Для чего Иисус пришёл на землю?
Для чего Иисус Христос пришёл на землю? Когда Он должен был родиться, Ангел Господень сказал Иосифу такие слова:
Матфея 1:21 «Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их».
Но была ещё одна цель, с которой на землю пришёл Иисус Христос. Он говорил об этой второй цели Своего пришествия такие слова:
Матфея 5:17-18 «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё».
Итак, Иисус пришёл, чтобы исполнить то, что Бог говорил в Законе и Пророках (Ветхом Завете). Он совершенно исполнил Божий Закон и все заповеди, записанные в нём. И Он также исполнил все пророчества, записанные в Законе и Пророках о Нём и Его первом пришествии на землю.
Воля Иисуса Христа для Его учеников
После того, как Иисус Христос сказал Своим ученикам о цели Своего пришествия на землю, Он продолжил говорить и сказал следующие слова:
Матфея 5:19 «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном».
Следовательно, по учению Иисуса Христа, мы должны исполнять заповеди Божьи и учить им других. Мы должны последовать Иисусу Христу в этом:
Иоан.12:26 «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой».
Как наследовать жизнь вечную?
Далее в Евангелии от Матфея, 19-й главе записана одна история, которая учит нас о важности соблюдения Божиих заповедей для того, чтобы наследовать жизнь вечную:
Матфея 19:16-21 «И вот, некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
Чтобы войти в жизнь вечную, нужно соблюдать заповеди Божьи, повиноваться словам Иисуса Христа и следовать за Ним. Один из отличительных признаков народа Божьего, святых людей – это то, что они соблюдают заповеди Божии:
Откровение 14:12 «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса».
Наибольшая заповедь
Какие заповеди являются самыми важными для исполнения в нашей жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к ещё одной истории из жизни Иисуса Христа, записанной в Евангелии от Марка:
Марка 12:28-34 «Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот, первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; иной большей сих заповеди нет.
Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его».
Наша любовь к Иисусу Христу
Любим ли мы Бога? Любим ли мы Иисуса Христа? Это легко проверить. Наша любовь к Богу проявляется в соблюдении Его заповедей. Наша любовь к Иисусу Христу проявляется в соблюдении Его заповедей.
1Иоанна 5:3 «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки».
Ин.14:15, 21, 23-24 «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца».
Заповеди Божьи и заповеди Иисуса Христа – одинаковы. Иисус сказал что то, чему Он учил, не есть Его слова, а слова Бога Отца, который послал Его в мир. Самая важная заповедь, которую дал нам Иисус – это заповедь любить друг друга, как Он возлюбил нас:
Иоанна 13:34-35 «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Важность соблюдения Божьих заповедей
Давайте теперь прочитаем, как Апостол Павел писал о заповедях Божиих, и о важности их исполнения в нашей жизни:
1Коринфянам 7:19 «Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё – в соблюдении заповедей Божиих».
То есть внешний признак принадлежности к Израилю (обрезание) не имеет значения для спасения, но что действительно важно – это соблюдение Божьих заповедей. Что-то подобное записано и в книге Екклесиаста. Возможно, Апостол Павел ссылался именно на это место, когда писал о важности соблюдения Божьих заповедей в нашей жизни:
Екклесиаст 12:13 «Выслушаем сущность всего: бойся Бога, и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека».
Важность соблюдения Десяти Заповедей
Мы видим в Писании, что заповеди любви к Богу и ближнему являются самыми важными. Мы также могли увидеть, что любовь к Богу – это не просто возвышенное абстрактное чувство. Любовь к Богу – это соблюдение Его заповедей. Десять Заповедей (Исход 20:2-17) являются самыми важными заповедями Божиими, объясняющими, что значит, любить Бога и любить ближнего. Большинство христиан согласны с тем, что нужно соблюдать девять из десяти заповедей, но не согласны с тем, что христианам также следует соблюдать четвёртую заповедь. Почему мы верим, что нужно соблюдать все 10 заповедей, включая заповедь помнить день субботний, чтобы святить его (Исх.20:8-11)?
1) Эдемское установление
Уже с первых страниц Библии мы видим, что Бог благословил и освятил седьмой день – субботу, и Он сделал это навсегда:
Быт.2:2-3 «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. 3И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Когда Бог почил в седьмой день, субботу, а также благословил и освятил его, на земле было только два человека – Адам и его жена Ева. От них произошли все люди, живущие на земле. Тогда ещё не было разделения на евреев и язычников, не было народа Израиля или других народов. Адам и Ева были в то время ещё в раю. Они стали родоначальниками всего человечества. Они знали, что Бог благословил и освятил седьмой день – субботу, и передавали это знание своим детям.
