Завет брака
Священное Писание учит нас, что брак – это больше, чем взаимное желание и согласие двух людей жить вместе. Брак – это завет.
Завет – это клятвенный договор между двумя сторонами, часто скреплённый, в древности, на основании жертвы и крови (Исход 24:6-8, Вт.29:9-15, Мт.26:26-28). Многие заветы были невозможны без смерти и жертвы (Пс.49:1-5, Евр. 9:15-20).
В древности при заключении завета люди разрубали жертвенных животных на две части, и каждая сторона, вступающая в завет, проходила между этими двумя частями разрубленных животных (Израильтяне во время Иеремии – Иер.34:18-20, Авраам и Господь – Быт.15:7-18).
Что это значило? Это значило, что вступающие в завет люди символически показывали, что они умирают для себя, и от этого момента живут для того, с кем они вступили в завет. Это значило готовность жертвовать своей жизнью ради того, с кем вступаешь в завет. Это также значило, что, нарушив завет, человек становится достойным смерти, как это разрубленное животное. Это значило принятие на себя обязательств завета, и полной ответственности за нарушение завета, если оно случиться.
При заключении брачного завета не приносились жертвы, и он заключался по-другому, чем заветы между Богом и людьми, или некоторые заветы между людьми, скреплённые на основании жертвы и крови. Но тем не менее, брак называется в Писании заветом. Что интересно, что когда брак заключается между двумя людьми, и девушка сохранила свою девственность, то в первую брачную ночь тоже проливается кровь, которая свидетельствует о её девственности и честности при вступлении в завет брака (Втор.22:13-21).
Брак является заветом. Вот почему грех прелюбодеяния, то есть нарушения брачного завета, всегда наказывался по Божьему закону смертью (Левит 20:10). Итак, давайте прочитаем те места Слова Божия, которые учат нас, что брак является особым заветом между мужчиной и женщиной, который заключается перед Богом, и на основании, данном Богом в Священном Писании:
Прит.2:16-17 «Дабы спасти тебя от ЖЕНЫ ДРУГОГО, от чужой, которая умягчает речи свои, которая ОСТАВИЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ЮНОСТИ СВОЕЙ И ЗАБЫЛА ЗАВЕТ БОГА СВОЕГО».
Мал.2:14 «Вы скажете: `за что?' За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как ОНА ПОДРУГА ТВОЯ И ЗАКОННАЯ ЖЕНА ТВОЯ». (Синодальный перевод)
Мал.2:14 «Вы скажете: "за что?" за то, что Иегова свидетель между тобою и между женою юности твоей; а ты неверен ей, тогда как ОНА ТВОЯ СУПРУГА И ЖЕНА ЗАВЕТА ТВОЕГО». (Перевод Макария)
Мал.2:14 «И вы сказали: Ради чего? потому что Господь засвидетельствовал по середине [между] тобой и по середине [между] женой юности твоей, которую ты оставил, а ОНА СООБЩНИК ТВОЙ И ЖЕНА ЗАВЕТА ТВОЕГО». (Подстрочный перевод Септуагинты)
Господь, описывая Свои отношения со Своим народом Израилем, описывает их как отношения брачного завета или союза, который заключался с клятвой. Это ещё раз подтверждает, что брак является заветом, то есть клятвенным договором или союзом между мужчиной и женщиной, который заключается навсегда, и требует постоянной, полной верности и преданности по отношению друг к другу:
Иез.16:8 «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; И ПОКЛЯЛСЯ ТЕБЕ И ВСТУПИЛ В СОЮЗ С ТОБОЮ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ БОГ, - И ТЫ СТАЛА МОЕЮ».
Ос.2:19-20 «И ОБРУЧУ ТЕБЯ МНЕ НАВЕК, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И ОБРУЧУ ТЕБЯ МНЕ В ВЕРНОСТИ, и ты познаешь Господа».
Ам.3:3 «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?»
Итак, брак является заветом, вступая в который мужчина и женщина берут на себя обязанности мужа и жены, обещают исполнять эти обязанности и быть верными друг другу до конца своей жизни. Вот почему прелюбодеяние, как мы уже сказали выше, является тяжёлым преступлением. Точно так же, развод не по причинам, данным в Библии, является тяжёлым преступлением пред Богом.
