Десять Заповедей
Великие принципы Закона Божьего воплощены в Десяти Заповедях, и явлены в жизни Иисуса Христа. Они выражают любовь Божию к людям, волю Божию, Его заботу о людях, и Его намерения относительно поведения и взаимоотношений людей. Десять Заповедей являются Божьим основным Законом для людей. Эти заповеди являются основой завета Бога с Его народом, и мерилом на суде Божием. Поэтому они называются в Библии «истиной», «судом», «заветом» и «словами завета»:
Рим.7:12 «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра».
Втор.4:13 «И объявил Он вам ЗАВЕТ СВОЙ, который повелел вам исполнять, ДЕСЯТОСЛОВИЕ, и написал его на двух каменных скрижалях».
Исх.34:28 «И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях СЛОВА ЗАВЕТА, ДЕСЯТОСЛОВИЕ».
Пс.110:7-8 «Дела рук Его - истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте».
Посредством действия Духа Святого заповеди Божии, в особенности Десять Заповедей, указывают нам на наш грех, и пробуждают в нас чувство нужды в Спасителе. Спасение достигается через веру в Иисуса Христа, и соблюдение Божьих заповедей, то есть, послушание Божьей воле, выраженной в этих заповедях (Откр.14:12). Наша вера должна подтверждаться и выражаться в делах послушания Богу (Иак.2:14-26). Такое послушание приводит человека к тем чувствованиям, какие были во Христе Иисусе.
Рим.3:20 «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ИБО ЗАКОНОМ ПОЗНАЕТСЯ ГРЕХ».
Рим.7:7 «Что же скажем? Неужели [от] закона грех? Никак. НО Я НЕ ИНАЧЕ УЗНАЛ ГРЕХ, КАК ПОСРЕДСТВОМ ЗАКОНА. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай».
1Иоан.3:4 «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и ГРЕХ ЕСТЬ БЕЗЗАКОНИЕ».
Матф.5:17-20 «НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО Я ПРИШЕЛ НАРУШИТЬ ЗАКОН ИЛИ ПРОРОКОВ: НЕ НАРУШИТЬ ПРИШЕЛ Я, НО ИСПОЛНИТЬ. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Фил.2:5 «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».
Соблюдение Божьих заповедей является доказательством нашей любви к Богу и ближнему. Заповедями любви к Богу и ближнему не упраздняются все другие заповеди. Наоборот, Иисус Христос учил, что на них утверждается весь Закон и Пророки:
1Иоан.5:2-3 «Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. ИБО ЭТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ К БОГУ, ЧТОБЫ МЫ СОБЛЮДАЛИ ЗАПОВЕДИ ЕГО; и заповеди Его не тяжки».
Матф.22:37-40 «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; НА СИХ ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ УТВЕРЖДАЕТСЯ ВЕСЬ ЗАКОН И ПРОРОКИ».
Десять Заповедей, написанных перстом Божиим на двух каменных скрижалях, есть основа морально-нравственного закона, данного Богом человеку. Соблюдение заповедей Божьих является отличительной чертой Божьего святого народа. Оно даёт человеку право на древо жизни и свободный вход в святой город, новый Иерусалим:
Лев.20:7-8 «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят]. Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас».
Откр.12:17 «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».
Откр.14:12 «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса».
Откр.22:14 «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами».
Когда один человек спросил у Иисуса Христа что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Иисус сказал ему: «Соблюди заповеди». Когда этот человек спросил Иисуса, какие заповеди он должен соблюдать, Иисус начал перечислять некоторые из Десяти Заповедей, и также заповедь «Люби ближнего твоего как самого себя». То, что Иисус не перечислил все десять Заповедей, не означает, что остальные из них можно нарушать. Согласно еврейским правилам учения, когда цитируется отрывок из какого-либо текста Писания, под ним подразумевается весь текст, из которого взят этот отрывок. Иисус учил, что Десять Заповедей необходимо соблюдать, для того, чтобы войти в жизнь вечную:
Матф.19:16-19 «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя».
1. Первая Заповедь
Бог, дающий заповеди
Десять Заповедей записаны в книге Исход в 20-й главе, а также в книге Второзаконие в 5-й главе. Давайте прочитаем первую из них по тексту второй книги Моисеевой, книги Исход:
Исх.20:1-3 «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Эта заповедь учит нас, что есть только один истинный, живой Бог – Господь (Йегова). Это тот Бог, который вывел Израиля из египетского рабства, сотворив множество чудес. Первая часть этой заповеди является вступлением ко всем заповедям и объяснением того, Какой именно Бог даёт эти Десять Заповедей, и почему Он имеет право давать их. Бог имеет право давать Свои заповеди и требовать их исполнения, потому что Он – Спаситель и Избавитель Своего народа от рабства. Бог спас Израиль от Египетского рабства, и Он спасает нас от рабства греха и смерти сегодня. Бог спас и искупил нас, и теперь мы принадлежим Ему, Его Царству. Наше послушание Божьим заповедям должно истекать из благодарности за Его спасение, и из любви к Нему.
Первая заповедь учит нас, что нужно верить только в одного Бога, и Его нужно любить больше всего и больше всех. Он должен быть для нас дороже всех. Нельзя верить в других богов кроме Господа и нельзя иметь никаких других богов. Господь (Йегова) Бог, который создал наш мир и вывел Израиля из египетского рабства, является единым истинным Богом (Иоанна 17:3). Первая заповедь запрещает нам иметь другого Бога, кроме Единого:
1Кор.8:4-6 «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что НЕТ ИНОГО БОГА, КРОМЕ ЕДИНОГО. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - НО У НАС ОДИН БОГ ОТЕЦ, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».
Наибольшая заповедь в Законе
Более детальное объяснение первой заповеди нам дано в Книге Второзаконие, в шестой главе:
Втор.6:4-9 «Слушай, Израиль: ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ГОСПОДЬ ЕДИН ЕСТЬ; И ЛЮБИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».
В Евангелии от Марка записана история о том, как один из книжников спросил Иисуса, какая заповедь является первой из всех заповедей (по своему значению). Иисус ответил именно теми словами из Второзакония, которые мы привели выше:
Мар.12:29-34 «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его».
