1. Обличение
В Библии упоминается, по меньшей мере, о трёх уровнях применения церковной дисциплины к членам церкви, не соответствующим своему званию и призванию. Первое из них – это обличение. Оно сначала может быть сделано один на один, затем в присутствии других верующих. Об этом учил как Иисус Христос, так и Его Апостолы:
Матф.18:15-17 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и ОБЛИЧИ ЕГО МЕЖДУ ТОБОЮ И ИМ ОДНИМ; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».
Иуд.1:23 «А других страхом спасайте, исторгая из огня, ОБЛИЧАЙТЕ ЖЕ СО СТРАХОМ, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью».
1Тим.5:20 «СОГРЕШАЮЩИХ ОБЛИЧАЙ ПЕРЕД ВСЕМИ, чтобы и прочие страх имели».
2Тим.4:2 «Проповедуй слово, настой во время и не во время, ОБЛИЧАЙ, ЗАПРЕЩАЙ, УВЕЩЕВАЙ СО ВСЯКИМ ДОЛГОТЕРПЕНИЕМ и назиданием».
Тит.1:13 «Свидетельство это справедливо. По сей причине ОБЛИЧАЙ ИХ СТРОГО, ДАБЫ ОНИ БЫЛИ ЗДРАВЫ В ВЕРЕ».
Тит.2:15 «Сие говори, увещевай и ОБЛИЧАЙ СО ВСЯКОЮ ВЛАСТЬЮ, чтобы никто не пренебрегал тебя».
2. Замечание
Следующей мерой церковного взыскания является замечание. Оно обычно применяется к тем, кто не исправился после обличения. Тот, кто находится на замечании, на время теряет право на братское приветствие и общение, хотя не перестаёт быть братом. Он должен быть устыжен и наставляем в период, когда находится на замечании:
2Фесс.3:10-15 «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. ЕСЛИ ЖЕ КТО НЕ ПОСЛУШАЕТ СЛОВА НАШЕГО В СЕМ ПОСЛАНИИ, ТОГО ИМЕЙТЕ НА ЗАМЕЧАНИИ И НЕ СООБЩАЙТЕСЬ С НИМ, ЧТОБЫ УСТЫДИТЬ ЕГО. НО НЕ СЧИТАЙТЕ ЕГО ЗА ВРАГА, А ВРАЗУМЛЯЙТЕ, КАК БРАТА».
3. Отлучение
Если исправление не произошло после обличения или замечания, следующим шагом является отлучение человека от церкви. Отлучение от общества практиковалось как в Ветхом, так и в Новом Завете. Если член церкви согрешил и/или продолжает грешить грубым грехом, он может быть отлучен от церкви без предварительного обличения и замечания. Отлученный от церкви человек перестаёт быть братом, становится как язычник и мытарь (Мт. 18:15-17), и передаётся сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа Иисуса Христа. Человек, который будучи отлученным от церкви пережил на себе последствия своих грехов, покаялся и исправился, может быть восстановлен как член церкви:
Ездр.10:7-8 «И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем [бывшим] в плену, чтоб они собрались в Иерусалим; а кто не придет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, И САМ ОН БУДЕТ ОТЛУЧЕН ОТ ОБЩЕСТВА ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ».
1Кор.5:1-5 «Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, СИЛОЮ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, ПРЕДАТЬ САТАНЕ ВО ИЗМОЖДЕНИЕ ПЛОТИ, ЧТОБЫ ДУХ БЫЛ СПАСЕН В ДЕНЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА».
1Кор.5:9-13 «Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего].
НО Я ПИСАЛ ВАМ НЕ СООБЩАТЬСЯ С ТЕМ, КТО, НАЗЫВАЯСЬ БРАТОМ, ОСТАЕТСЯ БЛУДНИКОМ, ИЛИ ЛИХОИМЦЕМ, ИЛИ ИДОЛОСЛУЖИТЕЛЕМ, ИЛИ ЗЛОРЕЧИВЫМ, ИЛИ ПЬЯНИЦЕЮ, ИЛИ ХИЩНИКОМ; С ТАКИМ ДАЖЕ И НЕ ЕСТЬ ВМЕСТЕ.
Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. ИТАК, ИЗВЕРГНИТЕ РАЗВРАЩЕННОГО ИЗ СРЕДЫ ВАС».