Развод – это нарушение завета, и является нарушением клятвы. Хотя верующие люди, последуя учению Иисуса Христа, обычно не используют слово «клятва», говоря о брачных обещаниях, но, согласно этого же учения, простое обещание Его последователей приравнивается по своей силе к клятве. Если мы сказали «да», то оно должно быть настоящим «да», настолько сильным и серьёзным, как будто мы сказали его с клятвой. Если мы не воспринимаем своего «да» настолько серьёзно, и думаем, что можем нарушить его, так как мы просто пообещали, а не сказали клятву – то это уже от лукавого:
Матф.5:33-37 «Еще слышали вы, что сказано древним: НЕ ПРЕСТУПАЙ КЛЯТВЫ, НО ИСПОЛНЯЙ ПРЕД ГОСПОДОМ КЛЯТВЫ ТВОИ. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. НО ДА БУДЕТ СЛОВО ВАШЕ: ДА, ДА; НЕТ, НЕТ; А ЧТО СВЕРХ ЭТОГО, ТО ОТ ЛУКАВОГО».
Кто может вступить в брачный завет?
Не являться близкими родственниками
Исследовав Священное Писание, мы можем совершенно ясно увидеть, что брак является заветом между одним мужчиной и одной женщиной. Но Писание также учит нас, что не каждый мужчина и не каждая женщина могут вступить друг с другом в брачный завет. Чтобы вступить в брачный завет мужчина и женщина должны иметь на это право по Божьему Закону и Божьему Слову.
Во-первых, они не должны быть близкими родственниками. В книге Левит 18:6-18 перечислены близкие родственники, с которыми нельзя вступать в брак и иметь любые интимные отношения. Если люди вступают в такие браки, они поступают против Божьей воли, и очень часто дети в таких браках рождаются с физическими и умственными недостатками. В перечисление близких родственников включены: отец, мать, жена отца, сестра, сводная сестра, тетка, невестка, и также некоторые другие. Итак, во-первых, право на брак между собой имеют только те, кто не являются близкими родственниками, или по крови, или по закону.
Иметь одинаковую веру и похожие понятия
Во-вторых, христианин или христианка имеют право на брак только с кем-то своего понимания, кто также является христианином или христианкой. Для христианина или христианки брак с неверующими никогда не является волей Божьей. Такой брак всегда будет против Божьей воли, будет проблемным, и он не может быть благословен Богом:
1Кор.7:39 «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, СВОБОДНА ВЫЙТИ, ЗА КОГО ХОЧЕТ, ТОЛЬКО В ГОСПОДЕ».
2Кор.6:14-18 «НЕ ПРЕКЛОНЯЙТЕСЬ ПОД ЧУЖОЕ ЯРМО С НЕВЕРНЫМИ, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».
Бог прямо запрещал Своему народу Израилю брачные союзы с представителями других народов, которые служили идолам. Брак с представителем другого народа был возможен только тогда, когда он, или она оставляли свой народ и своих богов, и присоединялись к обществу Израильскому, взяв на себя все обязательства Завета:
Исх.34:15-16 «Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; и не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих».
Втор.7:3-4 «И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя».
Если брак с неверующим всегда является против Божьей воли, то, как насчёт брака с верующим из другой деноминации, или с другими понятиями? Божья воля в создании брака заключается в достижении полного единства между мужем и женой. Это единство должно быть, прежде всего, духовным, а также душевным и физическим.
Когда двое молодых людей являются христианами, но имеют различные понятия по многим или даже только по некоторым вопросам, это не будет помогать и способствовать их единству. Это всегда будет проблемой в семье, если, конечно, кто-то не перейдёт полностью на сторону другого, и не поменяет своих понятий. Но обычно, после заключения брака, это происходит весьма редко, и семья продолжает жить с проблемой разногласия в понятиях. Эта проблема затем начинает влиять на детей, которые не видят единства в своих родителях, и не знают, кому из них верить. Иногда дети в таких семьях вообще теряют веру и уходят в мир.