Иисус сказал книжнику, что заповедь любви к Богу является самой первой, то есть самой важной по значению заповедью в Священном Писании. Она также является хорошим объяснением первой заповеди из Десяти Заповедей, как мы уже сказали выше. Иметь только Господа своим единым Богом и любить его всем сердцем, душою и силами есть самое важное в жизни. Это самая большая заповедь. Мы знаем из Священного Писания, что грех – это беззаконие, это нарушение Божьих заповедей:
1Иоан.3:4 «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие».
Следовательно, нарушение наименьшей заповеди является наименьшим грехом. Нарушение наибольшей заповеди является наибольшим грехом. Отсюда вытекает, что самый большой, самый великий и страшный грех, который делают люди, это нарушение первой, самой великой и самой важной заповеди! Самый большой грех – это не верить в одного Господа Бога и не любить Его всем сердцем, всею душою и всеми своими силами!
Запрет иметь других богов
Но давайте теперь более обширно рассмотрим первую из Десяти Заповедей. В более широком смысле эта заповедь является запретом обращаться к вызывателям мёртвых, волшебникам, чародеям, колдунам, экстрасенсам и тому подобным людям. Человек, обращающийся к таким людям за информацией, советом или любой помощью, обращается к нечистым духам, то есть бесам, с которыми они связаны. Этим обращением он признаёт власть и силу этих бесов, то есть, признаёт их богами. Это является прямым нарушением 1-й заповеди:
Лев.19:31 «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш».
Ис.8:19 «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?».
Другим богом, кроме Господа, в жизни человека может стать много чего. Давайте рассмотрим несколько мест Писания, которые говорят и предупреждают об этом:
Втор.4:19 «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом».
Матф.6:24 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)».
Рим.1:21-25 «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь».
Фил.3:19 «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном».
2. Вторая Заповедь
Запрет изображений для поклонения
Вторая заповедь из Десяти Заповедей тесно связана с первой, и является, в каком-то смысле, её продолжением:
Исх.20:4-6 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Бог запрещает в этой заповеди делание кумиров и изображений для поклонения. И Бог запрещает во второй заповеди поклонение и служение ложным богам. Кумир или идол – это статуя, сделанная из дерева, камня, металла или чего-либо другого, которой люди поклоняются и молятся, или же приписывают ей особую силу. Причём, некоторые люди саму эту статую могут считать богом, другие же могут считать её только изображением или видимым представителем бога.
Запрет изображать Бога
Идолом также может быть и рисунок, на котором люди рисуют Бога, или статуя, изображающая Бога. Истинного Единого Бога никто никогда не видел, и не может видеть. Никто не знает, как Он выглядит. Его нельзя рисовать или делать Его изображения из чего-либо. Следовательно, вторая заповедь запрещает делать иконы, изображающие Бога. Она запрещает молиться и кланяться таким иконам. Бог сказал однажды своему народу через Моисея очень важные слова, записанные в книге Второзаконие:
Втор. 4:15-18 «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли».
В греческом переводе Ветхого Завета, называемом Септуагинта, в 16-м стихе этой главы используется греческое слово «икона», которое переведено в нашем данном русском тексте как «кумир». Этот текст является прямым запретом делать иконы, изображающие Бога. Причём запрещено здесь именно делание таких икон, а не только поклонение им. Итак, Бог строго запрещает как делание икон, изображающих Бога, так и поклонение им. Бог запретил нам изображать Его в подобии людей, животных, рыб, птиц и гадов, а также в любом другом подобии. И Бог запретил использовать такие изображения для поклонения и служения:
Деян.17:24-25 «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все».
Деян.17:29 «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого».
Запрет делать и держать идолов
Также, Бог во второй заповеди запрещает нам делать изображения и статуи ложных богов и держать их в своём доме. Изображения и статуи ложных богов нельзя использовать даже как сувениры и украшения. Бог очень строго сказал, что Он будет наказывать людей, которые делают идолов и служат им, а также и тех, кто держит их в своих домах. Господь повелел своему народу полностью уничтожить любые изображения идолов, и всё связанное с идолопоклонством:
Втор.7:25-26 «КУМИРЫ БОГОВ ИХ СОЖГИТЕ ОГНЕМ; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего; И НЕ ВНОСИ МЕРЗОСТИ В ДОМ ТВОЙ, ДАБЫ НЕ ПОДПАСТЬ ЗАКЛЯТИЮ, КАК ОНА; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое».
Втор.12:2-4 «Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того. Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего».
Запрет служения ложным богам
Вторая заповедь запрещает не только делать изображения для поклонения, но и само служение, и поклонение ложным богам. Такими ложными богами могут быть не только идолы, сделанные руками, но также бесы или демоны, к которым человек может обращаться за советом и помощью, о чём мы уже упоминали, говоря о первой заповеди. Такое обращение к демоническим силам обычно происходит через разные виды гадания (на картах, на руке и так далее). Очень распространённым в наше время есть гадание по звёздам – гороскопы. Верующие люди не должны заниматься этим, потому что это вызывает гнев и наказание Божье. Апостол Павел так написал в 1-м Послании к Коринфянам:
1Кор.10:20, 22 «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?».
Люди могут вступать в общение с бесами, и раздражать этим Господа, через разные виды идолопоклонства и служения ложным богам. Как мы уже сказали, это может быть гадание. Это также могут быть более серьёзные действия, такие как общение с духами, вызывание мёртвых, волшебство, колдовство, чародейство, магия, чревовещание (шептание заклинаний), и тому подобные. Бог ненавидит всё вышеперечисленное, и Он предупреждает в Своём Слове, что строго будет наказывать людей за такие грехи. В книге Левит Господь Бог сказал такие слова:
Левит 20:6 «И если какая душа обратиться к вызывающим мёртвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их: то Я обращу лицо Моё на ту душу, и истреблю её из народа её».
Что может быть идолом?
Иногда люди не делают идолов, и не обращаются к бесам за помощью, но они могут любить что-то или кого-то больше Бога. Для некоторых людей деньги могут стать идолом. Мы уже также немного касались этого, говоря о первой заповеди. Иисус учил, что невозможно служить Богу и маммоне (деньгам, богатству) (Мт.6:24). Ещё для некоторых людей телевизор, компьютер и много чего другого может быть идолом. Такие люди уделяют слишком много времени, внимания и энергии таким вещам, и у них совсем нет времени для Бога, для молитвы и пребывания в Слове Божьем, для посещения собраний и делания добрых дел.
