Введение в Новый Завет
Новый Завет – это название второй части Библии. В Новый Завет входят 27 книг, от Евангелия от Матфея, до Книги Откровение. Большая часть этих книг была написана в средине 1-го века нашей эры, после смерти и воскресения Иисуса Христа.
Четыре Евангелия описывают жизнь и учение Сына Божьего, Мессии, Иисуса Христа. Они объясняют и дополняют одно другое. Они также раскрывают для нас, как пророчества Ветхого Завета исполнились в Иисусе Христе. Евангелия от Матфея, Марка и Луки называются Синоптическими Евангелиями. Они очень похожи друг на друга, хотя каждое имеет свои особенности. Евангелие от Иоанна отличается от Синоптических Евангелий по своей структуре и содержанию. Иоанн старался писать только о том из жизни и учения Иисуса Христа, что другие Евангелисты не включили в свои Евангелия.
Книга Деяния Апостолов описывает жизнь и служение первых христиан. На их примере, Господь показывает нам, какой должна быть и наша жизнь, как учеников Христа.
Послания Апостолов объясняют учение Иисуса Христа, и дают практические наставления для христианской жизни. Они также объясняют, как прообразы Ветхого Завета исполнились в Иисусе Христе.
Книга Откровение является пророческой книгой. В ней, в виде пророчеств, видений и образов, показана история нашего мира до самого его конца. Там также описывается пришествие Иисуса Христа, Новый Иерусалим, новое небо и земля.
1. Евангелие от Матфея
Автор, время и место
Матфей, автор первого Евангелия, был когда-то мытарем, то есть налоговым инспектором. Его первое имя было Левий. Он собирал подати для римлян со своего народа. Евреи ненавидели мытарей и презирали их. Но однажды в жизни Левия Матфея произошло событие, которое полностью изменило его судьбу. Вот как об этом пишет другой Евангелист, Лука: «После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним» (Лук.5:27-28).
Матфей стал одним из 12-и учеников Иисуса Христа. После смерти и воскресения Иисуса Христа, Матфей описал жизнь и учение своего Учителя в книге под названием Евангелие от Матфея. Он написал это Евангелие в первую очередь для своего еврейского народа. Согласно некоторым древним историческим сведениям, это Евангелие Матфей первоначально написал на еврейском языке. Потом оно было переведено на греческий язык. Возможно, первоначальный вариант Евангелия от Матфея на еврейском языке был написан в средине 30-х годов нашей эры, через короткое время после смерти и воскресения Иисуса Христа. Апостол Иаков неоднократно цитирует это Евангелие в своём послании (более 20-и раз). А Послание Апостола Иакова было очень ранним. Из контекста этого послания можно сделать вывод, что оно было написано около 40-го года н.э.
Вплоть до 19-го века, в христианстве почти единогласно признавался факт того, что Евангелие от Матфея было первым из написанных Евангелий. Только совсем недавно возникла теория о том, что Марк написал своё Евангелие первым, а другие Евангелисты основывали свои Евангелия на нём, добавив множество дополнительных фактов. Но эта теория кажется несостоятельной по нескольким причинам.
Во-первых, это противоречит древнейшим свидетельствам церковных писателей.
Во-вторых, Матфей был Апостолом и личным свидетелем жизни Иисуса Христа. Неужели он стал бы ссылаться на Марка, который не был Апостолом и не был личным свидетелем большинства событий из жизни Иисуса Христа?
В-третьих, Евангелие от Марка намного короче от Евангелий от Матфея и Луки не потому, что оно было написано первым, а потому что Марк, вероятнее всего, был знаком с этими Евангелиями, и он не хотел повторять многое из того, что уже было написано в них. Например, он не повторял описаний рождения и детства Иисуса. Если бы он писал первым, было бы очень странно, что он пропустил настолько важные факты, объясняющие Божественную природу и происхождение Иисуса Христа. В нём отсутствует большая часть из учения Иисуса, записанного в других Синоптических Евангелиях. И снова, если бы Марк писал первым, было бы очень странно, что он вообще не упоминает Нагорную Проповедь Иисуса, которая является основой Его учения.
