на Божий Закон, как высочайший авторитет для них самих, и для всех верующих, которым они писали. Является ли наше отношение к Закону Божьему таким же, каким оно было у Апостолов Иисуса Христа?
Иак.2:8-12 «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого (Лев. 19:18), - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками (Лев. 19:15). Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Исх. 20:13-14). Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Втор. 32:36).
Иак.4:11 «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья».
1Пет.1:14-16 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. ИБО НАПИСАНО: будьте святы, потому что Я свят» (Левит 11:45).
1Кор.9:6-10 «Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? НЕ ТО ЖЕ ЛИ ГОВОРИТ И ЗАКОН? ИБО В МОИСЕЕВОМ ЗАКОНЕ НАПИСАНО: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (Втор. 25:4).
1Кор.14:34 «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, КАК И ЗАКОН ГОВОРИТ» (Числа 30:6,9).
Для многих христиан является само собой разумеющимся, что Иисус Христос отменил Закон Божий. Так их учат с детства в традиционных церквах. Так объясняются некоторые места в посланиях Апостола Павла, говорящие о Законе. Но прежде чем необдуманно принимать традиционные объяснения об отмене Божьего Закона, нам следовало бы обратить особое внимание на слова самого Иисуса Христа:
Матф.5:17-20 «НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО Я ПРИШЕЛ НАРУШИТЬ ЗАКОН ИЛИ ПРОРОКОВ: НЕ НАРУШИТЬ ПРИШЕЛ Я, НО ИСПОЛНИТЬ. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Слово «нарушить» («каталуо» по-греч.), используемое здесь Иисусом, имеет несколько значений. Оно означает в греческом языке разрушать, сносить, сокрушать, ниспровергать, свергать, упразднять, отменять. Итак, Иисус очень ясно сказал при начале Своего служения, что Он не пришёл нарушить, разрушить, снести, сокрушить, ниспровергнуть, свергнуть, упразднить, или отменить Закон или пророков. Довольно недвузначное утверждение. Все другие тексты Нового Завета, которые якобы говорят о том, что Иисус упразднил Закон Божий или Божьи заповеди, должны исследоваться в свете этих слов Иисуса Христа. Писание не может противоречить самому себе. И Апостол Павел не говорил и не писал ничего наперекор Иисусу Христу.
Отменяет первое, чтобы постановить второе
Как тогда понять слова Священного Писания, говорящие об отмене первого, чтобы постановить второе? Что отменил Иисус Христос и что Он постановил? Мы уже касались этого вопроса выше, говоря о законе заповедей. Напомним только, что Иисус Христос отменил жертвоприношения и храмовое служение левитского священства, связанное с ними. А также многие омовения и обряды, относящиеся до плоти, которые были связаны с храмовым служением. Это всё было установлено только до времени исправления, до времени пришествия Мессии Иисуса. Иисус Христос также отменил закон физического наказания за нарушение заповедей. Он установил вместо этого свою совершенную жертву, благодаря которой мы можем получать прощение и очищение от грехов. Благодаря вере в Христа, Его смерть и воскресение, мы можем получить прощение даже тех грехов, которые по Закону наказывались смертью. Мы можем получить оправдание во всём том, в чём мы не могли оправдаться законом Моисеевым:
Евр.10:1-9 «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же ЖЕРТВАМИ, каждый год постоянно приносимыми, никогда НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ СОВЕРШЕННЫМИ приходящих [с ними]. Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие ЖЕРТВУ, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ИБО НЕВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ КРОВЬ ТЕЛЬЦОВ И КОЗЛОВ УНИЧТОЖАЛА ГРЕХИ. Посему [Христос], входя в мир, говорит: ЖЕРТВЫ И ПРИНОШЕНИЯ ТЫ НЕ ВОСХОТЕЛ, НО ТЕЛО УГОТОВАЛ МНЕ. ВСЕСОЖЖЕНИЯ И [ЖЕРТВЫ] ЗА ГРЕХ НЕУГОДНЫ ТЕБЕ. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что "НИ ЖЕРТВЫ, НИ ПРИНОШЕНИЯ, НИ ВСЕСОЖЖЕНИЙ, НИ [ЖЕРТВЫ] ЗА ГРЕХ, - КОТОРЫЕ ПРИНОСЯТСЯ ПО ЗАКОНУ, - ТЫ НЕ ВОСХОТЕЛ И НЕ БЛАГОИЗВОЛИЛ", потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". ОТМЕНЯЕТ ПЕРВОЕ, ЧТОБЫ ПОСТАНОВИТЬ ВТОРОЕ».