Когда Господь давал Закон Своему народу Израилю, Он не только запретил браки с представителями других народов. В некоторых случаях брак нельзя было заключать и с представителями своего народа, принадлежащими к другому племени или колену. Конечно, тогда это делалось не на основании различия понятий, а для того, чтобы земельный удел одного колена не переходил к другому колену. Но в этом заложен некий важный принцип. Если даже другой человек является христианином или христианкой, брак с ними может не одобряться Богом, и не принести желаемого единства, если они имеют другие понятия и верования в некоторых вопросах:
Чис.36:6 «Вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, ТОЛЬКО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЖЕНАМИ В ПЛЕМЕНИ КОЛЕНА ОТЦА СВОЕГО».
До сих пор мы говорили о том, кто может вступить в брачный союз. Мы увидели из Священного Писания, что в брачный союз могут вступить люди, которые, во-первых, не являются близкими родственниками. Во-вторых, христиане должны вступать в брачный завет только с христианами своего понимания. Брак с неверующими однозначно запрещается Богом, а брак с христианами другого понимания может иметь много проблем, которые особенно негативно отразятся на детях.
Быть всесторонне готовыми вступить в завет брака
А теперь мы поговорим о третьем необходимом и важном условии для вступления в брак. В-третьих, люди, желающие вступить в брак должны быть готовы к браку и к принятию на себя всех обязательств брачного завета. Они должны быть готовы к браку по возрасту, физически, психически, по состоянию своего здоровья, и по финансовому положению. Каждая сторона должна быть полностью готова, и способна принять и исполнять свою часть обязательств брачного завета.
Мужчина должен быть готовым и способным исполнять свои обязанности в браке, как муж и отец. Женщина также должна быть готовой и способной исполнять свою часть обязанностей в браке, как жена и мать. Без этого успешный брак невозможен. Об этих обязанностях мы поговорим более подробно далее в этой теме.
Обручение
Первой ступенью в процессе вступления в брачный завет является обручение. Обручение – это предварительный договор о заключении брака. При обручении молодой человек и девушка официально заявляют о своём решении вступить в брак, а родители жениха и невесты окончательно соглашаются на брак их детей. Примером обручения в Библии может служить история Самсона, записанная в 14-й главе книги Судей (Суд.14:1-10). Из этой истории можно увидеть, что Самсон попросил своих родителей пойти с ним к женщине, которая ему понравилась, для того, чтобы договориться о браке с ней и её родителями. Они пошли и договорились, а затем, через несколько дней Самсон сделал брачный пир.
По Закону Божьему обручение является не просто договором о браке, который можно легко разорвать. Наоборот, обручение имеет законную силу, и является основанием для брачного завета. Обрученные, по Божьему Закону, начинают официально считаться мужем и женой, и принадлежат один другому, хотя жить вместе, как муж и жена, включая интимную жизнь, они могут только после сочетания, при котором они вступают в брачный завет. Например, Иосиф и Мария были обручены, но не жили вместе интимной жизнью, потому что это было бы преступлением и блудом. Они начали жить интимной жизнью, как муж и жена, только после сочетания, и после рождения Иисуса Христа от Марии:
Матф.1:18-21 «Рождество Иисуса Христа было так: ПО ОБРУЧЕНИИ МАТЕРИ ЕГО МАРИИ С ИОСИФОМ, ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ СОЧЕТАЛИСЬ ОНИ, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, ЖЕНУ ТВОЮ, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Матф.1:24-25 «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, И ПРИНЯЛ ЖЕНУ СВОЮ, И НЕ ЗНАЛ ЕЕ. [КАК] НАКОНЕЦ ОНА РОДИЛА СЫНА СВОЕГО ПЕРВЕНЦА, и он нарек Ему имя: Иисус».
Неверность во время обручения считается уже не блудом, а более тяжёлым преступлением – прелюбодеянием, и наказывалась по Закону Божьему смертью:
Втор.22:23-27 «ЕСЛИ БУДЕТ МОЛОДАЯ ДЕВИЦА ОБРУЧЕНА МУЖУ, И КТО-НИБУДЬ ВСТРЕТИТСЯ С НЕЮ В ГОРОДЕ И ЛЯЖЕТ С НЕЮ, ТО ОБОИХ ИХ ПРИВЕДИТЕ К ВОРОТАМ ТОГО ГОРОДА, И ПОБЕЙТЕ ИХ КАМНЯМИ ДО СМЕРТИ: отроковицу за то, что она не кричала в городе, А МУЖЧИНУ ЗА ТО, ЧТО ОН ОПОРОЧИЛ ЖЕНУ БЛИЖНЕГО СВОЕГО; и так истреби зло из среды себя. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее».