Для многих людей спорт и спортивные игры являются идолами, которым они отдают слишком много времени, и любят их больше Бога. Ещё для некоторых людей спортсмены, актёры кино или артисты и музыканты стали идолами. Люди так и называют их, говоря, что это мой «кумир». Они стараются подражать своим кумирам во внешнем виде, одежде, поведении, стиле жизни, их изображения держат в своих домах. Бог ненавидит такое идолопоклонство.
Некоторые люди делают своё чрево своим богом через чревоугодие, объедение, пьянство (Фил.3:19), или же самих себя ставят наравне с Богом через гордость, тщеславие, слишком высокое мнение о себе, своём уме, красоте, богатстве, способностях. Пример такого идолопоклонства мы находим в описании Тирского царя, которое записано в книге пророка Иезекииля:
Иез.28:1-9 «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: "я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей", и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим, - вот, ты премудрее Даниила, нет тайны, сокрытой от тебя; твоею мудростью и твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра; большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим, - за то так говорит Господь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим, вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых. Скажешь ли тогда перед твоим убийцею: "я бог", тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог?».
То, о чём мы говорили выше, является далеко не исчерпывающим списком того, что люди делают своими идолами, богами или кумирами. Это только несколько примеров того, как иногда первая и вторая заповеди нарушаются людьми.
Бог ревнитель
Вторая заповедь содержит в себе строгое предупреждение тем, кто нарушает её. Это предупреждение относится также и к нарушителям первой заповеди, так как эти две заповеди тесно взаимосвязаны, и вторая служит как бы продолжением первой. Бог сказал о себе, что Он есть Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Его. Подобные слова находятся и в других местах Писания:
Чис.14:18 «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода».
Грех человека влияет на его потомство до третьего и четвёртого рода. В древности, обычно несколько поколений людей жили в одном доме. Если человек был идолопоклонником, то весьма вероятно, что его дети, внуки и правнуки, живущие в одном доме с ним, также будут идолопоклонниками. Грех человека, таким образом, имел влияние на его потомков, которые повторяли этот грех или участвовали в нём. Таким образом, гнев и наказание Божье навлекалось на всю семью до четвёртого рода. Очень часто, даже если дети не повторяют грехи своих родителей, и не делают их, они всё равно терпят от последствий этих грехов.
Плач.5:7 «Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их».
Бог, являющий милость
Но вторая заповедь говорит также и о том, что Бог творит милость до тысячи родов любящим Его и соблюдающим заповеди Его. Например, Бог благословил Исаака, ради его отца Авраама:
Быт.26:1-5 «Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; БЛАГОСЛОВЯТСЯ В СЕМЕНИ ТВОЕМ ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМНЫЕ, ЗА ТО, ЧТО АВРААМ ПОСЛУШАЛСЯ ГЛАСА МОЕГО И СОБЛЮДАЛ, ЧТО МНОЮ ЗАПОВЕДАНО БЫЛО СОБЛЮДАТЬ: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои».
Быт.26:24 «И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, РАДИ АВРААМА, раба Моего».
Господь миловал народ Израиля ради Своего завета с Авраамом, Исааком и Иаковом, предками Израильтян:
4Цар.13:22-23 «Азаил, царь Сирийский, теснил Израильтян во все дни Иоахаза. Но Господь умилосердился над ними, и помиловал их, и обратился к ним ради завета Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом, и не хотел истребить их, и не отверг их от лица Своего доныне».
В полной Библии, содержащей неканонические книги и добавления, записана молитва трёх юношей, когда они были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора. В этой молитве содержаться такие слова:
Дан.3:35 «Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего».
3. Третья Заповедь
Третья заповедь записана в тексте Священного Писания так:
Исх.20:7 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Божье Имя
Что есть Божье имя? Мы знаем из Писания, что у Бога много имён (Быт.2:7, 17:1, 22:14, Исх.3:13-15, Суд. 6:24, и т.д.). Самым главным из них является имя Йегова, которое значит «Я Есть, Кто Я есть», «Сущий», «Тот, Кто был, есть и будет». Приведённые выше слова являются приблизительными переводами этого сложного личного имени Бога, которое встречается в еврейском оригинале Священного Писания почти 7 тысяч раз.
Сегодня между учёными библеистами идут дебаты о том, как правильно произносить имя Бога, записанное в древних еврейских манускриптах, не имеющих гласных букв или знаков, четырьмя согласными буквами «ЙГВГ» (или «ЙХВХ»). Если читать его так, как оно написано в двух древнейших манускриптах, имеющих огласовку (Аллепский и Ленинградский кодексы), то оно должно читаться Йегова (или Йехова, при этом буква «г» или «х» в средине этого слова должна читаться, как английское «h», то есть, сильный выдох).
Некоторые учёные утверждают, что это слово нужно читать «Яхве». Также, существует ещё несколько вариантов произношения этого слова, но все они были предложены любителями, а не учёными-лингвистами. Далее, в последнее время были сделаны серьёзные исследования, доказывающие, что правильным произношением является всё-таки «Йегова» (с ударением на последнем слоге). Бог открылся с этим именем Моисею, и раскрыл ему значение этого имени:
Исход 3:13-15 «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род».
В абсолютном большинстве случаев, это личное имя Бога переведено на русский язык словом «Господь», которое означает «Господин», или «Владыка». Русские переводчики при этом последовали практике еврейских раввинов, которые, из страха нарушить третью заповедь, никогда не произносят имя Божье так, как оно записано, а всегда при чтении или при переводах заменяют его словом «Адонай» («Господь»), или его эквивалентом в других языках.
Само слово «Бог» является, скорее, титулом, чем именем. Но это не значит, что мы можем использовать его свободно, небрежно, просто для связки слов. Когда мы говорим фразы, такие, как «О мой Боже!», кого мы призываем, или к кому обращаемся? В третьей заповеди сказано: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, …» Слово «имя» в еврейском языке имеет довольно широкое значение. Еврейское слово «шем» (שׁם), которое обычно переводится на русский язык, как «имя», имеет такое значение: «название, наречение, наименование, в смысле обозначения или воспоминания индивидуума, личности». Что значит название или наименование? Это имя или титул, которые идентифицируют личность. То есть, это имя или титул, с помощью которых мы узнаём или распознаём личность, или персону. Следовательно, мы можем сделать заключение, что мы не можем призывать не только имени Божьего напрасно, но и его титула («Бог»). Ведь за титулом стоит личность Творца, имеющего разные имена, главное из которых – Йегова.