Деян.13:38-39 «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий».
Значение Закона Господня для христианина
Закон Божий имеет очень важное значение в жизни христианина. Каждый последователь и ученик Иисуса Христа должен обратить особое внимание на слова своего Учителя, сказанные Им по отношению к заповедям Божиим, данным в Законе и пророках:
Матф.5:19-20 «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Последователи Иисуса Христа должны стараться исполнять все Божии Заповеди, данные в Законе и применимые к ним в Новом Завете, даже наименьшие из них. Закон Божий является для христианина как бы зеркалом, в котором он может увидеть свое реальное состояние, и свои недостатки, чтобы исправить их. Об этом пишет Апостол Иаков в своём Послании:
Иак.1:22-25 «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего В ЗЕРКАЛЕ: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в ЗАКОН СОВЕРШЕННЫЙ, [ЗАКОН] СВОБОДЫ, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии».
Апостол Павел также давал наставления Тимофею о важности и значении Священных Писаний в жизни христианина:
2Тим.3:15-17 «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Когда Апостол Павел писал эти слова, он имел в виду именно Священные Писания Ветхого Завета (Закон, пророки и псалмы). Именно они были Писаниями, с детства знакомыми Тимофею. Именно они были общепризнанными богодухновенными Священными Писаниями для христиан первого века. Причём Закон (Пятикнижие Моисеево) являлся основной, центральной и главной частью этих Писаний. Пророки обличали народ за нарушение этого Закона и призывали людей к послушанию ему. Псалмы призывали людей к изучению и исполнению Закона и любви к нему (Пс. 1, 18, 118). Закон Божий полезен для научения, обличения, исправления, и наставления в праведности для каждого христианина. Закон Божий является неисчерпаемым источником блаженства, успеха и богоугодного размышления для христианина:
Пс.1:1-3 «БЛАЖЕН муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, НО В ЗАКОНЕ ГОСПОДА ВОЛЯ ЕГО, И О ЗАКОНЕ ЕГО РАЗМЫШЛЯЕТ ОН ДЕНЬ И НОЧЬ! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; И ВО ВСЕМ, ЧТО ОН НИ ДЕЛАЕТ, УСПЕЕТ».
Закон Божий был верховным абсолютным авторитетом для христиан первого века, потому что он есть Словом Божиим. Когда Апостолы Иисуса Христа давали повеления или наставления, они аргументировали их текстами из Закона, или ссылались на Закон. Апостолы Иаков, Пётр и Павел для подтверждения своих слов цитировали Закон. Они не ссылались на свой авторитет, на то, что они были Апостолами Иисуса Христа и учились у Него (Пётр лично, а Иаков и Павел через откровения – 1Кор. 15: 7, Гал.1:11-12). Они ссылались на Божий Закон, как высочайший авторитет для них самих, и для всех верующих, которым они писали. Является ли наше отношение к Закону Божьему таким же, каким оно было у Апостолов Иисуса Христа?
Иак.2:8-12 «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого (Лев. 19:18), - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками (Лев. 19:15). Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Исх. 20:13-14). Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Втор. 32:36).
Иак.4:11 «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья».
1Пет.1:14-16 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. ИБО НАПИСАНО: будьте святы, потому что Я свят» (Левит 11:45).
1Кор.9:6-10 «Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? НЕ ТО ЖЕ ЛИ ГОВОРИТ И ЗАКОН? ИБО В МОИСЕЕВОМ ЗАКОНЕ НАПИСАНО: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (Втор. 25:4).
1Кор.14:34 «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, КАК И ЗАКОН ГОВОРИТ» (Числа 30:6,9).