Сочетание
Следующим, после обручения, этапом вступления в брак является сочетание, при котором заключается брачный завет, а жених и невеста объявляются мужем и женой, и получают право жить вместе, как муж и жена. В Библии не описана определённая точная церемония, как должен заключаться брачный завет, но из многих мест Писания можно составить определённую картину, как это должно совершаться.
1) Во-первых, люди, вступающие в брак, должны иметь право на брак по Божьему Закону, то есть они не должны быть близкими родственниками (Лев.18:6-18).
2) Во-вторых, христиане должны вступать в брак только с кем-то, также являющимся христианином, и имеющим одинаковые или похожие понятия по всем вопросам христианской веры и жизни (1Кор.7:39, 2Кор.6:14-18).
3) В-третьих, люди, вступающие в брак должны быть всесторонне готовы к этому. Они должны быть готовыми и способными, чтобы взять на себя все обязательства брачного завета и верно исполнять их. Обо всём этом мы говорили более подробно чуть выше (Иез.16:7-10, Еф.5:22-33).
4) В-четвёртых, они должны быть предварительно обручены, и иметь соглашение родителей с обеих сторон (Суд.14:1-7).
5) В-пятых, они должны в день сочетания, то есть, в день заключения брачного завета, сказать свои обещания верности друг другу, и согласиться исполнять свои обязанности в брачном завете перед свидетелями в том обществе, в котором они живут. Свидетелями этого брачного завета и представителями их общества являются родители, родственники, церковь и её служители, друзья, соседи, сотрудники по работе. Самым главным свидетелем заключения этого брачного завета является Господь (Иез.16:8, Мал.2:13-14).
Для того, чтобы брак признавался действительным по законам государства, и был официально скреплён, жених и невеста должны подписать официальный документ, подтверждающий их вступление в брак. Также, этот документ обычно подписывается человеком, проводящим брачную церемонию, и свидетелями. В разных странах этот документ может называться по-разному: брачный договор, свидетельство о браке, разрешение на брак и т.д.
Христиане, вступающие в брачный завет пред Богом, должны также следовать законам своей страны о регистрации брака, для того, чтобы их брак был действительным и признавался не только пред Богом и обществом, в котором они живут, но и перед государством (Рим.13:1-7). Это поможет семье избежать многих легальных проблем в будущем, и послужит скреплению их брачного союза. Книга Товита говорит нам о таком документе, подтверждающем заключение брака:
Тов.7:12-13 «И призвал Сарру, дочь свою, и, взяв руку ее, ОТДАЛ ЕЕ ТОВИИ В ЖЕНУ и сказал: вот, по закону Моисееву, возьми ее и веди к отцу твоему. И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ. И призвал Едну, жену свою, И, ВЗЯВ СВИТОК, НАПИСАЛ ДОГОВОР И ЗАПЕЧАТАЛ».
6) В-шестых, при заключении христианского брака родители и пресвитеры (старейшины) церкви молятся за молодожёнов и благословляют их на последующую семейную жизнь. А также дают им наставления, как правильно жить в браке. Мы тоже можем увидеть это как из вышеприведённых стихов из книги Товита, так и из других мест Писания (Быт.28:1-4, Товит 10:10-12, Руфь 4:9-13).
Согласно Священному Писанию, и словам Иисуса Христа, сочетают двух людей в завете брака не родители и не пресвитеры, а сочетает их Господь Бог (Матф.19:6, Мр.10:9). Родители и пресвитеры могут дать вступающим в брак молодожёнам наставления, как правильно жить в семье, помолиться за них и благословить их, а также объявить их мужем и женой пред свидетелями и обществом, но само сочетание производит Бог. Молодожёны также молятся о своём благословении на последующую жизнь (Тов.8:4-8).
7) В-седьмых, после заключения завета брака обычно наступает время брачного пира, на котором празднуется заключение этого завета и создание новой семьи. В древности брачный пир часто длился семь, а иногда даже четырнадцать дней. Примечательно, что Своё первое чудо Иисус сделал именно на брачном пире (Быт.29:21-23, Суд. 14:8-10, Тов.8:19-21, Песн.2:4, 3:11, Ин.2:1-11).