Марк и Иоанн, писали позже Матфея и Луки, поэтому их Евангелия короче, и они не включили в свои Евангелия многое из жизни и учения Иисуса, чтобы не повторятся. Итак, мы можем быть уверенны, что Евангелие от Матфея было написано первым. Перевод Евангелия от Матфея на греческий язык был, возможно, сделан в пятидесятых или шестидесятых годах нашей эры. Имя Матфей (Матитьягу) в переводе с еврейского языка означает «Дар Господа».
Основная тема
«Иисус Христос – Сын Божий, Мессия и Царь Израиля».
Содержание
Матфей в своём Евангелии описал жизнь Иисуса Христа от Его рождения, до смерти и воскресения из мёртвых. Он также описал явления Иисуса своим ученикам после Его воскресения из мёртвых. Матфей не описывал жизнь Иисуса в строгом хронологическом порядке. Он сгруппировал факты из жизни Иисуса, и Его учение, по темам. Матфей включил в своё Евангелие множество пророчеств о Мессии из Ветхого Завета, которые сбылись в Иисусе Христе. Он делает больше 600 таких ссылок на пророчества Ветхого Завета.
Важный стих
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12).
2. Евангелие от Марка
Автор, время и место
Хотя в самой книге нам не дано имя автора, но до нас дошли древние свидетельства ранних христиан, таких как Папий, Иустин, Иреней, которые говорят, что второе Евангелие написал Иоанн Марк. Он был сотрудником и переводчиком Апостола Петра в Риме. Марк написал своё Евангелие на основании проповедей Петра об Иисусе Христе. Он, как и Матфей, не всегда записывал события из жизни Иисуса в строгом хронологическом порядке. Марк писал в первую очередь для христиан Рима. По мнению некоторых учёных, Евангелие от Марка было написано между 60 и 70 гг. н.э. Наиболее вероятным временем написания являются 67-68 года нашей эры.
Основная тема
«Иисус Христос – Сын Божий и Слуга Божий».
Содержание
В Евангелии от Марка совсем не описывается рождение и детство Иисуса Христа. Марк начинает своё Евангелие с описания крещения Иисуса Христа. В этом Евангелии большее внимание уделяется служению Иисуса, а не Его учению. Марк описывает Иисуса Христа как Сына Божьего и Слугу Божьего, исполняющего волю Своего Небесного Отца на этой земле.
Важные стихи
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мар.16:15-18).
3. Евангелие от Луки
Автор, время и место
Из вступления к Евангелию от Луки и Деяниям Апостолов, мы можем понять, что они написаны одним автором. Но имя этого автора нам не дано в самих книгах. Внимательно исследуя книгу Деяний и некоторые послания Павла, мы можем прийти к выводу, что они были написаны врачом Лукой, спутником Павла в его миссионерских путешествиях. Авторство Луки также подтверждается Иустином (ок. 160 г. н.э.), Иринеем (ок. 175-195 гг. н.э.), и Каноном Муратори (170-180 гг. н.э.). Канон Муратори – это самый древний список книг Нового Завета, дошедший до нас. Лука называется в нём автором третьего Евангелия. Согласно мнению учёных, евангелие от Луки было написано между 59-63 годами нашей эры, в Риме, во время заключения Павла.
Основная тема
«Иисус Христос – Сын Божий и Спаситель всех».
Содержание
Хотя Лука и не был свидетелем земной жизни Иисуса Христа, но он тщательно собирал информацию об Иисусе и Его учении. Вот как он сам пишет об этом во вступлении к своему Евангелию: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лук.1:1-4).
Лука делает особый акцент в своём Евангелии на заботу Иисуса о бедных и притесняемых. Он описывает Иисуса как Спасителя для всех людей: евреев, самарян, и язычников, бедных и богатых, мужчин и женщин. Многие высказывания Иисуса, которые трудно понять, читая другие Евангелия, просто и ясно объясняются в Евангелии от Луки.
Важные стихи
«И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лук.4:14-19).