2) Благословение навеки
Нигде в Священном Писании, не написано, что Бог забрал своё благословение или святость от седьмого дня, субботы. И нигде не написано, что Он перенёс это благословение или святость на какой-либо другой день. Писание ясно утверждает, что когда Бог даёт чему-то или кому-то Своё безусловное благословение, Он даёт его навсегда. Это непреложно, и не отменимо. Бог благословил и освятил седьмой день, день субботний, и он остаётся благословенным и освящённым до настоящего времени, и будет продолжать оставаться таким.
2Цар.7:28-29 «Итак, Господи мой, Господи! ТЫ БОГ, И СЛОВА ТВОИ НЕПРЕЛОЖНЫ, и Ты возвестил рабу Твоему такое благо! И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицем Твоим, ибо Ты, Господи мой, Господи, возвестил это, И БЛАГОСЛОВЕНИЕМ ТВОИМ СОДЕЛАЕТСЯ ДОМ РАБА ТВОЕГО БЛАГОСЛОВЕННЫМ ВО ВЕКИ».
Рим.11:29 «Ибо дары и призвание Божие непреложны».
3) Заповедь применима к пришельцам неевреям
Когда Бог даровал Израилю заповедь о субботе, Он сказал в этой заповеди, кто её должен соблюдать. Среди этого перечисления упоминается «пришлец, который в жилищах твоих» (Исход 20:10). Пришлец – это нееврей, человек, не принадлежащий к народу Израиля, но который пришёл, чтобы жить в земле Израиля, среди еврейского народа. Он тоже не должен был делать в субботу никакого дела. Он также должен был соблюдать субботу.
4) Суббота – день поклонения Богу для всякой плоти
Пророк Исаия, говоря о соблюдении субботы, упоминает иноплеменников, то есть неевреев, которые получат благословение за соблюдение субботы (Исаия 56 глава). Далее, он пророчествовал о времени, когда всякая плоть, то есть все люди, евреи и неевреи, будут приходить из месяца в месяц, из субботы в субботу на поклонение пред лицо Господа (Исаия 66 глава):
Ис.56:6-7 «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов».
Ис.66:22-23 «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. ТОГДА ИЗ МЕСЯЦА В МЕСЯЦ И ИЗ СУББОТЫ В СУББОТУ БУДЕТ ПРИХОДИТЬ ВСЯКАЯ ПЛОТЬ ПРЕД ЛИЦЕ МОЕ НА ПОКЛОНЕНИЕ, говорит Господь».
5) Иисус учил: «Суббота для человека»
Иисус Христос учил, что суббота дана для человека. Он не говорил, что она дана только для евреев или только для Израиля. Иисус говорил, что она дана для человека, то есть для каждого, кто считает себя человеком. Ведь, как мы уже рассматривали выше, Бог благословил и освятил седьмой день, когда ещё не было евреев и неевреев. На земле были только Адам и Ева, от которых потом произошли все люди. Даровав субботу для Адама и Евы, как благословенный и святой день, Бог в их лице даровал её для всех их потомков, для всех людей на земле. Итак, давайте прочитаем, как учил о субботе Иисус Христос:
Мар.2:27 «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы».
Суббота – это прекрасный Божий подарок для человека. Господь подарил её для всех людей, всего человечества, ещё в Эдемском саду, до согрешения Адама и Евы. В её соблюдении для человека сокрыты большие благословения, как физические, так и духовные. Мудро поступает каждый человек, который не отвергает этот подарок Божий, а с радостью принимает его, называя субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым. Таким людям Господь приготовил особые благословения (Ис.58:13-14).
6) Апостольское решение
Когда Апостолы принимали решение об уверовавших из язычников, они решили написать им несколько первоначальных основных требований, которые те должны были соблюдать. И сразу же после этого списка идут слова о субботе и синагогах. Вероятно, от уверовавших язычников ожидалось, что они будут посещать синагоги по субботам, чтобы слушать Закон Божий, который регулярно читался там, и продолжать изучать волю Божью и заповеди Божьи. В то время мало кто мог позволить себе иметь личные свитки Священных Писаний. Поэтому для многих людей единственным местом, где они могли услышать то, написано в Библии, была синагога. Уверовавшие из язычников были участниками субботних служений в синагогах, и, таким образом, причастниками соблюдения субботы вместе с Израилем:
Деян.15:19-21 «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу».