Священное Писание учит нас, что брак – это больше, чем взаимное желание и согласие двух людей жить вместе. Брак – это завет.
Завет – это клятвенный договор между двумя сторонами, часто скреплённый, в древности, на основании жертвы и крови (Исход 24:6-8, Вт.29:9-15, Мт.26:26-28). Многие заветы были невозможны без смерти и жертвы (Пс.49:1-5, Евр. 9:15-20).
В древности при заключении завета люди разрубали жертвенных животных на две части, и каждая сторона, вступающая в завет, проходила между этими двумя частями разрубленных животных (Израильтяне во время Иеремии – Иер.34:18-20, Авраам и Господь – Быт.15:7-18).
Что это значило? Это значило, что вступающие в завет люди символически показывали, что они умирают для себя, и от этого момента живут для того, с кем они вступили в завет. Это значило готовность жертвовать своей жизнью ради того, с кем вступаешь в завет. Это также значило, что, нарушив завет, человек становится достойным смерти, как это разрубленное животное. Это значило принятие на себя обязательств завета, и полной ответственности за нарушение завета, если оно случиться.
При заключении брачного завета не приносились жертвы, и он заключался по-другому, чем заветы между Богом и людьми, или некоторые заветы между людьми, скреплённые на основании жертвы и крови. Но тем не менее, брак называется в Писании заветом. Что интересно, что когда брак заключается между двумя людьми, и девушка сохранила свою девственность, то в первую брачную ночь тоже проливается кровь, которая свидетельствует о её девственности и честности при вступлении в завет брака (Втор.22:13-21).
Брак является заветом. Вот почему грех прелюбодеяния, то есть нарушения брачного завета, всегда наказывался по Божьему закону смертью (Левит 20:10). Итак, давайте прочитаем те места Слова Божия, которые учат нас, что брак является особым заветом между мужчиной и женщиной, который заключается перед Богом, и на основании, данном Богом в Священном Писании:
Прит.2:16-17 «Дабы спасти тебя от ЖЕНЫ ДРУГОГО, от чужой, которая умягчает речи свои, которая ОСТАВИЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ЮНОСТИ СВОЕЙ И ЗАБЫЛА ЗАВЕТ БОГА СВОЕГО».
Мал.2:14 «Вы скажете: `за что?' За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как ОНА ПОДРУГА ТВОЯ И ЗАКОННАЯ ЖЕНА ТВОЯ». (Синодальный перевод)
Мал.2:14 «Вы скажете: "за что?" за то, что Иегова свидетель между тобою и между женою юности твоей; а ты неверен ей, тогда как ОНА ТВОЯ СУПРУГА И ЖЕНА ЗАВЕТА ТВОЕГО». (Перевод Макария)
Мал.2:14 «И вы сказали: Ради чего? потому что Господь засвидетельствовал по середине [между] тобой и по середине [между] женой юности твоей, которую ты оставил, а ОНА СООБЩНИК ТВОЙ И ЖЕНА ЗАВЕТА ТВОЕГО». (Подстрочный перевод Септуагинты)
Господь, описывая Свои отношения со Своим народом Израилем, описывает их как отношения брачного завета или союза, который заключался с клятвой. Это ещё раз подтверждает, что брак является заветом, то есть клятвенным договором или союзом между мужчиной и женщиной, который заключается навсегда, и требует постоянной, полной верности и преданности по отношению друг к другу:
Иез.16:8 «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; И ПОКЛЯЛСЯ ТЕБЕ И ВСТУПИЛ В СОЮЗ С ТОБОЮ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ БОГ, - И ТЫ СТАЛА МОЕЮ».
Ос.2:19-20 «И ОБРУЧУ ТЕБЯ МНЕ НАВЕК, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И ОБРУЧУ ТЕБЯ МНЕ В ВЕРНОСТИ, и ты познаешь Господа».
Ам.3:3 «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?»
Итак, брак является заветом, вступая в который мужчина и женщина берут на себя обязанности мужа и жены, обещают исполнять эти обязанности и быть верными друг другу до конца своей жизни. Вот почему прелюбодеяние, как мы уже сказали выше, является тяжёлым преступлением. Точно так же, развод не по причинам, данным в Библии, является тяжёлым преступлением пред Богом.