В Библии упоминается, по меньшей мере, о трёх уровнях применения церковной дисциплины к членам церкви, не соответствующим своему званию и призванию. Первое из них – это обличение. Оно сначала может быть сделано один на один, затем в присутствии других верующих. Об этом учил как Иисус Христос, так и Его Апостолы:
Матф.18:15-17 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и ОБЛИЧИ ЕГО МЕЖДУ ТОБОЮ И ИМ ОДНИМ; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».
Иуд.1:23 «А других страхом спасайте, исторгая из огня, ОБЛИЧАЙТЕ ЖЕ СО СТРАХОМ, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью».
1Тим.5:20 «СОГРЕШАЮЩИХ ОБЛИЧАЙ ПЕРЕД ВСЕМИ, чтобы и прочие страх имели».
2Тим.4:2 «Проповедуй слово, настой во время и не во время, ОБЛИЧАЙ, ЗАПРЕЩАЙ, УВЕЩЕВАЙ СО ВСЯКИМ ДОЛГОТЕРПЕНИЕМ и назиданием».
Тит.1:13 «Свидетельство это справедливо. По сей причине ОБЛИЧАЙ ИХ СТРОГО, ДАБЫ ОНИ БЫЛИ ЗДРАВЫ В ВЕРЕ».
Тит.2:15 «Сие говори, увещевай и ОБЛИЧАЙ СО ВСЯКОЮ ВЛАСТЬЮ, чтобы никто не пренебрегал тебя».
2. Замечание
Следующей мерой церковного взыскания является замечание. Оно обычно применяется к тем, кто не исправился после обличения. Тот, кто находится на замечании, на время теряет право на братское приветствие и общение, хотя не перестаёт быть братом. Он должен быть устыжен и наставляем в период, когда находится на замечании:
2Фесс.3:10-15 «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. ЕСЛИ ЖЕ КТО НЕ ПОСЛУШАЕТ СЛОВА НАШЕГО В СЕМ ПОСЛАНИИ, ТОГО ИМЕЙТЕ НА ЗАМЕЧАНИИ И НЕ СООБЩАЙТЕСЬ С НИМ, ЧТОБЫ УСТЫДИТЬ ЕГО. НО НЕ СЧИТАЙТЕ ЕГО ЗА ВРАГА, А ВРАЗУМЛЯЙТЕ, КАК БРАТА».
3. Отлучение
Если исправление не произошло после обличения или замечания, следующим шагом является отлучение человека от церкви. Отлучение от общества практиковалось как в Ветхом, так и в Новом Завете. Если член церкви согрешил и/или продолжает грешить грубым грехом, он может быть отлучен от церкви без предварительного обличения и замечания. Отлученный от церкви человек перестаёт быть братом, становится как язычник и мытарь (Мт. 18:15-17), и передаётся сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа Иисуса Христа. Человек, который будучи отлученным от церкви пережил на себе последствия своих грехов, покаялся и исправился, может быть восстановлен как член церкви:
Ездр.10:7-8 «И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем [бывшим] в плену, чтоб они собрались в Иерусалим; а кто не придет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, И САМ ОН БУДЕТ ОТЛУЧЕН ОТ ОБЩЕСТВА ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ».
1Кор.5:1-5 «Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, СИЛОЮ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, ПРЕДАТЬ САТАНЕ ВО ИЗМОЖДЕНИЕ ПЛОТИ, ЧТОБЫ ДУХ БЫЛ СПАСЕН В ДЕНЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА».
1Кор.5:9-13 «Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего].
НО Я ПИСАЛ ВАМ НЕ СООБЩАТЬСЯ С ТЕМ, КТО, НАЗЫВАЯСЬ БРАТОМ, ОСТАЕТСЯ БЛУДНИКОМ, ИЛИ ЛИХОИМЦЕМ, ИЛИ ИДОЛОСЛУЖИТЕЛЕМ, ИЛИ ЗЛОРЕЧИВЫМ, ИЛИ ПЬЯНИЦЕЮ, ИЛИ ХИЩНИКОМ; С ТАКИМ ДАЖЕ И НЕ ЕСТЬ ВМЕСТЕ.
Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. ИТАК, ИЗВЕРГНИТЕ РАЗВРАЩЕННОГО ИЗ СРЕДЫ ВАС».