7) У первых христиан не было другого святого дня, кроме субботы
В первом веке н.э. у христиан не было другого еженедельного святого дня, и общепризнаного дня для еженедельных собраний, кроме субботы. Множество примеров этого мы можем найти в книге Деяния Апостолов. Давайте приведём некоторые из них:
Деян.13:14-15 «Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу В ДЕНЬ СУББОТНИЙ, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите».
Деян.13:42-44 «При выходе их из Иудейской синагоги ЯЗЫЧНИКИ ПРОСИЛИ ИХ ГОВОРИТЬ О ТОМ ЖЕ В СЛЕДУЮЩУЮ СУББОТУ. Когда же собрание было распущено, то МНОГИЕ ИУДЕИ И ЧТИТЕЛИ БОГА, ОБРАЩЕННЫЕ ИЗ ЯЗЫЧНИКОВ, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. В СЛЕДУЮЩУЮ СУББОТУ ПОЧТИ ВЕСЬ ГОРОД СОБРАЛСЯ СЛУШАТЬ СЛОВО БОЖИЕ».
Мы видим, что Апостол Павел не устанавливал и не назначал никакого другого еженедельного священного дня, или дня для собраний кроме субботы, которая уже была установленным, привычным днём для этого.
8) Верующие из язычников привиты к Израилю Божию
Ещё одной причиной, почему суббота дана не только для Израиля, но для всех верующих, является то, что через Иисуса Христа христиане стали частью Израиля Божьего. Они стали привиты, как ветви дикой маслины, к природной маслине Израиля Божьего и близкими ко всему тому, что Бог даровал Израилю. В книге пророка Иеремии, в одиннадцатой главе, Бог называет Израиль маслиной. Апостол Павел также называет Израиль природной маслиной в одиннадцатой главе послания к Римлянам:
Иер.11:16 «ЗЕЛЕНЕЮЩЕЮ МАСЛИНОЮ, КРАСУЮЩЕЮСЯ ПРИЯТНЫМИ ПЛОДАМИ, ИМЕНОВАЛ ТЕБЯ ГОСПОДЬ. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее».
Рим.11:16-24 «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ТЫ, ДИКАЯ МАСЛИНА, ПРИВИЛСЯ НА МЕСТО ИХ И СТАЛ ОБЩНИКОМ КОРНЯ И СОКА МАСЛИНЫ, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ТЫ ОТСЕЧЕН ОТ ДИКОЙ ПО ПРИРОДЕ МАСЛИНЫ И НЕ ПО ПРИРОДЕ ПРИВИЛСЯ К ХОРОШЕЙ МАСЛИНЕ, то тем более сии природные привьются к своей маслине».
Еф.2:11-13 «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою».
Итак, язычники, уверовавшие в Бога, через Иисуса Христа стали привиты к природной маслине Израиля Божьего. Они стали близки ко всему тому, к чему были раньше далеко, включая заповеди Божии, и заповедь о субботе. Израиль, к которому стали близки, и к которому привиты уверовавшие из язычников – это Израиль, принявший Иисуса Христа, как Сына Божьего и своего Мессию и Спасителя. Павел называет такой Израиль словами Израиль Божий. Итак, будучи привиты, присоединены к Израилю Божьему, мы стали его частью. Теперь это название применимо и к нам.
9) Заповедь свята, и праведна, и добра – для всех
Апостол Павел написал в Послании к Римлянам очень важные слова, говорящие о Божьем Законе и Божьих заповедях:
Рим.7:12 «Посему закон свят, и ЗАПОВЕДЬ СВЯТА И ПРАВЕДНА И ДОБРА».
Рим.2:18 «И знаешь волю Его, и РАЗУМЕЕШЬ ЛУЧШЕЕ, НАУЧАЯСЬ ИЗ ЗАКОНА».
Итак, Закон Божий свят, и каждая заповедь, записанная в этом Законе, свята, и праведна и добра, включая заповедь о субботе. Читая Закон и научаясь из него, мы можем понять, что является самым лучшим для нас. Суббота, как мы уже говорили выше, является Божьим подарком для человечества, чем-то очень хорошим для нас. Заповедь о субботе, как и всякая другая Божья заповедь, является святой и праведной и доброй не только для евреев, но и для всех людей.