Развод – это нарушение завета, и является нарушением клятвы. Хотя верующие люди, последуя учению Иисуса Христа, обычно не используют слово «клятва», говоря о брачных обещаниях, но, согласно этого же учения, простое обещание Его последователей приравнивается по своей силе к клятве. Если мы сказали «да», то оно должно быть настоящим «да», настолько сильным и серьёзным, как будто мы сказали его с клятвой. Если мы не воспринимаем своего «да» настолько серьёзно, и думаем, что можем нарушить его, так как мы просто пообещали, а не сказали клятву – то это уже от лукавого:
Матф.5:33-37 «Еще слышали вы, что сказано древним: НЕ ПРЕСТУПАЙ КЛЯТВЫ, НО ИСПОЛНЯЙ ПРЕД ГОСПОДОМ КЛЯТВЫ ТВОИ. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. НО ДА БУДЕТ СЛОВО ВАШЕ: ДА, ДА; НЕТ, НЕТ; А ЧТО СВЕРХ ЭТОГО, ТО ОТ ЛУКАВОГО».
Кто может вступить в брачный завет?
Не являться близкими родственниками
Исследовав Священное Писание, мы можем совершенно ясно увидеть, что брак является заветом между одним мужчиной и одной женщиной. Но Писание также учит нас, что не каждый мужчина и не каждая женщина могут вступить друг с другом в брачный завет. Чтобы вступить в брачный завет мужчина и женщина должны иметь на это право по Божьему Закону и Божьему Слову.
Во-первых, они не должны быть близкими родственниками. В книге Левит 18:6-18 перечислены близкие родственники, с которыми нельзя вступать в брак и иметь любые интимные отношения. Если люди вступают в такие браки, они поступают против Божьей воли, и очень часто дети в таких браках рождаются с физическими и умственными недостатками. В перечисление близких родственников включены: отец, мать, жена отца, сестра, сводная сестра, тетка, невестка, и также некоторые другие. Итак, во-первых, право на брак между собой имеют только те, кто не являются близкими родственниками, или по крови, или по закону.
Иметь одинаковую веру и похожие понятия
Во-вторых, христианин или христианка имеют право на брак только с кем-то своего понимания, кто также является христианином или христианкой. Для христианина или христианки брак с неверующими никогда не является волей Божьей. Такой брак всегда будет против Божьей воли, будет проблемным, и он не может быть благословен Богом:
1Кор.7:39 «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, СВОБОДНА ВЫЙТИ, ЗА КОГО ХОЧЕТ, ТОЛЬКО В ГОСПОДЕ».
2Кор.6:14-18 «НЕ ПРЕКЛОНЯЙТЕСЬ ПОД ЧУЖОЕ ЯРМО С НЕВЕРНЫМИ, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».
Бог прямо запрещал Своему народу Израилю брачные союзы с представителями других народов, которые служили идолам. Брак с представителем другого народа был возможен только тогда, когда он, или она оставляли свой народ и своих богов, и присоединялись к обществу Израильскому, взяв на себя все обязательства Завета:
Исх.34:15-16 «Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; и не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих».
Втор.7:3-4 «И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя».
Если брак с неверующим всегда является против Божьей воли, то, как насчёт брака с верующим из другой деноминации, или с другими понятиями? Божья воля в создании брака заключается в достижении полного единства между мужем и женой. Это единство должно быть, прежде всего, духовным, а также душевным и физическим.
Когда двое молодых людей являются христианами, но имеют различные понятия по многим или даже только по некоторым вопросам, это не будет помогать и способствовать их единству. Это всегда будет проблемой в семье, если, конечно, кто-то не перейдёт полностью на сторону другого, и не поменяет своих понятий. Но обычно, после заключения брака, это происходит весьма редко, и семья продолжает жить с проблемой разногласия в понятиях. Эта проблема затем начинает влиять на детей, которые не видят единства в своих родителях, и не знают, кому из них верить. Иногда дети в таких семьях вообще теряют веру и уходят в мир.