4. Евангелие от Иоанна
Автор, время и место
Автор четвёртого Евангелия не называет своего имени, а просто называет себя учеником, которого любил Иисус. Внимательно исследуя текст этого Евангелия, и сравнивая его с другими Евангелиями, мы можем прийти к выводу, что оно было написано именно Иоанном. Имя Апостола Иоанна упоминается в других Евангелиях около 20 раз, в Евангелии от Иоанна оно не упоминается прямо. Это может быть объяснено тем, что Иоанн, писавший это Евангелие, не хотел из-за скромности и смирения называть своё имя. Ириней, живший приблизительно в 130-200 годах нашей эры, был учеником Поликарпа, который был учеником Апостола Иоанна. Ссылаясь на Поликарпа, Ириней утверждает, что четвёртое Евангелие написал именно Апостол Иоанн, когда жил в Ефесе. Это было приблизительно в 80-90 гг. нашей эры. Некоторые предполагают, что оно было написано раньше, ещё до разрушения Иерусалима в 70 г. н. э.
Основная тема
«Иисус Христос – Единородный Божий Сын, явивший нам Бога Отца».
Содержание
Евангелие от Иоанна сильно отличается по стилю от предыдущих трёх Евангелий. Это объясняется несколькими причинами:
Во-первых, Евангелие от Иоанна было написано после Евангелий от Матфея, Марка и Луки. Иоанн был знаком с этими Евангелиями, и не хотел повторять того, что было написано в них, за исключением редких случаев. Под водительством Духа Божьего он описал в основном только те события из жизни Иисуса, и те Его поучения, которые не записали предыдущие Евангелисты.
Во-вторых, уже во время жизни Апостола Иоанна, в церковь начали проникать учения, отвергающие Божественность Иисуса Христа. Иоанн в своём Евангелии опровергает эти учения, доказывая, что Иисус есть Единородный Сын Божий, бывший прежде Авраама, прежде сотворения мира, и прежде Своего пришествия на землю. Цель написания своего Евангелия Иоанн выразил в таких стихах:
«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан.20:30-31).
Важные стихи
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:16-18).
5. Деяния Апостолов
Автор, время и место
Автором Деяний Апостолов является врач Лука, верный сотрудник Апостола Павла. Деяния являются продолжением Евангелия от Луки. Наиболее вероятно, что книга была написана в Риме, перед освобождением Павла из заключения, или сразу после него, приблизительно в 63 году н.э.
Основная тема
«Распространение Евангелия Царства Божьего и учения Иисуса Христа от Иерусалима до Рима».
Содержание
Книга описывает церковь в Иерусалиме, после вознесения Иисуса Христа, первое преследование и рассеяние еврейской церкви в языческих странах. Затем описывается начало обращения язычников, и обращение Савла из Тарса, который впоследствии стал Апостолом Павлом; первое миссионерское путешествие Павла; Собор в Иерусалиме, решивший вопрос об уверовавших из язычников. Далее описываются второе и третье миссионерские путешествия Апостола Павла, его арест и заключение в Иерусалиме, Кесарии и Риме. Книга Деяний описывает распространение Евангелия Иисуса Христа от Иерусалима до Рима, столицы самой мощной мировой империи того времени.
Важный стих
«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).
Исторический факт. Упоминания об Иисусе и Иакове
В бывшем Советском Союзе отвергалась историчность Иисуса Христа. В энциклопедиях о Нём писали, как о выдуманной, мифической личности. Некоторые люди отвергают его историчность до сих пор. Но об Иисусе Христе пишется не только в Евангелиях или других книгах Нового Завета. О Нём упоминается в Талмуде (хотя там Он показан в искажённом свете). О Нём также упоминают такие римские историки как Светоний и Тацит. Но самым ярким упоминанием в античной литературе является цитата из книги еврейского историка первого века, Иосифа Флавия. Он писал об Иисусе так:
«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос (Мессия). По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени» («Иудейские Древности» 18.3:3)
Многие подвергали сомнению историчность этого отрывка, но он присутствует во всех без исключения рукописях книги, включая самые древнейшие из них. Более того, Иосиф в своих трудах упоминает множество других людей, которых мы знаем из Библии. Он также описывает смерть Иакова, брата Иисуса Христа, который написал Послание Иакова:
«Анан же младший, о назначении которого мы только что упомянули, имел крутой и весьма неспокойный характер; он принадлежал к партии саддукеев, которые, как мы уже говорили, отличались в судах особенною жестокостью. Будучи таким человеком, Анан полагал, что вследствие смерти Феста и неприбытия пока еще Альбина наступил удобный момент для удовлетворения своей суровости. Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями.