Ложная клятва Именем Господа
Бог хочет, чтобы мы с большим уважением относились к Нему и Его имени. Эта заповедь в первую очередь запрещает произнесение ложной клятвы с использованием имени Господа для её подтверждения. Иисус Христос и Апостолы учили, чтобы мы вообще никогда не клялись никакой клятвой. Даже если мы не используем имя Господа в клятве, а клянёмся чем-то другим, всё равно то, чем мы клянёмся, принадлежит Богу или имеет какое-то отношение к Нему. Поэтому клятв нужно избегать, а если мы уже поклялись, то нужно не нарушать своей клятвы, так как за это придёт наказание от Бога.
Левит 19:12 «Не клянитесь Именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь».
Зах.5:1-4 «И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток. И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. Он сказал мне: ЭТО ПРОКЛЯТИЕ, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, И ОНО ВОЙДЕТ В ДОМ ТАТЯ И В ДОМ КЛЯНУЩЕГОСЯ МОИМ ИМЕНЕМ ЛОЖНО, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его».
Матф.5:33-37 «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
Иакова 5:12 «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землёю, и никакою другою клятвою; но да будет у вас “да, да” и “нет, нет”, дабы вам не подпасть осуждению».
Сир.23:8-13 «Не приучай уст твоих к клятве и не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святoго. Ибо, как раб, постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Святого не очистится от греха. Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. Если он согрешит, грех его на нем; и если он вознерадел, то сугубо согрешит; и если он клялся напрасно, то не оправдается, и дом его наполнится несчастьями».
Неправильное использование Имени Господа
Третья заповедь также учит нас, что мы не должны произносить слова “Бог”, “Господь”, и другие подобные слова, просто так, в обычных разговорах, когда мы не говорим о Боге. Нельзя использовать такие слова для связки слов или как проклятие и ругательство. Бог сказал, что Он обязательно Сам накажет всех тех людей, которые произносят и употребляют Его имя напрасно, небрежно и неуважительно.
Втор.5:11 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь [Бог твой] без наказания того, кто УПОТРЕБЛЯЕТ имя Его напрасно».
Ложное пророчество Именем Господа
К людям, напрасно произносящим и употребляющим имя Господа, относятся и те, которые ложно пророчествуют именем Господа. Это тоже является преступлением, напрасным использованием имени Бога, и нарушением третьей заповеди. Такое нарушение обязательно повлечёт за собой наказание:
Иер.23:31 «Вот, Я - на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал"».
Иер.27:15 «Я не посылал их, говорит Господь; и они ложно пророчествуют именем Моим, чтоб Я изгнал вас и чтобы вы погибли, - вы и пророки ваши, пророчествующие вам».
Иер.29:9 «Ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь».
Пример того, как Господь может наказать человека, говорящего ложь Его именем, записан в Книге пророка Иеремии в двадцать восьмой главе:
Иер.28:11 «И сказал Анания пред глазами всего народа сии слова: так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, сняв его с выи всех народов. И пошел Иеремия своею дорогою».
Иер.28:15-17 «И сказал пророк Иеремия пророку Анании: послушай, Анания: Господь тебя не посылал, и ты обнадеживаешь народ сей ложно. Посему так говорит Господь: вот, Я сброшу тебя с лица земли; в этом же году ты умрешь, потому что ты говорил вопреки Господу. И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце».
Здесь следует заметить, что в седьмом месяце, в десятый день месяца, был День Очищения, в который люди очищались от грехов, сделанных на протяжении года (Лев. 16:29-34, 23:27-32). Еврейский народ верит, что в этот день также решается, кто из народа умрёт в наступающем году. Вероятно, (лже)пророк Анания не получил прощения у Господа и очищения своих грехов в День Очищения. Его смерть была наказанием за его грех ложного пророчества именем Господа. Из этого примера мы видим, как Господь может наказать того, кто произносит Его имя напрасно.
Напрасное призывание Имени Господа
Бог в третьей заповеди запрещает нам напрасно призывать Его имя. Чтобы не нарушить третью заповедь, нельзя призывать благословение Божие на то, что мерзко, нечисто, осквернённое, и/или запрещено Богом для употребления в пищу. Благодарить Бога перед вкушением того, что Он запретил есть, или просить Его благословения на это, является напрасным призыванием Его имени:
Исх.23:19 «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его».
Лев.7:26 «И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота».
Лев.17:10 «Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее».
Лев.11:41-45 «Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его; всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны; не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми, ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят».
Втор.14:3-6 «Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте».
Деян.15:19-20 «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».
То, за что мы благодарим Бога, призывая имя Божие, должно быть сначала освящено (отделено как пища для Божьего святого народа) Словом Божиим, затем оно освящается нашей молитвой. «Освящается молитвой» означает, что, поблагодарив Бога за пищу, мы отделяем (освящаем) и берём её для себя, для своего употребления:
1Тим.4:4-5 «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою».
Третья заповедь и наша правильная жизнь
Нельзя призывать имя Божье или благословение Божье на дела, которые греховны, которые Бог запрещает делать. Третья заповедь также учит нас, что мы должны стараться жить правильно, чтобы из-за нас кто-то другой не говорил плохо о Боге. Если мы называемся верующими в Бога, и при этом неправильно ведём себя, то люди из-за нас могут начать плохо говорить о Боге. Так мы можем нарушить третью заповедь и побудить других людей нарушать её. В книге Притчей записана одна интересная молитва очень мудрого человека:
Прит. 30: 7-9 «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне прежде, нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. Дабы пресытившись, я не отрёкся Тебя и не сказал: “Кто Господь?” И, ЧТОБ ОБЕДНЕВ, НЕ СТАЛ КРАСТЬ, И УПОТРЕБЛЯТЬ ИМЯ БОГА МОЕГО ВСУЕ».
Из этих стихов мы видим, что человек может нарушить третью заповедь и употреблять имя Бога всуе (напрасно, впустую), если он называется верующим и при этом ворует (или делает другие неправильные, греховные поступки).