Когда Господь давал Закон Своему народу Израилю, Он не только запретил браки с представителями других народов. В некоторых случаях брак нельзя было заключать и с представителями своего народа, принадлежащими к другому племени или колену. Конечно, тогда это делалось не на основании различия понятий, а для того, чтобы земельный удел одного колена не переходил к другому колену. Но в этом заложен некий важный принцип. Если даже другой человек является христианином или христианкой, брак с ними может не одобряться Богом, и не принести желаемого единства, если они имеют другие понятия и верования в некоторых вопросах:
Чис.36:6 «Вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, ТОЛЬКО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЖЕНАМИ В ПЛЕМЕНИ КОЛЕНА ОТЦА СВОЕГО».
До сих пор мы говорили о том, кто может вступить в брачный союз. Мы увидели из Священного Писания, что в брачный союз могут вступить люди, которые, во-первых, не являются близкими родственниками. Во-вторых, христиане должны вступать в брачный завет только с христианами своего понимания. Брак с неверующими однозначно запрещается Богом, а брак с христианами другого понимания может иметь много проблем, которые особенно негативно отразятся на детях.
Быть всесторонне готовыми вступить в завет брака
А теперь мы поговорим о третьем необходимом и важном условии для вступления в брак. В-третьих, люди, желающие вступить в брак должны быть готовы к браку и к принятию на себя всех обязательств брачного завета. Они должны быть готовы к браку по возрасту, физически, психически, по состоянию своего здоровья, и по финансовому положению. Каждая сторона должна быть полностью готова, и способна принять и исполнять свою часть обязательств брачного завета.
Мужчина должен быть готовым и способным исполнять свои обязанности в браке, как муж и отец. Женщина также должна быть готовой и способной исполнять свою часть обязанностей в браке, как жена и мать. Без этого успешный брак невозможен. Об этих обязанностях мы поговорим более подробно далее в этой теме.
Обручение
Первой ступенью в процессе вступления в брачный завет является обручение. Обручение – это предварительный договор о заключении брака. При обручении молодой человек и девушка официально заявляют о своём решении вступить в брак, а родители жениха и невесты окончательно соглашаются на брак их детей. Примером обручения в Библии может служить история Самсона, записанная в 14-й главе книги Судей (Суд.14:1-10). Из этой истории можно увидеть, что Самсон попросил своих родителей пойти с ним к женщине, которая ему понравилась, для того, чтобы договориться о браке с ней и её родителями. Они пошли и договорились, а затем, через несколько дней Самсон сделал брачный пир.
По Закону Божьему обручение является не просто договором о браке, который можно легко разорвать. Наоборот, обручение имеет законную силу, и является основанием для брачного завета. Обрученные, по Божьему Закону, начинают официально считаться мужем и женой, и принадлежат один другому, хотя жить вместе, как муж и жена, включая интимную жизнь, они могут только после сочетания, при котором они вступают в брачный завет. Например, Иосиф и Мария были обручены, но не жили вместе интимной жизнью, потому что это было бы преступлением и блудом. Они начали жить интимной жизнью, как муж и жена, только после сочетания, и после рождения Иисуса Христа от Марии:
Матф.1:18-21 «Рождество Иисуса Христа было так: ПО ОБРУЧЕНИИ МАТЕРИ ЕГО МАРИИ С ИОСИФОМ, ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ СОЧЕТАЛИСЬ ОНИ, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, ЖЕНУ ТВОЮ, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Матф.1:24-25 «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, И ПРИНЯЛ ЖЕНУ СВОЮ, И НЕ ЗНАЛ ЕЕ. [КАК] НАКОНЕЦ ОНА РОДИЛА СЫНА СВОЕГО ПЕРВЕНЦА, и он нарек Ему имя: Иисус».
Неверность во время обручения считается уже не блудом, а более тяжёлым преступлением – прелюбодеянием, и наказывалась по Закону Божьему смертью:
Втор.22:23-27 «ЕСЛИ БУДЕТ МОЛОДАЯ ДЕВИЦА ОБРУЧЕНА МУЖУ, И КТО-НИБУДЬ ВСТРЕТИТСЯ С НЕЮ В ГОРОДЕ И ЛЯЖЕТ С НЕЮ, ТО ОБОИХ ИХ ПРИВЕДИТЕ К ВОРОТАМ ТОГО ГОРОДА, И ПОБЕЙТЕ ИХ КАМНЯМИ ДО СМЕРТИ: отроковицу за то, что она не кричала в городе, А МУЖЧИНУ ЗА ТО, ЧТО ОН ОПОРОЧИЛ ЖЕНУ БЛИЖНЕГО СВОЕГО; и так истреби зло из среды себя. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее».