Однако все усерднейшие и лучшие законоведы, бывшие тогда в городе, отнеслись к этому постановлению неприязненно. Они тайно послали к царю с просьбою запретить Анану подобные мероприятия на будущее время и указали на то, что и теперь он поступил неправильно. Некоторые из них даже выехали навстречу Альбину, ехавшему из Александрии, и объяснили ему, что Анан не имел права, помимо его разрешения, созывать синедрион. Альбин разделил их мнение на этот счет и написал Анану гневное письмо с угрозою наказать его. Ввиду этого царь Агриппа лишил Анана первосвященства уже три месяца спустя после его назначения и поставил на его место Иисуса, сына Дамнея» («Иудейские Древности» 20.9:2).
Смерть Иакова, описанная Иосифом Флавием, произошла около 62 г. н.э. Эта цитата ещё раз подтверждает истинность Библии, а также то, что Иисус Христос и Его брат Иаков были историческими личностями.
Иосиф не был христианином, и у него не было цели проповедовать христианство. Он просто, как историк, записывал факты, известные ему. Таким образом, истинность Библейских повествований подтверждается многими внешними источниками. Библия – Книга, которой можно доверять!
Новый Завет – это название второй части Библии. В Новый Завет входят 27 книг, от Евангелия от Матфея, до Книги Откровение. Большая часть этих книг была написана в средине 1-го века нашей эры, после смерти и воскресения Иисуса Христа.
Четыре Евангелия описывают жизнь и учение Сына Божьего, Мессии, Иисуса Христа. Они объясняют и дополняют одно другое. Они также раскрывают для нас, как пророчества Ветхого Завета исполнились в Иисусе Христе. Евангелия от Матфея, Марка и Луки называются Синоптическими Евангелиями. Они очень похожи друг на друга, хотя каждое имеет свои особенности. Евангелие от Иоанна отличается от Синоптических Евангелий по своей структуре и содержанию. Иоанн старался писать только о том из жизни и учения Иисуса Христа, что другие Евангелисты не включили в свои Евангелия.
Книга Деяния Апостолов описывает жизнь и служение первых христиан. На их примере, Господь показывает нам, какой должна быть и наша жизнь, как учеников Христа.
Послания Апостолов объясняют учение Иисуса Христа, и дают практические наставления для христианской жизни. Они также объясняют, как прообразы Ветхого Завета исполнились в Иисусе Христе.
Книга Откровение является пророческой книгой. В ней, в виде пророчеств, видений и образов, показана история нашего мира до самого его конца. Там также описывается пришествие Иисуса Христа, Новый Иерусалим, новое небо и земля.
1. Евангелие от Матфея
Автор, время и место
Матфей, автор первого Евангелия, был когда-то мытарем, то есть налоговым инспектором. Его первое имя было Левий. Он собирал подати для римлян со своего народа. Евреи ненавидели мытарей и презирали их. Но однажды в жизни Левия Матфея произошло событие, которое полностью изменило его судьбу. Вот как об этом пишет другой Евангелист, Лука: «После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним» (Лук.5:27-28).