10) Верующие должны следовать примеру Иисуса Христа и апостолов
Апостол Павел неоднократно просил верующих людей последовать примеру его и других Апостолов, его сотрудников:
1Кор.4:16 «Посему умоляю вас: ПОДРАЖАЙТЕ МНЕ, КАК Я ХРИСТУ».
1Кор.11:1 «БУДЬТЕ ПОДРАЖАТЕЛЯМИ МНЕ, как я Христу».
Фил.3:17 «ПОДРАЖАЙТЕ, БРАТИЯ, МНЕ и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас».
Фил.4:9 «ЧЕМУ ВЫ НАУЧИЛИСЬ, ЧТО ПРИНЯЛИ И СЛЫШАЛИ И ВИДЕЛИ ВО МНЕ, ТО ИСПОЛНЯЙТЕ, - и Бог мира будет с вами».
Итак, Апостол Павел неоднократно призывал верующих подражать ему, и исполнять то, что они видели и слышали в нём. Соблюдал ли Апостол Павел субботу? Видели ли уверовавшие в Иисуса Христа из язычников, что Павел, через которого они уверовали, соблюдает субботу? Давайте обратимся к словам самого Павла, чтобы получить ответ на этот вопрос:
Деян.24:14 «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно СЛУЖУ БОГУ ОТЦОВ МОИХ, ВЕРУЯ ВСЕМУ, НАПИСАННОМУ В ЗАКОНЕ И ПРОРОКАХ».
Деян.25:7-8 «Когда он явился, стали кругом пришедшие из Иерусалима Иудеи, принося на Павла многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать. Он же в оправдание свое сказал: Я НЕ СДЕЛАЛ НИКАКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ НИ ПРОТИВ ЗАКОНА ИУДЕЙСКОГО, ни против храма, ни против кесаря».
Мы можем ясно увидеть из вышеприведённых слов самого Павла, что он соблюдал Божий Закон, и ничего не сделал против Закона. Он веровал всему, написанному в Законе и пророках. Заповедь о субботе является одной из важнейших заповедей в Законе. Если Павел свидетельствовал о себе, что он соблюдал Закон, то становится само собою понятно, что он соблюдал и заповедь о субботе. Хотим ли мы последовать примеру его и других апостолов, как неоднократно призывает нас к этому Священное Писание? Хотим ли мы последовать примеру Иисуса Христа, который соблюдал субботу, и учил своих учеников соблюдать её. Он даже говорил им молиться, чтобы их бегство не случилось зимою или в субботу:
Матфея 24:20 «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу».
Луки 4:16 «И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать».
Луки 23:55-56 «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось Тело Его; возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди».
Чистая пища
Кроме Десяти Заповедей есть и другие заповеди Божии, которые верующие люди должны исполнять в своей жизни, чтобы быть святыми:
1Петра 1:15-16 «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят».
Где же написан этот текст, в котором Бог призывает нас к святости, и который цитировал Апостол Пётр? Он написан в книге Левит:
Лев. 11:44-45 «Ибо Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят, и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле. Ибо Я Господь, выведший вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят».
Мы должны быть святыми пред Богом во всём, даже в том, что мы кушаем. В книге Левит, 11-й главе Господь объясняет Своему народу, что они могут кушать, а что нет. Если люди кушают нечистых животных, они оскверняют этим свою душу. Праведники ещё до Закона Моисеева знали, что чисто и что нечисто. Например, праведник Ной знал об этом:
Бытие 7:1-2 «И сказал Господь Ною: войди ты и всё семейство твоё в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сём. И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского».
Мы можем увидеть из Нового Завета, что Апостол Пётр не ел ничего скверного или нечистого. Когда Бог показал ему видение сосуда с нечистыми животными, и сказал ему заколоть и есть их, это не было разрешение есть нечистое. Видение Петра относилось к людям, а не к животным.
Деяния 10: 14-15, 28 «Но Пётр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того не почитай нечистым.
И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым».
Бог в Своём Слове (Левит 11 глава) отделил некоторых животных для пищи (то есть освятил их Своим Словом). Если мы принимаем эту пищу с благодарением, она пойдёт нам на добро. Но мы никогда своей молитвой не сможем освятить того, чего Бог не освятил Своим Словом!
1Тимофею 4:4-5 «Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою».
Пища сначала должна быть освящена (отделена Богом для употребления) Словом Божиим, затем она освящается нашей молитвой благодарения.
Домашнее задание
1. Выучите наизусть Десять Заповедей:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» Исход 20:2-17.