Сочетание
Следующим, после обручения, этапом вступления в брак является сочетание, при котором заключается брачный завет, а жених и невеста объявляются мужем и женой, и получают право жить вместе, как муж и жена. В Библии не описана определённая точная церемония, как должен заключаться брачный завет, но из многих мест Писания можно составить определённую картину, как это должно совершаться.
1) Во-первых, люди, вступающие в брак, должны иметь право на брак по Божьему Закону, то есть они не должны быть близкими родственниками (Лев.18:6-18).
2) Во-вторых, христиане должны вступать в брак только с кем-то, также являющимся христианином, и имеющим одинаковые или похожие понятия по всем вопросам христианской веры и жизни (1Кор.7:39, 2Кор.6:14-18).
3) В-третьих, люди, вступающие в брак должны быть всесторонне готовы к этому. Они должны быть готовыми и способными, чтобы взять на себя все обязательства брачного завета и верно исполнять их. Обо всём этом мы говорили более подробно чуть выше (Иез.16:7-10, Еф.5:22-33).
4) В-четвёртых, они должны быть предварительно обручены, и иметь соглашение родителей с обеих сторон (Суд.14:1-7).
5) В-пятых, они должны в день сочетания, то есть, в день заключения брачного завета, сказать свои обещания верности друг другу, и согласиться исполнять свои обязанности в брачном завете перед свидетелями в том обществе, в котором они живут. Свидетелями этого брачного завета и представителями их общества являются родители, родственники, церковь и её служители, друзья, соседи, сотрудники по работе. Самым главным свидетелем заключения этого брачного завета является Господь (Иез.16:8, Мал.2:13-14).
Для того, чтобы брак признавался действительным по законам государства, и был официально скреплён, жених и невеста должны подписать официальный документ, подтверждающий их вступление в брак. Также, этот документ обычно подписывается человеком, проводящим брачную церемонию, и свидетелями. В разных странах этот документ может называться по-разному: брачный договор, свидетельство о браке, разрешение на брак и т.д.
Христиане, вступающие в брачный завет пред Богом, должны также следовать законам своей страны о регистрации брака, для того, чтобы их брак был действительным и признавался не только пред Богом и обществом, в котором они живут, но и перед государством (Рим.13:1-7). Это поможет семье избежать многих легальных проблем в будущем, и послужит скреплению их брачного союза. Книга Товита говорит нам о таком документе, подтверждающем заключение брака:
Тов.7:12-13 «И призвал Сарру, дочь свою, и, взяв руку ее, ОТДАЛ ЕЕ ТОВИИ В ЖЕНУ и сказал: вот, по закону Моисееву, возьми ее и веди к отцу твоему. И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ. И призвал Едну, жену свою, И, ВЗЯВ СВИТОК, НАПИСАЛ ДОГОВОР И ЗАПЕЧАТАЛ».
6) В-шестых, при заключении христианского брака родители и пресвитеры (старейшины) церкви молятся за молодожёнов и благословляют их на последующую семейную жизнь. А также дают им наставления, как правильно жить в браке. Мы тоже можем увидеть это как из вышеприведённых стихов из книги Товита, так и из других мест Писания (Быт.28:1-4, Товит 10:10-12, Руфь 4:9-13).
Согласно Священному Писанию, и словам Иисуса Христа, сочетают двух людей в завете брака не родители и не пресвитеры, а сочетает их Господь Бог (Матф.19:6, Мр.10:9). Родители и пресвитеры могут дать вступающим в брак молодожёнам наставления, как правильно жить в семье, помолиться за них и благословить их, а также объявить их мужем и женой пред свидетелями и обществом, но само сочетание производит Бог. Молодожёны также молятся о своём благословении на последующую жизнь (Тов.8:4-8).
7) В-седьмых, после заключения завета брака обычно наступает время брачного пира, на котором празднуется заключение этого завета и создание новой семьи. В древности брачный пир часто длился семь, а иногда даже четырнадцать дней. Примечательно, что Своё первое чудо Иисус сделал именно на брачном пире (Быт.29:21-23, Суд. 14:8-10, Тов.8:19-21, Песн.2:4, 3:11, Ин.2:1-11).