Великие принципы Закона Божьего воплощены в Десяти Заповедях, и явлены в жизни Иисуса Христа. Они выражают любовь Божию к людям, волю Божию, Его заботу о людях, и Его намерения относительно поведения и взаимоотношений людей. Десять Заповедей являются Божьим основным Законом для людей. Эти заповеди являются основой завета Бога с Его народом, и мерилом на суде Божием. Поэтому они называются в Библии «истиной», «судом», «заветом» и «словами завета»:
Рим.7:12 «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра».
Втор.4:13 «И объявил Он вам ЗАВЕТ СВОЙ, который повелел вам исполнять, ДЕСЯТОСЛОВИЕ, и написал его на двух каменных скрижалях».
Исх.34:28 «И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях СЛОВА ЗАВЕТА, ДЕСЯТОСЛОВИЕ».
Пс.110:7-8 «Дела рук Его - истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте».
Посредством действия Духа Святого заповеди Божии, в особенности Десять Заповедей, указывают нам на наш грех, и пробуждают в нас чувство нужды в Спасителе. Спасение достигается через веру в Иисуса Христа, и соблюдение Божьих заповедей, то есть, послушание Божьей воле, выраженной в этих заповедях (Откр.14:12). Наша вера должна подтверждаться и выражаться в делах послушания Богу (Иак.2:14-26). Такое послушание приводит человека к тем чувствованиям, какие были во Христе Иисусе.
Рим.3:20 «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ИБО ЗАКОНОМ ПОЗНАЕТСЯ ГРЕХ».
Рим.7:7 «Что же скажем? Неужели [от] закона грех? Никак. НО Я НЕ ИНАЧЕ УЗНАЛ ГРЕХ, КАК ПОСРЕДСТВОМ ЗАКОНА. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай».
1Иоан.3:4 «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и ГРЕХ ЕСТЬ БЕЗЗАКОНИЕ».
Матф.5:17-20 «НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО Я ПРИШЕЛ НАРУШИТЬ ЗАКОН ИЛИ ПРОРОКОВ: НЕ НАРУШИТЬ ПРИШЕЛ Я, НО ИСПОЛНИТЬ. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Фил.2:5 «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».
Соблюдение Божьих заповедей является доказательством нашей любви к Богу и ближнему. Заповедями любви к Богу и ближнему не упраздняются все другие заповеди. Наоборот, Иисус Христос учил, что на них утверждается весь Закон и Пророки:
1Иоан.5:2-3 «Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. ИБО ЭТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ К БОГУ, ЧТОБЫ МЫ СОБЛЮДАЛИ ЗАПОВЕДИ ЕГО; и заповеди Его не тяжки».
Матф.22:37-40 «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; НА СИХ ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ УТВЕРЖДАЕТСЯ ВЕСЬ ЗАКОН И ПРОРОКИ».
Десять Заповедей, написанных перстом Божиим на двух каменных скрижалях, есть основа морально-нравственного закона, данного Богом человеку. Соблюдение заповедей Божьих является отличительной чертой Божьего святого народа. Оно даёт человеку право на древо жизни и свободный вход в святой город, новый Иерусалим:
Лев.20:7-8 «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят]. Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас».
Откр.12:17 «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».
Откр.14:12 «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса».
Откр.22:14 «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами».
Когда один человек спросил у Иисуса Христа что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Иисус сказал ему: «Соблюди заповеди». Когда этот человек спросил Иисуса, какие заповеди он должен соблюдать, Иисус начал перечислять некоторые из Десяти Заповедей, и также заповедь «Люби ближнего твоего как самого себя». То, что Иисус не перечислил все десять Заповедей, не означает, что остальные из них можно нарушать. Согласно еврейским правилам учения, когда цитируется отрывок из какого-либо текста Писания, под ним подразумевается весь текст, из которого взят этот отрывок. Иисус учил, что Десять Заповедей необходимо соблюдать, для того, чтобы войти в жизнь вечную:
Матф.19:16-19 «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя».
1. Первая Заповедь
Бог, дающий заповеди
Десять Заповедей записаны в книге Исход в 20-й главе, а также в книге Второзаконие в 5-й главе. Давайте прочитаем первую из них по тексту второй книги Моисеевой, книги Исход:
Исх.20:1-3 «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Эта заповедь учит нас, что есть только один истинный, живой Бог – Господь (Йегова). Это тот Бог, который вывел Израиля из египетского рабства, сотворив множество чудес. Первая часть этой заповеди является вступлением ко всем заповедям и объяснением того, Какой именно Бог даёт эти Десять Заповедей, и почему Он имеет право давать их. Бог имеет право давать Свои заповеди и требовать их исполнения, потому что Он – Спаситель и Избавитель Своего народа от рабства. Бог спас Израиль от Египетского рабства, и Он спасает нас от рабства греха и смерти сегодня. Бог спас и искупил нас, и теперь мы принадлежим Ему, Его Царству. Наше послушание Божьим заповедям должно истекать из благодарности за Его спасение, и из любви к Нему.
Первая заповедь учит нас, что нужно верить только в одного Бога, и Его нужно любить больше всего и больше всех. Он должен быть для нас дороже всех. Нельзя верить в других богов кроме Господа и нельзя иметь никаких других богов. Господь (Йегова) Бог, который создал наш мир и вывел Израиля из египетского рабства, является единым истинным Богом (Иоанна 17:3). Первая заповедь запрещает нам иметь другого Бога, кроме Единого:
1Кор.8:4-6 «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что НЕТ ИНОГО БОГА, КРОМЕ ЕДИНОГО. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - НО У НАС ОДИН БОГ ОТЕЦ, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».
Наибольшая заповедь в Законе
Более детальное объяснение первой заповеди нам дано в Книге Второзаконие, в шестой главе:
Втор.6:4-9 «Слушай, Израиль: ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ГОСПОДЬ ЕДИН ЕСТЬ; И ЛЮБИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».
В Евангелии от Марка записана история о том, как один из книжников спросил Иисуса, какая заповедь является первой из всех заповедей (по своему значению). Иисус ответил именно теми словами из Второзакония, которые мы привели выше:
Мар.12:29-34 «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его».