Матфей стал одним из 12-и учеников Иисуса Христа. После смерти и воскресения Иисуса Христа, Матфей описал жизнь и учение своего Учителя в книге под названием Евангелие от Матфея. Он написал это Евангелие в первую очередь для своего еврейского народа. Согласно некоторым древним историческим сведениям, это Евангелие Матфей первоначально написал на еврейском языке. Потом оно было переведено на греческий язык. Возможно, первоначальный вариант Евангелия от Матфея на еврейском языке был написан в средине 30-х годов нашей эры, через короткое время после смерти и воскресения Иисуса Христа. Апостол Иаков неоднократно цитирует это Евангелие в своём послании (более 20-и раз). А Послание Апостола Иакова было очень ранним. Из контекста этого послания можно сделать вывод, что оно было написано около 40-го года н.э.
Вплоть до 19-го века, в христианстве почти единогласно признавался факт того, что Евангелие от Матфея было первым из написанных Евангелий. Только совсем недавно возникла теория о том, что Марк написал своё Евангелие первым, а другие Евангелисты основывали свои Евангелия на нём, добавив множество дополнительных фактов. Но эта теория кажется несостоятельной по нескольким причинам.
Во-первых, это противоречит древнейшим свидетельствам церковных писателей.
Во-вторых, Матфей был Апостолом и личным свидетелем жизни Иисуса Христа. Неужели он стал бы ссылаться на Марка, который не был Апостолом и не был личным свидетелем большинства событий из жизни Иисуса Христа?
В-третьих, Евангелие от Марка намного короче от Евангелий от Матфея и Луки не потому, что оно было написано первым, а потому что Марк, вероятнее всего, был знаком с этими Евангелиями, и он не хотел повторять многое из того, что уже было написано в них. Например, он не повторял описаний рождения и детства Иисуса. Если бы он писал первым, было бы очень странно, что он пропустил настолько важные факты, объясняющие Божественную природу и происхождение Иисуса Христа. В нём отсутствует большая часть из учения Иисуса, записанного в других Синоптических Евангелиях. И снова, если бы Марк писал первым, было бы очень странно, что он вообще не упоминает Нагорную Проповедь Иисуса, которая является основой Его учения.
Марк и Иоанн, писали позже Матфея и Луки, поэтому их Евангелия короче, и они не включили в свои Евангелия многое из жизни и учения Иисуса, чтобы не повторятся. Итак, мы можем быть уверенны, что Евангелие от Матфея было написано первым. Перевод Евангелия от Матфея на греческий язык был, возможно, сделан в пятидесятых или шестидесятых годах нашей эры. Имя Матфей (Матитьягу) в переводе с еврейского языка означает «Дар Господа».
Основная тема
«Иисус Христос – Сын Божий, Мессия и Царь Израиля».
Содержание
Матфей в своём Евангелии описал жизнь Иисуса Христа от Его рождения, до смерти и воскресения из мёртвых. Он также описал явления Иисуса своим ученикам после Его воскресения из мёртвых. Матфей не описывал жизнь Иисуса в строгом хронологическом порядке. Он сгруппировал факты из жизни Иисуса, и Его учение, по темам. Матфей включил в своё Евангелие множество пророчеств о Мессии из Ветхого Завета, которые сбылись в Иисусе Христе. Он делает больше 600 таких ссылок на пророчества Ветхого Завета.
Важный стих
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12).
2. Евангелие от Марка
Автор, время и место
Хотя в самой книге нам не дано имя автора, но до нас дошли древние свидетельства ранних христиан, таких как Папий, Иустин, Иреней, которые говорят, что второе Евангелие написал Иоанн Марк. Он был сотрудником и переводчиком Апостола Петра в Риме. Марк написал своё Евангелие на основании проповедей Петра об Иисусе Христе. Он, как и Матфей, не всегда записывал события из жизни Иисуса в строгом хронологическом порядке. Марк писал в первую очередь для христиан Рима. По мнению некоторых учёных, Евангелие от Марка было написано между 60 и 70 гг. н.э. Наиболее вероятным временем написания являются 67-68 года нашей эры.
Основная тема
«Иисус Христос – Сын Божий и Слуга Божий».
Содержание
В Евангелии от Марка совсем не описывается рождение и детство Иисуса Христа. Марк начинает своё Евангелие с описания крещения Иисуса Христа. В этом Евангелии большее внимание уделяется служению Иисуса, а не Его учению. Марк описывает Иисуса Христа как Сына Божьего и Слугу Божьего, исполняющего волю Своего Небесного Отца на этой земле.