Для чего Иисус Христос пришёл на землю? Когда Он должен был родиться, Ангел Господень сказал Иосифу такие слова:
Матфея 1:21 «Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их».
Но была ещё одна цель, с которой на землю пришёл Иисус Христос. Он говорил об этой второй цели Своего пришествия такие слова:
Матфея 5:17-18 «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё».
Итак, Иисус пришёл, чтобы исполнить то, что Бог говорил в Законе и Пророках (Ветхом Завете). Он совершенно исполнил Божий Закон и все заповеди, записанные в нём. И Он также исполнил все пророчества, записанные в Законе и Пророках о Нём и Его первом пришествии на землю.
Воля Иисуса Христа для Его учеников
После того, как Иисус Христос сказал Своим ученикам о цели Своего пришествия на землю, Он продолжил говорить и сказал следующие слова:
Матфея 5:19 «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном».
Следовательно, по учению Иисуса Христа, мы должны исполнять заповеди Божьи и учить им других. Мы должны последовать Иисусу Христу в этом:
Иоан.12:26 «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой».
Как наследовать жизнь вечную?
Далее в Евангелии от Матфея, 19-й главе записана одна история, которая учит нас о важности соблюдения Божиих заповедей для того, чтобы наследовать жизнь вечную:
Матфея 19:16-21 «И вот, некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
Чтобы войти в жизнь вечную, нужно соблюдать заповеди Божьи, повиноваться словам Иисуса Христа и следовать за Ним. Один из отличительных признаков народа Божьего, святых людей – это то, что они соблюдают заповеди Божии:
Откровение 14:12 «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса».
Наибольшая заповедь
Какие заповеди являются самыми важными для исполнения в нашей жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к ещё одной истории из жизни Иисуса Христа, записанной в Евангелии от Марка:
Марка 12:28-34 «Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот, первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; иной большей сих заповеди нет.
Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его».
Наша любовь к Иисусу Христу
Любим ли мы Бога? Любим ли мы Иисуса Христа? Это легко проверить. Наша любовь к Богу проявляется в соблюдении Его заповедей. Наша любовь к Иисусу Христу проявляется в соблюдении Его заповедей.
1Иоанна 5:3 «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки».
Ин.14:15, 21, 23-24 «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца».
Заповеди Божьи и заповеди Иисуса Христа – одинаковы. Иисус сказал что то, чему Он учил, не есть Его слова, а слова Бога Отца, который послал Его в мир. Самая важная заповедь, которую дал нам Иисус – это заповедь любить друг друга, как Он возлюбил нас:
Иоанна 13:34-35 «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Важность соблюдения Божьих заповедей
Давайте теперь прочитаем, как Апостол Павел писал о заповедях Божиих, и о важности их исполнения в нашей жизни:
1Коринфянам 7:19 «Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё – в соблюдении заповедей Божиих».
То есть внешний признак принадлежности к Израилю (обрезание) не имеет значения для спасения, но что действительно важно – это соблюдение Божьих заповедей. Что-то подобное записано и в книге Екклесиаста. Возможно, Апостол Павел ссылался именно на это место, когда писал о важности соблюдения Божьих заповедей в нашей жизни:
Екклесиаст 12:13 «Выслушаем сущность всего: бойся Бога, и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека».
Важность соблюдения Десяти Заповедей
Мы видим в Писании, что заповеди любви к Богу и ближнему являются самыми важными. Мы также могли увидеть, что любовь к Богу – это не просто возвышенное абстрактное чувство. Любовь к Богу – это соблюдение Его заповедей. Десять Заповедей (Исход 20:2-17) являются самыми важными заповедями Божиими, объясняющими, что значит, любить Бога и любить ближнего. Большинство христиан согласны с тем, что нужно соблюдать девять из десяти заповедей, но не согласны с тем, что христианам также следует соблюдать четвёртую заповедь. Почему мы верим, что нужно соблюдать все 10 заповедей, включая заповедь помнить день субботний, чтобы святить его (Исх.20:8-11)?
1) Эдемское установление
Уже с первых страниц Библии мы видим, что Бог благословил и освятил седьмой день – субботу, и Он сделал это навсегда:
Быт.2:2-3 «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. 3И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Когда Бог почил в седьмой день, субботу, а также благословил и освятил его, на земле было только два человека – Адам и его жена Ева. От них произошли все люди, живущие на земле. Тогда ещё не было разделения на евреев и язычников, не было народа Израиля или других народов. Адам и Ева были в то время ещё в раю. Они стали родоначальниками всего человечества. Они знали, что Бог благословил и освятил седьмой день – субботу, и передавали это знание своим детям.
