Первоначально, в первом веке н.э. Апостолы были пастырями, руководителями и начальствующими в Церкви. Для помощи Апостолам в раздаче пищи и материальной помощи нуждающимся, в Иерусалимской церкви были избраны семь диаконов (Еф. 2:20, Деян. 1:26, 2:43, 6:1-6, 13:1). Позже, когда число верующих и церквей начало увеличиваться, Апостолы стали рукополагать пресвитеров в каждой церкви (Деян. 14:23, 15:6).
В помощники пресвитерам, особенно по материальным вопросам, избирались диаконы (Флп. 1:1). В каждой церкви всегда избирались несколько пресвитеров (Деян. 14:23, 20:17, Флп. 1:1). Слово пресвитер, в переводе с греческого языка, означает старший. Иногда пресвитеры назывались словами епископ и пастырь (Деян.20:17, 20:28, 1Пет.5:1-2, Еф.4:11, Флп.1:1, Тит.1:5-7). Слово епископ означает блюститель, то есть тот, кто смотрит за людьми, заботится о них, и охраняет их. Буквально слово епископ можно перевести как надзирающий, присматривающий. Слово пастырь просто значит пастух. Итак, в первом веке у Церкви была такая структура:
1) Апостолы, пророки, учители. Сначала в церквах не было пресвитеров, были только Апостолы, затем к ним прибавились пророки и учители. Все они служили всей Церкви в общем, как Телу Христову. В поместной церкви, в которой они находились, они совершали служение пастырей («пастухов» Божьего народа) и пресвитеров (старших, начальствующих над церковью). Они не избирались и не рукополагались людьми, но были поставлены самим Господом Иисусом Христом (Деян. 13:1, 1Кор. 12:28, Еф. 4:11, 1Пет. 5:1-2).
2) Пресвитеры/епископы/пастыри. С возрастанием количества верующих и церквей, Апостолы начали рукополагать пресвитеров в поместных церквах. Пресвитеры ещё назывались епископами и пастырями (пастухами). Пресвитеры/епископы/пастыри были начальствующими над поместными церквами (Рим.12:8, 1Тим. 5:17). Они всегда были во множественном числе, как и Апостолы. Любая поместная церковь никогда не управлялась одним человеком, а всегда несколькими пресвитерами (Деян. 14:23, 20:17, Флп. 1:1).
Апостолы были со-пастырями или со-пресвитерами той поместной церкви, в которой они находились, вместе с теми пресвитерами, которых они рукоположили (Деян. 14:23, 15:6, 1Пет. 5:1-2). Важные вопросы по учению и устройству Церкви принимались на совместном совете Апостолов и пресвитеров (Деян. 15 гл.). Пресвитеры имели право рукоположения вместе с Апостолами (1Тим. 4:14, 2Тим. 1:6).
3) Диаконы. В помощники Апостолам, и затем пресвитерам в поместных церквах, избирались диаконы. Они, в основном, были ответственны за материальное служение (Деян. 6:1-6, Флп. 1:1, 1Тим. 3:8-13). Диаконы рукополагались Апостолами (и позже, возможно, пресвитерами – 1Тим. 4:14).
4) Члены Церкви. Верующие служили друг другу своими различными дарами на собраниях и вне собраний, брали активное участие в жизни Церкви. Больше 20-и духовных даров действовало в Церкви через верующих, для её созидания (Рим.12:1-8, 1Кор.12 гл., 1Пет.4:9-11).
Сначала только Апостолы рукополагали пресвитеров. Позже они передали эту власть своим ученикам. Так, например, Апостол Павел поручил Тимофею руководство Ефесской церковью. Тимофей имел право рукополагать пресвитеров/епископов и диаконов, принимать на них обвинения и обличать их, если они согрешали (1Тим.1:3, 3:1-15, 5:17-22).