Иисус сказал книжнику, что заповедь любви к Богу является самой первой, то есть самой важной по значению заповедью в Священном Писании. Она также является хорошим объяснением первой заповеди из Десяти Заповедей, как мы уже сказали выше. Иметь только Господа своим единым Богом и любить его всем сердцем, душою и силами есть самое важное в жизни. Это самая большая заповедь. Мы знаем из Священного Писания, что грех – это беззаконие, это нарушение Божьих заповедей:
1Иоан.3:4 «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие».
Следовательно, нарушение наименьшей заповеди является наименьшим грехом. Нарушение наибольшей заповеди является наибольшим грехом. Отсюда вытекает, что самый большой, самый великий и страшный грех, который делают люди, это нарушение первой, самой великой и самой важной заповеди! Самый большой грех – это не верить в одного Господа Бога и не любить Его всем сердцем, всею душою и всеми своими силами!
Запрет иметь других богов
Но давайте теперь более обширно рассмотрим первую из Десяти Заповедей. В более широком смысле эта заповедь является запретом обращаться к вызывателям мёртвых, волшебникам, чародеям, колдунам, экстрасенсам и тому подобным людям. Человек, обращающийся к таким людям за информацией, советом или любой помощью, обращается к нечистым духам, то есть бесам, с которыми они связаны. Этим обращением он признаёт власть и силу этих бесов, то есть, признаёт их богами. Это является прямым нарушением 1-й заповеди:
Лев.19:31 «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш».
Ис.8:19 «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?».
Другим богом, кроме Господа, в жизни человека может стать много чего. Давайте рассмотрим несколько мест Писания, которые говорят и предупреждают об этом:
Втор.4:19 «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом».
Матф.6:24 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)».
Рим.1:21-25 «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь».
Фил.3:19 «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном».
2. Вторая Заповедь
Запрет изображений для поклонения
Вторая заповедь из Десяти Заповедей тесно связана с первой, и является, в каком-то смысле, её продолжением:
Исх.20:4-6 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Бог запрещает в этой заповеди делание кумиров и изображений для поклонения. И Бог запрещает во второй заповеди поклонение и служение ложным богам. Кумир или идол – это статуя, сделанная из дерева, камня, металла или чего-либо другого, которой люди поклоняются и молятся, или же приписывают ей особую силу. Причём, некоторые люди саму эту статую могут считать богом, другие же могут считать её только изображением или видимым представителем бога.
Запрет изображать Бога
Идолом также может быть и рисунок, на котором люди рисуют Бога, или статуя, изображающая Бога. Истинного Единого Бога никто никогда не видел, и не может видеть. Никто не знает, как Он выглядит. Его нельзя рисовать или делать Его изображения из чего-либо. Следовательно, вторая заповедь запрещает делать иконы, изображающие Бога. Она запрещает молиться и кланяться таким иконам. Бог сказал однажды своему народу через Моисея очень важные слова, записанные в книге Второзаконие:
Втор. 4:15-18 «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли».
В греческом переводе Ветхого Завета, называемом Септуагинта, в 16-м стихе этой главы используется греческое слово «икона», которое переведено в нашем данном русском тексте как «кумир». Этот текст является прямым запретом делать иконы, изображающие Бога. Причём запрещено здесь именно делание таких икон, а не только поклонение им. Итак, Бог строго запрещает как делание икон, изображающих Бога, так и поклонение им. Бог запретил нам изображать Его в подобии людей, животных, рыб, птиц и гадов, а также в любом другом подобии. И Бог запретил использовать такие изображения для поклонения и служения:
Деян.17:24-25 «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все».
Деян.17:29 «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого».
Запрет делать и держать идолов
Также, Бог во второй заповеди запрещает нам делать изображения и статуи ложных богов и держать их в своём доме. Изображения и статуи ложных богов нельзя использовать даже как сувениры и украшения. Бог очень строго сказал, что Он будет наказывать людей, которые делают идолов и служат им, а также и тех, кто держит их в своих домах. Господь повелел своему народу полностью уничтожить любые изображения идолов, и всё связанное с идолопоклонством:
Втор.7:25-26 «КУМИРЫ БОГОВ ИХ СОЖГИТЕ ОГНЕМ; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего; И НЕ ВНОСИ МЕРЗОСТИ В ДОМ ТВОЙ, ДАБЫ НЕ ПОДПАСТЬ ЗАКЛЯТИЮ, КАК ОНА; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое».
Втор.12:2-4 «Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того. Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего».
Запрет служения ложным богам
Вторая заповедь запрещает не только делать изображения для поклонения, но и само служение, и поклонение ложным богам. Такими ложными богами могут быть не только идолы, сделанные руками, но также бесы или демоны, к которым человек может обращаться за советом и помощью, о чём мы уже упоминали, говоря о первой заповеди. Такое обращение к демоническим силам обычно происходит через разные виды гадания (на картах, на руке и так далее). Очень распространённым в наше время есть гадание по звёздам – гороскопы. Верующие люди не должны заниматься этим, потому что это вызывает гнев и наказание Божье. Апостол Павел так написал в 1-м Послании к Коринфянам:
1Кор.10:20, 22 «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?».
Люди могут вступать в общение с бесами, и раздражать этим Господа, через разные виды идолопоклонства и служения ложным богам. Как мы уже сказали, это может быть гадание. Это также могут быть более серьёзные действия, такие как общение с духами, вызывание мёртвых, волшебство, колдовство, чародейство, магия, чревовещание (шептание заклинаний), и тому подобные. Бог ненавидит всё вышеперечисленное, и Он предупреждает в Своём Слове, что строго будет наказывать людей за такие грехи. В книге Левит Господь Бог сказал такие слова:
Левит 20:6 «И если какая душа обратиться к вызывающим мёртвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их: то Я обращу лицо Моё на ту душу, и истреблю её из народа её».
Что может быть идолом?
Иногда люди не делают идолов, и не обращаются к бесам за помощью, но они могут любить что-то или кого-то больше Бога. Для некоторых людей деньги могут стать идолом. Мы уже также немного касались этого, говоря о первой заповеди. Иисус учил, что невозможно служить Богу и маммоне (деньгам, богатству) (Мт.6:24). Ещё для некоторых людей телевизор, компьютер и много чего другого может быть идолом. Такие люди уделяют слишком много времени, внимания и энергии таким вещам, и у них совсем нет времени для Бога, для молитвы и пребывания в Слове Божьем, для посещения собраний и делания добрых дел.