2) Благословение навеки
Нигде в Священном Писании, не написано, что Бог забрал своё благословение или святость от седьмого дня, субботы. И нигде не написано, что Он перенёс это благословение или святость на какой-либо другой день. Писание ясно утверждает, что когда Бог даёт чему-то или кому-то Своё безусловное благословение, Он даёт его навсегда. Это непреложно, и не отменимо. Бог благословил и освятил седьмой день, день субботний, и он остаётся благословенным и освящённым до настоящего времени, и будет продолжать оставаться таким.
2Цар.7:28-29 «Итак, Господи мой, Господи! ТЫ БОГ, И СЛОВА ТВОИ НЕПРЕЛОЖНЫ, и Ты возвестил рабу Твоему такое благо! И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицем Твоим, ибо Ты, Господи мой, Господи, возвестил это, И БЛАГОСЛОВЕНИЕМ ТВОИМ СОДЕЛАЕТСЯ ДОМ РАБА ТВОЕГО БЛАГОСЛОВЕННЫМ ВО ВЕКИ».
Рим.11:29 «Ибо дары и призвание Божие непреложны».
3) Заповедь применима к пришельцам неевреям
Когда Бог даровал Израилю заповедь о субботе, Он сказал в этой заповеди, кто её должен соблюдать. Среди этого перечисления упоминается «пришлец, который в жилищах твоих» (Исход 20:10). Пришлец – это нееврей, человек, не принадлежащий к народу Израиля, но который пришёл, чтобы жить в земле Израиля, среди еврейского народа. Он тоже не должен был делать в субботу никакого дела. Он также должен был соблюдать субботу.
4) Суббота – день поклонения Богу для всякой плоти
Пророк Исаия, говоря о соблюдении субботы, упоминает иноплеменников, то есть неевреев, которые получат благословение за соблюдение субботы (Исаия 56 глава). Далее, он пророчествовал о времени, когда всякая плоть, то есть все люди, евреи и неевреи, будут приходить из месяца в месяц, из субботы в субботу на поклонение пред лицо Господа (Исаия 66 глава):
Ис.56:6-7 «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов».
Ис.66:22-23 «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. ТОГДА ИЗ МЕСЯЦА В МЕСЯЦ И ИЗ СУББОТЫ В СУББОТУ БУДЕТ ПРИХОДИТЬ ВСЯКАЯ ПЛОТЬ ПРЕД ЛИЦЕ МОЕ НА ПОКЛОНЕНИЕ, говорит Господь».
5) Иисус учил: «Суббота для человека»
Иисус Христос учил, что суббота дана для человека. Он не говорил, что она дана только для евреев или только для Израиля. Иисус говорил, что она дана для человека, то есть для каждого, кто считает себя человеком. Ведь, как мы уже рассматривали выше, Бог благословил и освятил седьмой день, когда ещё не было евреев и неевреев. На земле были только Адам и Ева, от которых потом произошли все люди. Даровав субботу для Адама и Евы, как благословенный и святой день, Бог в их лице даровал её для всех их потомков, для всех людей на земле. Итак, давайте прочитаем, как учил о субботе Иисус Христос:
Мар.2:27 «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы».
Суббота – это прекрасный Божий подарок для человека. Господь подарил её для всех людей, всего человечества, ещё в Эдемском саду, до согрешения Адама и Евы. В её соблюдении для человека сокрыты большие благословения, как физические, так и духовные. Мудро поступает каждый человек, который не отвергает этот подарок Божий, а с радостью принимает его, называя субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым. Таким людям Господь приготовил особые благословения (Ис.58:13-14).
6) Апостольское решение
Когда Апостолы принимали решение об уверовавших из язычников, они решили написать им несколько первоначальных основных требований, которые те должны были соблюдать. И сразу же после этого списка идут слова о субботе и синагогах. Вероятно, от уверовавших язычников ожидалось, что они будут посещать синагоги по субботам, чтобы слушать Закон Божий, который регулярно читался там, и продолжать изучать волю Божью и заповеди Божьи. В то время мало кто мог позволить себе иметь личные свитки Священных Писаний. Поэтому для многих людей единственным местом, где они могли услышать то, написано в Библии, была синагога. Уверовавшие из язычников были участниками субботних служений в синагогах, и, таким образом, причастниками соблюдения субботы вместе с Израилем:
Деян.15:19-21 «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу».