Кем был Тимофей? Какое служение он имел в церкви? Исследование некоторых мест Писания позволяет сделать вывод, что он также был апостолом, как и Павел, Варнава, Силуан (Сила) и некоторые другие братья. Все они не были из числа 12-и Апостолов, но они также были апостолами, посланниками Иисуса Христа, и посланниками церквей (2Кор.8:23). Они имели право основывать церкви, рукополагать пресвитеров, и иметь духовное попечение о церквах (Деян. 13:1-4, 14:14, Рим. 16:7, 2Кор.11:28, 1Тим.4:14, 2Тим.1:6, 1Фесс.1:1, 2:7).
Также мы видим из Писания, что Апостол Павел поручил Титу попечение о церквах на острове Крит. Одной из основных задач Тита было рукоположение пресвитеров/епископов (Тит.1:5-7, 2:15). То есть он имел подобные полномочия, как Тимофей в Ефесе, и как другие апостолы. Следовательно, можно предполагать, что он тоже был апостолом. Вполне вероятно, что служение Тимофея и Тита было своего рода продолжением служения Апостола Павла. Тимофей и Тит делали, по просьбе и наставлению Павла, то, что он сам не мог сделать из-за определённых обстоятельств, и его отсутствия в тех местах, где он оставил Тимофея и Тита.
Климент Римский, живший в конце 1-го в. н.э. (умер между 97-101 г. н.э.) писал об Апостолах, поставивших епископов и диаконов, в своём Первом Послании к Коринфянам. Из этого Послания мы можем увидеть, что епископы/пресвитеры были преемниками Апостольской власти в поместных церквах, где они совершали своё служение. Но вместе с тем, они не были преемниками положения и служения Апостолов.
После предательства и смерти Иуды, на его место был избран по жребию Матфий, чтобы число Апостолов было двенадцать. Но когда Апостолы из числа двенадцати начали умирать, на их место больше никто не избирался (Деян. 1:15-26, 12:1-4). У них было уникальное положение и служение в Церкви. После их смерти никто не может занять этого положения, или перенять их служение.
Хотя Павел, Варнава, и некоторые другие тоже назывались Апостолами, но их положение и служение отличалось от положения и служения Двенадцати Апостолов. После смерти Апостолов, именно епископы/пресвитеры/пастыри являлись законной, Богом установленной властью в поместных церквах:
Климента, 1-е Коринфянам, Глава XLII «Апостолы были посланы проповедывать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявши повеление, апостолы, совершенно убежденные чрез Воскресение Господа нашего Иисуса Христа и утвержденные в вере словом Божиим, с полнотой Духа Святого пошли благовествовать наступающее царство Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих».
Климента, 1-е Коринфянам, Глава XLIV «И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства. Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры, которые разрешились от тела после многоплодной и совершенной жизни: им нечего опасаться, чтобы кто мог свергнуть их с занимаемого ими места. Ибо мы видим, что вы некоторых, похвально провождающих жизнь, лишили служения безукоризненно ими проходимого».
Здесь нужно обратить внимание на то, что в понимании Климента епископ и пресвитер – это одно и то же лицо. Об этом же говорится и в других главах Первого Послания Климента к Коринфянам (главы XLVII, LIV, LVII). Из его послания следует, что Апостолы и их ученики поставляли (рукополагали) епископов/пресвитеров с согласия всей церкви. То есть, вероятнее всего, епископа/пресвитера избирались всей церковью, и утверждались в этом служении Апостолами или Апостольскими мужами (учениками Апостолов, или поставленными ими пресвитерами/епископами), после определённого времени испытания. Это также подтверждается в Дидахе, или Учении 12 Апостолов (написанное во второй половине 1-го века н.э.):
Дидахе, Глава 15 «Рукополагайте себе епископов и диаконов (ср. Фил.1:1), достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. Поэтому не презирайте их, ибо они — почтенные ваши наравне с пророками и учителями».
В конце 1-го, начале 2-го века н.э., ситуация в Церкви во многом изменилась. Братья, поставленные апостолами, или, позднее, их учениками для попечения о церквах в определённой местности и рукоположения пресвитеров, уже не назывались апостолами. Они стали называться епископами. Слово епископ перестало быть синонимом слова пресвитер. Фактически, епископами стали называть служителей, перенявших апостольскую власть рукополагать пресвитеров и диаконов, и совершающих попечение о церквах подобно тому, как это раньше делали Апостолы, только без их силы.