Для многих людей спорт и спортивные игры являются идолами, которым они отдают слишком много времени, и любят их больше Бога. Ещё для некоторых людей спортсмены, актёры кино или артисты и музыканты стали идолами. Люди так и называют их, говоря, что это мой «кумир». Они стараются подражать своим кумирам во внешнем виде, одежде, поведении, стиле жизни, их изображения держат в своих домах. Бог ненавидит такое идолопоклонство.
Некоторые люди делают своё чрево своим богом через чревоугодие, объедение, пьянство (Фил.3:19), или же самих себя ставят наравне с Богом через гордость, тщеславие, слишком высокое мнение о себе, своём уме, красоте, богатстве, способностях. Пример такого идолопоклонства мы находим в описании Тирского царя, которое записано в книге пророка Иезекииля:
Иез.28:1-9 «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: "я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей", и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим, - вот, ты премудрее Даниила, нет тайны, сокрытой от тебя; твоею мудростью и твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра; большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим, - за то так говорит Господь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим, вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых. Скажешь ли тогда перед твоим убийцею: "я бог", тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог?».
То, о чём мы говорили выше, является далеко не исчерпывающим списком того, что люди делают своими идолами, богами или кумирами. Это только несколько примеров того, как иногда первая и вторая заповеди нарушаются людьми.
Бог ревнитель
Вторая заповедь содержит в себе строгое предупреждение тем, кто нарушает её. Это предупреждение относится также и к нарушителям первой заповеди, так как эти две заповеди тесно взаимосвязаны, и вторая служит как бы продолжением первой. Бог сказал о себе, что Он есть Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Его. Подобные слова находятся и в других местах Писания:
Чис.14:18 «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода».
Грех человека влияет на его потомство до третьего и четвёртого рода. В древности, обычно несколько поколений людей жили в одном доме. Если человек был идолопоклонником, то весьма вероятно, что его дети, внуки и правнуки, живущие в одном доме с ним, также будут идолопоклонниками. Грех человека, таким образом, имел влияние на его потомков, которые повторяли этот грех или участвовали в нём. Таким образом, гнев и наказание Божье навлекалось на всю семью до четвёртого рода. Очень часто, даже если дети не повторяют грехи своих родителей, и не делают их, они всё равно терпят от последствий этих грехов.
Плач.5:7 «Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их».
Бог, являющий милость
Но вторая заповедь говорит также и о том, что Бог творит милость до тысячи родов любящим Его и соблюдающим заповеди Его. Например, Бог благословил Исаака, ради его отца Авраама:
Быт.26:1-5 «Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; БЛАГОСЛОВЯТСЯ В СЕМЕНИ ТВОЕМ ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМНЫЕ, ЗА ТО, ЧТО АВРААМ ПОСЛУШАЛСЯ ГЛАСА МОЕГО И СОБЛЮДАЛ, ЧТО МНОЮ ЗАПОВЕДАНО БЫЛО СОБЛЮДАТЬ: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои».
Быт.26:24 «И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, РАДИ АВРААМА, раба Моего».
Господь миловал народ Израиля ради Своего завета с Авраамом, Исааком и Иаковом, предками Израильтян:
4Цар.13:22-23 «Азаил, царь Сирийский, теснил Израильтян во все дни Иоахаза. Но Господь умилосердился над ними, и помиловал их, и обратился к ним ради завета Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом, и не хотел истребить их, и не отверг их от лица Своего доныне».
В полной Библии, содержащей неканонические книги и добавления, записана молитва трёх юношей, когда они были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора. В этой молитве содержаться такие слова:
Дан.3:35 «Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего».
3. Третья Заповедь
Третья заповедь записана в тексте Священного Писания так:
Исх.20:7 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Божье Имя
Что есть Божье имя? Мы знаем из Писания, что у Бога много имён (Быт.2:7, 17:1, 22:14, Исх.3:13-15, Суд. 6:24, и т.д.). Самым главным из них является имя Йегова, которое значит «Я Есть, Кто Я есть», «Сущий», «Тот, Кто был, есть и будет». Приведённые выше слова являются приблизительными переводами этого сложного личного имени Бога, которое встречается в еврейском оригинале Священного Писания почти 7 тысяч раз.
Сегодня между учёными библеистами идут дебаты о том, как правильно произносить имя Бога, записанное в древних еврейских манускриптах, не имеющих гласных букв или знаков, четырьмя согласными буквами «ЙГВГ» (или «ЙХВХ»). Если читать его так, как оно написано в двух древнейших манускриптах, имеющих огласовку (Аллепский и Ленинградский кодексы), то оно должно читаться Йегова (или Йехова, при этом буква «г» или «х» в средине этого слова должна читаться, как английское «h», то есть, сильный выдох).
Некоторые учёные утверждают, что это слово нужно читать «Яхве». Также, существует ещё несколько вариантов произношения этого слова, но все они были предложены любителями, а не учёными-лингвистами. Далее, в последнее время были сделаны серьёзные исследования, доказывающие, что правильным произношением является всё-таки «Йегова» (с ударением на последнем слоге). Бог открылся с этим именем Моисею, и раскрыл ему значение этого имени:
Исход 3:13-15 «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род».
В абсолютном большинстве случаев, это личное имя Бога переведено на русский язык словом «Господь», которое означает «Господин», или «Владыка». Русские переводчики при этом последовали практике еврейских раввинов, которые, из страха нарушить третью заповедь, никогда не произносят имя Божье так, как оно записано, а всегда при чтении или при переводах заменяют его словом «Адонай» («Господь»), или его эквивалентом в других языках.
Само слово «Бог» является, скорее, титулом, чем именем. Но это не значит, что мы можем использовать его свободно, небрежно, просто для связки слов. Когда мы говорим фразы, такие, как «О мой Боже!», кого мы призываем, или к кому обращаемся? В третьей заповеди сказано: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, …» Слово «имя» в еврейском языке имеет довольно широкое значение. Еврейское слово «шем» (שׁם), которое обычно переводится на русский язык, как «имя», имеет такое значение: «название, наречение, наименование, в смысле обозначения или воспоминания индивидуума, личности». Что значит название или наименование? Это имя или титул, которые идентифицируют личность. То есть, это имя или титул, с помощью которых мы узнаём или распознаём личность, или персону. Следовательно, мы можем сделать заключение, что мы не можем призывать не только имени Божьего напрасно, но и его титула («Бог»). Ведь за титулом стоит личность Творца, имеющего разные имена, главное из которых – Йегова.