7) У первых христиан не было другого святого дня, кроме субботы
В первом веке н.э. у христиан не было другого еженедельного святого дня, и общепризнаного дня для еженедельных собраний, кроме субботы. Множество примеров этого мы можем найти в книге Деяния Апостолов. Давайте приведём некоторые из них:
Деян.13:14-15 «Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу В ДЕНЬ СУББОТНИЙ, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите».
Деян.13:42-44 «При выходе их из Иудейской синагоги ЯЗЫЧНИКИ ПРОСИЛИ ИХ ГОВОРИТЬ О ТОМ ЖЕ В СЛЕДУЮЩУЮ СУББОТУ. Когда же собрание было распущено, то МНОГИЕ ИУДЕИ И ЧТИТЕЛИ БОГА, ОБРАЩЕННЫЕ ИЗ ЯЗЫЧНИКОВ, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. В СЛЕДУЮЩУЮ СУББОТУ ПОЧТИ ВЕСЬ ГОРОД СОБРАЛСЯ СЛУШАТЬ СЛОВО БОЖИЕ».
Мы видим, что Апостол Павел не устанавливал и не назначал никакого другого еженедельного священного дня, или дня для собраний кроме субботы, которая уже была установленным, привычным днём для этого.
8) Верующие из язычников привиты к Израилю Божию
Ещё одной причиной, почему суббота дана не только для Израиля, но для всех верующих, является то, что через Иисуса Христа христиане стали частью Израиля Божьего. Они стали привиты, как ветви дикой маслины, к природной маслине Израиля Божьего и близкими ко всему тому, что Бог даровал Израилю. В книге пророка Иеремии, в одиннадцатой главе, Бог называет Израиль маслиной. Апостол Павел также называет Израиль природной маслиной в одиннадцатой главе послания к Римлянам:
Иер.11:16 «ЗЕЛЕНЕЮЩЕЮ МАСЛИНОЮ, КРАСУЮЩЕЮСЯ ПРИЯТНЫМИ ПЛОДАМИ, ИМЕНОВАЛ ТЕБЯ ГОСПОДЬ. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее».
Рим.11:16-24 «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ТЫ, ДИКАЯ МАСЛИНА, ПРИВИЛСЯ НА МЕСТО ИХ И СТАЛ ОБЩНИКОМ КОРНЯ И СОКА МАСЛИНЫ, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ТЫ ОТСЕЧЕН ОТ ДИКОЙ ПО ПРИРОДЕ МАСЛИНЫ И НЕ ПО ПРИРОДЕ ПРИВИЛСЯ К ХОРОШЕЙ МАСЛИНЕ, то тем более сии природные привьются к своей маслине».
Еф.2:11-13 «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою».
Итак, язычники, уверовавшие в Бога, через Иисуса Христа стали привиты к природной маслине Израиля Божьего. Они стали близки ко всему тому, к чему были раньше далеко, включая заповеди Божии, и заповедь о субботе. Израиль, к которому стали близки, и к которому привиты уверовавшие из язычников – это Израиль, принявший Иисуса Христа, как Сына Божьего и своего Мессию и Спасителя. Павел называет такой Израиль словами Израиль Божий. Итак, будучи привиты, присоединены к Израилю Божьему, мы стали его частью. Теперь это название применимо и к нам.
9) Заповедь свята, и праведна, и добра – для всех
Апостол Павел написал в Послании к Римлянам очень важные слова, говорящие о Божьем Законе и Божьих заповедях:
Рим.7:12 «Посему закон свят, и ЗАПОВЕДЬ СВЯТА И ПРАВЕДНА И ДОБРА».
Рим.2:18 «И знаешь волю Его, и РАЗУМЕЕШЬ ЛУЧШЕЕ, НАУЧАЯСЬ ИЗ ЗАКОНА».
Итак, Закон Божий свят, и каждая заповедь, записанная в этом Законе, свята, и праведна и добра, включая заповедь о субботе. Читая Закон и научаясь из него, мы можем понять, что является самым лучшим для нас. Суббота, как мы уже говорили выше, является Божьим подарком для человечества, чем-то очень хорошим для нас. Заповедь о субботе, как и всякая другая Божья заповедь, является святой и праведной и доброй не только для евреев, но и для всех людей.