После смерти Апостолов и их учеников (которые часто также были апостолами), епископ рукополагался двумя или тремя другими епископами. Но епископ имел право один рукополагать пресвитеров и диаконов в поместных церквах, находившихся под его попечением. («Правила Святых Апостолов», Каноны 1 и 2). Такая структура в церкви, и такое положение в церкви основывалось не на Священном Писании, а на преданиях. Потому что, как было уже сказано выше, Новый Завет не делает абсолютно никакого различия между служением или званием пресвитера и епископа. По Новому Завету, словами «пресвитер», «епископ» и «пастырь» назывался один и то же служитель.
Со второго века и далее, Апостольское преемство считалось очень важным в рукоположении епископов, пресвитеров и диаконов. Каждый служитель должен был быть рукоположен епископом или епископами, которые получили своё рукоположение от других епископов, рукоположенных Апостолами или учениками Апостолов.
Апостольское преемство до сих пор считается очень важным в некоторых церквах. Но, смотря на сильное отступление в этих церквах от Божьей истины, которой учили Апостолы, аргумент их Апостольского преемства теряет всякую силу. Слова Христа, однажды сказанные первосвященникам и старейшинам Израиля, сегодня применимы и к руководителям этих традиционных церквей (Матфея 21:23-46). Первосвященники могли проследить свою родословную линию до Аарона. Сам Бог поставил Аарона и его сынов первосвященниками и священниками в Израиле. Но из-за отступления от Бога и отвержения Его Сына (Иисуса Христа), Иисус сказал им такие слова:
Матф.21:43 «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».
В протестантских церквах Апостольское преемство понимается, как максимальное приближение к учению и практике жизни Апостолов, и точное следование Священному Писанию во всех вопросах веры и жизни. Те церкви и служителя, которые так поступают, и являются настоящими преемниками, и современными учениками Апостолов и Господа Иисуса Христа. Мы уже говорили чуть выше, что Апостольское преемство было очень важным в рукоположении епископов, пресвитеров и диаконов, начиная с конца 1-го века, начала 2-го века н.э. и далее. Но, тем не менее, в Церкви признавалась и возможность личного избрания Богом какого-либо человека на служение:
Апостольские Постановления, Книга 8, 46 «Если же некоторые ссылаются на диакона нашего Филиппа и верующего брата Ананию, из коих тот крестил евнуха, а сей меня, Павла; то они не понимают, что мы говорим. Мы сказали, чтобы никто не похищал себе священнического достоинства сам, но или получал его от Бога, как Мелхиседек и Иов, или от первосвященника, как Аарон от Моисея; а Филипп и Анания не сами выбрали себя, но избраны Первосвященником Христом, несравнимым Богом». (Книга завершена ок. 380 г. н.э.)
Со временем структура церкви расширялась и усложнялась, всё далее уклоняясь от простоты во Христе (2Кор 11:3). В Церкви появились архиепископы, митрополиты, патриархи, иерархи, кардиналы, папы и т.д. Церковь превращалась в сложную иерархическую организацию, в которой люди власти получали ещё большую власть, а простые верующие всё больше ущемлялись и удалялись от служения.
Произошло нездоровое разделение верующих на «духовенство» и «мирян». Так, например, на Лаодикийском соборе (средина 4-го в. н.э.) простым верующим было запрещено брать любое участие в избрании пресвитеров. Епископы получили полную власть не только рукополагать, но и выбирать пресвитеров по своему усмотрению, без участия народа. Это было большое уклонение от Божьего образца Церкви.
Верующие больше не могли служить друг другу своими дарами, потому что всё в церквах делалось только «духовенством». Верующие стали простыми посетителями церковных собраний. Принцип, заложенный в Писании о том, что каждый верующий – служитель, но не каждый делает одно и то же дело, перестал действовать в Церкви. Он начал возрождаться в Европе только с пришествием протестантской Реформации.