Ложная клятва Именем Господа
Бог хочет, чтобы мы с большим уважением относились к Нему и Его имени. Эта заповедь в первую очередь запрещает произнесение ложной клятвы с использованием имени Господа для её подтверждения. Иисус Христос и Апостолы учили, чтобы мы вообще никогда не клялись никакой клятвой. Даже если мы не используем имя Господа в клятве, а клянёмся чем-то другим, всё равно то, чем мы клянёмся, принадлежит Богу или имеет какое-то отношение к Нему. Поэтому клятв нужно избегать, а если мы уже поклялись, то нужно не нарушать своей клятвы, так как за это придёт наказание от Бога.
Левит 19:12 «Не клянитесь Именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь».
Зах.5:1-4 «И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток. И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. Он сказал мне: ЭТО ПРОКЛЯТИЕ, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, И ОНО ВОЙДЕТ В ДОМ ТАТЯ И В ДОМ КЛЯНУЩЕГОСЯ МОИМ ИМЕНЕМ ЛОЖНО, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его».
Матф.5:33-37 «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
Иакова 5:12 «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землёю, и никакою другою клятвою; но да будет у вас “да, да” и “нет, нет”, дабы вам не подпасть осуждению».
Сир.23:8-13 «Не приучай уст твоих к клятве и не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святoго. Ибо, как раб, постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Святого не очистится от греха. Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. Если он согрешит, грех его на нем; и если он вознерадел, то сугубо согрешит; и если он клялся напрасно, то не оправдается, и дом его наполнится несчастьями».
Неправильное использование Имени Господа
Третья заповедь также учит нас, что мы не должны произносить слова “Бог”, “Господь”, и другие подобные слова, просто так, в обычных разговорах, когда мы не говорим о Боге. Нельзя использовать такие слова для связки слов или как проклятие и ругательство. Бог сказал, что Он обязательно Сам накажет всех тех людей, которые произносят и употребляют Его имя напрасно, небрежно и неуважительно.
Втор.5:11 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь [Бог твой] без наказания того, кто УПОТРЕБЛЯЕТ имя Его напрасно».
Ложное пророчество Именем Господа
К людям, напрасно произносящим и употребляющим имя Господа, относятся и те, которые ложно пророчествуют именем Господа. Это тоже является преступлением, напрасным использованием имени Бога, и нарушением третьей заповеди. Такое нарушение обязательно повлечёт за собой наказание:
Иер.23:31 «Вот, Я - на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал"».
Иер.27:15 «Я не посылал их, говорит Господь; и они ложно пророчествуют именем Моим, чтоб Я изгнал вас и чтобы вы погибли, - вы и пророки ваши, пророчествующие вам».
Иер.29:9 «Ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь».
Пример того, как Господь может наказать человека, говорящего ложь Его именем, записан в Книге пророка Иеремии в двадцать восьмой главе:
Иер.28:11 «И сказал Анания пред глазами всего народа сии слова: так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, сняв его с выи всех народов. И пошел Иеремия своею дорогою».
Иер.28:15-17 «И сказал пророк Иеремия пророку Анании: послушай, Анания: Господь тебя не посылал, и ты обнадеживаешь народ сей ложно. Посему так говорит Господь: вот, Я сброшу тебя с лица земли; в этом же году ты умрешь, потому что ты говорил вопреки Господу. И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце».
Здесь следует заметить, что в седьмом месяце, в десятый день месяца, был День Очищения, в который люди очищались от грехов, сделанных на протяжении года (Лев. 16:29-34, 23:27-32). Еврейский народ верит, что в этот день также решается, кто из народа умрёт в наступающем году. Вероятно, (лже)пророк Анания не получил прощения у Господа и очищения своих грехов в День Очищения. Его смерть была наказанием за его грех ложного пророчества именем Господа. Из этого примера мы видим, как Господь может наказать того, кто произносит Его имя напрасно.
Напрасное призывание Имени Господа
Бог в третьей заповеди запрещает нам напрасно призывать Его имя. Чтобы не нарушить третью заповедь, нельзя призывать благословение Божие на то, что мерзко, нечисто, осквернённое, и/или запрещено Богом для употребления в пищу. Благодарить Бога перед вкушением того, что Он запретил есть, или просить Его благословения на это, является напрасным призыванием Его имени:
Исх.23:19 «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его».
Лев.7:26 «И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота».
Лев.17:10 «Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее».
Лев.11:41-45 «Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его; всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны; не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми, ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят».
Втор.14:3-6 «Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте».
Деян.15:19-20 «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».
То, за что мы благодарим Бога, призывая имя Божие, должно быть сначала освящено (отделено как пища для Божьего святого народа) Словом Божиим, затем оно освящается нашей молитвой. «Освящается молитвой» означает, что, поблагодарив Бога за пищу, мы отделяем (освящаем) и берём её для себя, для своего употребления:
1Тим.4:4-5 «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою».
Третья заповедь и наша правильная жизнь
Нельзя призывать имя Божье или благословение Божье на дела, которые греховны, которые Бог запрещает делать. Третья заповедь также учит нас, что мы должны стараться жить правильно, чтобы из-за нас кто-то другой не говорил плохо о Боге. Если мы называемся верующими в Бога, и при этом неправильно ведём себя, то люди из-за нас могут начать плохо говорить о Боге. Так мы можем нарушить третью заповедь и побудить других людей нарушать её. В книге Притчей записана одна интересная молитва очень мудрого человека:
Прит. 30: 7-9 «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне прежде, нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. Дабы пресытившись, я не отрёкся Тебя и не сказал: “Кто Господь?” И, ЧТОБ ОБЕДНЕВ, НЕ СТАЛ КРАСТЬ, И УПОТРЕБЛЯТЬ ИМЯ БОГА МОЕГО ВСУЕ».
Из этих стихов мы видим, что человек может нарушить третью заповедь и употреблять имя Бога всуе (напрасно, впустую), если он называется верующим и при этом ворует (или делает другие неправильные, греховные поступки).