10) Верующие должны следовать примеру Иисуса Христа и апостолов
Апостол Павел неоднократно просил верующих людей последовать примеру его и других Апостолов, его сотрудников:
1Кор.4:16 «Посему умоляю вас: ПОДРАЖАЙТЕ МНЕ, КАК Я ХРИСТУ».
1Кор.11:1 «БУДЬТЕ ПОДРАЖАТЕЛЯМИ МНЕ, как я Христу».
Фил.3:17 «ПОДРАЖАЙТЕ, БРАТИЯ, МНЕ и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас».
Фил.4:9 «ЧЕМУ ВЫ НАУЧИЛИСЬ, ЧТО ПРИНЯЛИ И СЛЫШАЛИ И ВИДЕЛИ ВО МНЕ, ТО ИСПОЛНЯЙТЕ, - и Бог мира будет с вами».
Итак, Апостол Павел неоднократно призывал верующих подражать ему, и исполнять то, что они видели и слышали в нём. Соблюдал ли Апостол Павел субботу? Видели ли уверовавшие в Иисуса Христа из язычников, что Павел, через которого они уверовали, соблюдает субботу? Давайте обратимся к словам самого Павла, чтобы получить ответ на этот вопрос:
Деян.24:14 «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно СЛУЖУ БОГУ ОТЦОВ МОИХ, ВЕРУЯ ВСЕМУ, НАПИСАННОМУ В ЗАКОНЕ И ПРОРОКАХ».
Деян.25:7-8 «Когда он явился, стали кругом пришедшие из Иерусалима Иудеи, принося на Павла многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать. Он же в оправдание свое сказал: Я НЕ СДЕЛАЛ НИКАКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ НИ ПРОТИВ ЗАКОНА ИУДЕЙСКОГО, ни против храма, ни против кесаря».
Мы можем ясно увидеть из вышеприведённых слов самого Павла, что он соблюдал Божий Закон, и ничего не сделал против Закона. Он веровал всему, написанному в Законе и пророках. Заповедь о субботе является одной из важнейших заповедей в Законе. Если Павел свидетельствовал о себе, что он соблюдал Закон, то становится само собою понятно, что он соблюдал и заповедь о субботе. Хотим ли мы последовать примеру его и других апостолов, как неоднократно призывает нас к этому Священное Писание? Хотим ли мы последовать примеру Иисуса Христа, который соблюдал субботу, и учил своих учеников соблюдать её. Он даже говорил им молиться, чтобы их бегство не случилось зимою или в субботу:
Матфея 24:20 «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу».
Луки 4:16 «И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать».
Луки 23:55-56 «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось Тело Его; возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди».
Чистая пища
Кроме Десяти Заповедей есть и другие заповеди Божии, которые верующие люди должны исполнять в своей жизни, чтобы быть святыми:
1Петра 1:15-16 «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят».
Где же написан этот текст, в котором Бог призывает нас к святости, и который цитировал Апостол Пётр? Он написан в книге Левит:
Лев. 11:44-45 «Ибо Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят, и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле. Ибо Я Господь, выведший вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят».
Мы должны быть святыми пред Богом во всём, даже в том, что мы кушаем. В книге Левит, 11-й главе Господь объясняет Своему народу, что они могут кушать, а что нет. Если люди кушают нечистых животных, они оскверняют этим свою душу. Праведники ещё до Закона Моисеева знали, что чисто и что нечисто. Например, праведник Ной знал об этом:
Бытие 7:1-2 «И сказал Господь Ною: войди ты и всё семейство твоё в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сём. И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского».
Мы можем увидеть из Нового Завета, что Апостол Пётр не ел ничего скверного или нечистого. Когда Бог показал ему видение сосуда с нечистыми животными, и сказал ему заколоть и есть их, это не было разрешение есть нечистое. Видение Петра относилось к людям, а не к животным.
Деяния 10: 14-15, 28 «Но Пётр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того не почитай нечистым.
И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым».
Бог в Своём Слове (Левит 11 глава) отделил некоторых животных для пищи (то есть освятил их Своим Словом). Если мы принимаем эту пищу с благодарением, она пойдёт нам на добро. Но мы никогда своей молитвой не сможем освятить того, чего Бог не освятил Своим Словом!
1Тимофею 4:4-5 «Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою».
Пища сначала должна быть освящена (отделена Богом для употребления) Словом Божиим, затем она освящается нашей молитвой благодарения.
Домашнее задание
1. Выучите наизусть Десять Заповедей:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» Исход 20:2-17.