Из изучения структуры Церкви в первом веке, и затем в последующие века, мы можем сделать один определённый вывод. Чтобы быть признанной Богом и эффективной в достижении Божьих целей, структура церкви должна соответствовать тому образцу и стандарту, который был установлен Иисусом Христом и Его Апостолами, и пророками в 1-м веке н.э.
В помощники пресвитерам, особенно по материальным вопросам, избирались диаконы (Флп. 1:1). В каждой церкви всегда избирались несколько пресвитеров (Деян. 14:23, 20:17, Флп. 1:1). Слово пресвитер, в переводе с греческого языка, означает старший. Иногда пресвитеры назывались словами епископ и пастырь (Деян.20:17, 20:28, 1Пет.5:1-2, Еф.4:11, Флп.1:1, Тит.1:5-7). Слово епископ означает блюститель, то есть тот, кто смотрит за людьми, заботится о них, и охраняет их. Буквально слово епископ можно перевести как надзирающий, присматривающий. Слово пастырь просто значит пастух. Итак, в первом веке у Церкви была такая структура:
1) Апостолы, пророки, учители. Сначала в церквах не было пресвитеров, были только Апостолы, затем к ним прибавились пророки и учители. Все они служили всей Церкви в общем, как Телу Христову. В поместной церкви, в которой они находились, они совершали служение пастырей («пастухов» Божьего народа) и пресвитеров (старших, начальствующих над церковью). Они не избирались и не рукополагались людьми, но были поставлены самим Господом Иисусом Христом (Деян. 13:1, 1Кор. 12:28, Еф. 4:11, 1Пет. 5:1-2).
2) Пресвитеры/епископы/пастыри. С возрастанием количества верующих и церквей, Апостолы начали рукополагать пресвитеров в поместных церквах. Пресвитеры ещё назывались епископами и пастырями (пастухами). Пресвитеры/епископы/пастыри были начальствующими над поместными церквами (Рим.12:8, 1Тим. 5:17). Они всегда были во множественном числе, как и Апостолы. Любая поместная церковь никогда не управлялась одним человеком, а всегда несколькими пресвитерами (Деян. 14:23, 20:17, Флп. 1:1).
Апостолы были со-пастырями или со-пресвитерами той поместной церкви, в которой они находились, вместе с теми пресвитерами, которых они рукоположили (Деян. 14:23, 15:6, 1Пет. 5:1-2). Важные вопросы по учению и устройству Церкви принимались на совместном совете Апостолов и пресвитеров (Деян. 15 гл.). Пресвитеры имели право рукоположения вместе с Апостолами (1Тим. 4:14, 2Тим. 1:6).
3) Диаконы. В помощники Апостолам, и затем пресвитерам в поместных церквах, избирались диаконы. Они, в основном, были ответственны за материальное служение (Деян. 6:1-6, Флп. 1:1, 1Тим. 3:8-13). Диаконы рукополагались Апостолами (и позже, возможно, пресвитерами – 1Тим. 4:14).
4) Члены Церкви. Верующие служили друг другу своими различными дарами на собраниях и вне собраний, брали активное участие в жизни Церкви. Больше 20-и духовных даров действовало в Церкви через верующих, для её созидания (Рим.12:1-8, 1Кор.12 гл., 1Пет.4:9-11).
Сначала только Апостолы рукополагали пресвитеров. Позже они передали эту власть своим ученикам. Так, например, Апостол Павел поручил Тимофею руководство Ефесской церковью. Тимофей имел право рукополагать пресвитеров/епископов и диаконов, принимать на них обвинения и обличать их, если они согрешали (1Тим.1:3, 3:1-15, 5:17-22).
Кем был Тимофей? Какое служение он имел в церкви? Исследование некоторых мест Писания позволяет сделать вывод, что он также был апостолом, как и Павел, Варнава, Силуан (Сила) и некоторые другие братья. Все они не были из числа 12-и Апостолов, но они также были апостолами, посланниками Иисуса Христа, и посланниками церквей (2Кор.8:23). Они имели право основывать церкви, рукополагать пресвитеров, и иметь духовное попечение о церквах (Деян. 13:1-4, 14:14, Рим. 16:7, 2Кор.11:28, 1Тим.4:14, 2Тим.1:6, 1Фесс.1:1, 2:7).
Также мы видим из Писания, что Апостол Павел поручил Титу попечение о церквах на острове Крит. Одной из основных задач Тита было рукоположение пресвитеров/епископов (Тит.1:5-7, 2:15). То есть он имел подобные полномочия, как Тимофей в Ефесе, и как другие апостолы. Следовательно, можно предполагать, что он тоже был апостолом. Вполне вероятно, что служение Тимофея и Тита было своего рода продолжением служения Апостола Павла. Тимофей и Тит делали, по просьбе и наставлению Павла, то, что он сам не мог сделать из-за определённых обстоятельств, и его отсутствия в тех местах, где он оставил Тимофея и Тита.
Климент Римский, живший в конце 1-го в. н.э. (умер между 97-101 г. н.э.) писал об Апостолах, поставивших епископов и диаконов, в своём Первом Послании к Коринфянам. Из этого Послания мы можем увидеть, что епископы/пресвитеры были преемниками Апостольской власти в поместных церквах, где они совершали своё служение. Но вместе с тем, они не были преемниками положения и служения Апостолов.
После предательства и смерти Иуды, на его место был избран по жребию Матфий, чтобы число Апостолов было двенадцать. Но когда Апостолы из числа двенадцати начали умирать, на их место больше никто не избирался (Деян. 1:15-26, 12:1-4). У них было уникальное положение и служение в Церкви. После их смерти никто не может занять этого положения, или перенять их служение.
Хотя Павел, Варнава, и некоторые другие тоже назывались Апостолами, но их положение и служение отличалось от положения и служения Двенадцати Апостолов. После смерти Апостолов, именно епископы/пресвитеры/пастыри являлись законной, Богом установленной властью в поместных церквах:
Климента, 1-е Коринфянам, Глава XLII «Апостолы были посланы проповедывать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявши повеление, апостолы, совершенно убежденные чрез Воскресение Господа нашего Иисуса Христа и утвержденные в вере словом Божиим, с полнотой Духа Святого пошли благовествовать наступающее царство Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих».
Климента, 1-е Коринфянам, Глава XLIV «И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства. Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры, которые разрешились от тела после многоплодной и совершенной жизни: им нечего опасаться, чтобы кто мог свергнуть их с занимаемого ими места. Ибо мы видим, что вы некоторых, похвально провождающих жизнь, лишили служения безукоризненно ими проходимого».
Здесь нужно обратить внимание на то, что в понимании Климента епископ и пресвитер – это одно и то же лицо. Об этом же говорится и в других главах Первого Послания Климента к Коринфянам (главы XLVII, LIV, LVII). Из его послания следует, что Апостолы и их ученики поставляли (рукополагали) епископов/пресвитеров с согласия всей церкви. То есть, вероятнее всего, епископа/пресвитера избирались всей церковью, и утверждались в этом служении Апостолами или Апостольскими мужами (учениками Апостолов, или поставленными ими пресвитерами/епископами), после определённого времени испытания. Это также подтверждается в Дидахе, или Учении 12 Апостолов (написанное во второй половине 1-го века н.э.):
Дидахе, Глава 15 «Рукополагайте себе епископов и диаконов (ср. Фил.1:1), достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. Поэтому не презирайте их, ибо они — почтенные ваши наравне с пророками и учителями».
В конце 1-го, начале 2-го века н.э., ситуация в Церкви во многом изменилась. Братья, поставленные апостолами, или, позднее, их учениками для попечения о церквах в определённой местности и рукоположения пресвитеров, уже не назывались апостолами. Они стали называться епископами. Слово епископ перестало быть синонимом слова пресвитер. Фактически, епископами стали называть служителей, перенявших апостольскую власть рукополагать пресвитеров и диаконов, и совершающих попечение о церквах подобно тому, как это раньше делали Апостолы, только без их силы.
После смерти Апостолов и их учеников (которые часто также были апостолами), епископ рукополагался двумя или тремя другими епископами. Но епископ имел право один рукополагать пресвитеров и диаконов в поместных церквах, находившихся под его попечением. («Правила Святых Апостолов», Каноны 1 и 2). Такая структура в церкви, и такое положение в церкви основывалось не на Священном Писании, а на преданиях. Потому что, как было уже сказано выше, Новый Завет не делает абсолютно никакого различия между служением или званием пресвитера и епископа. По Новому Завету, словами «пресвитер», «епископ» и «пастырь» назывался один и то же служитель.
Со второго века и далее, Апостольское преемство считалось очень важным в рукоположении епископов, пресвитеров и диаконов. Каждый служитель должен был быть рукоположен епископом или епископами, которые получили своё рукоположение от других епископов, рукоположенных Апостолами или учениками Апостолов.
Апостольское преемство до сих пор считается очень важным в некоторых церквах. Но, смотря на сильное отступление в этих церквах от Божьей истины, которой учили Апостолы, аргумент их Апостольского преемства теряет всякую силу. Слова Христа, однажды сказанные первосвященникам и старейшинам Израиля, сегодня применимы и к руководителям этих традиционных церквей (Матфея 21:23-46). Первосвященники могли проследить свою родословную линию до Аарона. Сам Бог поставил Аарона и его сынов первосвященниками и священниками в Израиле. Но из-за отступления от Бога и отвержения Его Сына (Иисуса Христа), Иисус сказал им такие слова:
Матф.21:43 «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».
В протестантских церквах Апостольское преемство понимается, как максимальное приближение к учению и практике жизни Апостолов, и точное следование Священному Писанию во всех вопросах веры и жизни. Те церкви и служителя, которые так поступают, и являются настоящими преемниками, и современными учениками Апостолов и Господа Иисуса Христа. Мы уже говорили чуть выше, что Апостольское преемство было очень важным в рукоположении епископов, пресвитеров и диаконов, начиная с конца 1-го века, начала 2-го века н.э. и далее. Но, тем не менее, в Церкви признавалась и возможность личного избрания Богом какого-либо человека на служение:
Апостольские Постановления, Книга 8, 46 «Если же некоторые ссылаются на диакона нашего Филиппа и верующего брата Ананию, из коих тот крестил евнуха, а сей меня, Павла; то они не понимают, что мы говорим. Мы сказали, чтобы никто не похищал себе священнического достоинства сам, но или получал его от Бога, как Мелхиседек и Иов, или от первосвященника, как Аарон от Моисея; а Филипп и Анания не сами выбрали себя, но избраны Первосвященником Христом, несравнимым Богом». (Книга завершена ок. 380 г. н.э.)
Со временем структура церкви расширялась и усложнялась, всё далее уклоняясь от простоты во Христе (2Кор 11:3). В Церкви появились архиепископы, митрополиты, патриархи, иерархи, кардиналы, папы и т.д. Церковь превращалась в сложную иерархическую организацию, в которой люди власти получали ещё большую власть, а простые верующие всё больше ущемлялись и удалялись от служения.
Произошло нездоровое разделение верующих на «духовенство» и «мирян». Так, например, на Лаодикийском соборе (средина 4-го в. н.э.) простым верующим было запрещено брать любое участие в избрании пресвитеров. Епископы получили полную власть не только рукополагать, но и выбирать пресвитеров по своему усмотрению, без участия народа. Это было большое уклонение от Божьего образца Церкви.
Верующие больше не могли служить друг другу своими дарами, потому что всё в церквах делалось только «духовенством». Верующие стали простыми посетителями церковных собраний. Принцип, заложенный в Писании о том, что каждый верующий – служитель, но не каждый делает одно и то же дело, перестал действовать в Церкви. Он начал возрождаться в Европе только с пришествием протестантской Реформации.
Из изучения структуры Церкви в первом веке, и затем в последующие века, мы можем сделать один определённый вывод. Чтобы быть признанной Богом и эффективной в достижении Божьих целей, структура церкви должна соответствовать тому образцу и стандарту, который был установлен Иисусом Христом и Его Апостолами, и пророками в 1-м веке н.э.