Важные стихи
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мар.16:15-18).
3. Евангелие от Луки
Автор, время и место
Из вступления к Евангелию от Луки и Деяниям Апостолов, мы можем понять, что они написаны одним автором. Но имя этого автора нам не дано в самих книгах. Внимательно исследуя книгу Деяний и некоторые послания Павла, мы можем прийти к выводу, что они были написаны врачом Лукой, спутником Павла в его миссионерских путешествиях. Авторство Луки также подтверждается Иустином (ок. 160 г. н.э.), Иринеем (ок. 175-195 гг. н.э.), и Каноном Муратори (170-180 гг. н.э.). Канон Муратори – это самый древний список книг Нового Завета, дошедший до нас. Лука называется в нём автором третьего Евангелия. Согласно мнению учёных, евангелие от Луки было написано между 59-63 годами нашей эры, в Риме, во время заключения Павла.
Основная тема
«Иисус Христос – Сын Божий и Спаситель всех».
Содержание
Хотя Лука и не был свидетелем земной жизни Иисуса Христа, но он тщательно собирал информацию об Иисусе и Его учении. Вот как он сам пишет об этом во вступлении к своему Евангелию: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лук.1:1-4).
Лука делает особый акцент в своём Евангелии на заботу Иисуса о бедных и притесняемых. Он описывает Иисуса как Спасителя для всех людей: евреев, самарян, и язычников, бедных и богатых, мужчин и женщин. Многие высказывания Иисуса, которые трудно понять, читая другие Евангелия, просто и ясно объясняются в Евангелии от Луки.
Важные стихи
«И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лук.4:14-19).
4. Евангелие от Иоанна
Автор, время и место
Автор четвёртого Евангелия не называет своего имени, а просто называет себя учеником, которого любил Иисус. Внимательно исследуя текст этого Евангелия, и сравнивая его с другими Евангелиями, мы можем прийти к выводу, что оно было написано именно Иоанном. Имя Апостола Иоанна упоминается в других Евангелиях около 20 раз, в Евангелии от Иоанна оно не упоминается прямо. Это может быть объяснено тем, что Иоанн, писавший это Евангелие, не хотел из-за скромности и смирения называть своё имя. Ириней, живший приблизительно в 130-200 годах нашей эры, был учеником Поликарпа, который был учеником Апостола Иоанна. Ссылаясь на Поликарпа, Ириней утверждает, что четвёртое Евангелие написал именно Апостол Иоанн, когда жил в Ефесе. Это было приблизительно в 80-90 гг. нашей эры. Некоторые предполагают, что оно было написано раньше, ещё до разрушения Иерусалима в 70 г. н. э.
Основная тема
«Иисус Христос – Единородный Божий Сын, явивший нам Бога Отца».
Содержание
Евангелие от Иоанна сильно отличается по стилю от предыдущих трёх Евангелий. Это объясняется несколькими причинами:
Во-первых, Евангелие от Иоанна было написано после Евангелий от Матфея, Марка и Луки. Иоанн был знаком с этими Евангелиями, и не хотел повторять того, что было написано в них, за исключением редких случаев. Под водительством Духа Божьего он описал в основном только те события из жизни Иисуса, и те Его поучения, которые не записали предыдущие Евангелисты.
Во-вторых, уже во время жизни Апостола Иоанна, в церковь начали проникать учения, отвергающие Божественность Иисуса Христа. Иоанн в своём Евангелии опровергает эти учения, доказывая, что Иисус есть Единородный Сын Божий, бывший прежде Авраама, прежде сотворения мира, и прежде Своего пришествия на землю. Цель написания своего Евангелия Иоанн выразил в таких стихах:
«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан.20:30-31).
Важные стихи
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:16-18).
5. Деяния Апостолов
Автор, время и место
Автором Деяний Апостолов является врач Лука, верный сотрудник Апостола Павла. Деяния являются продолжением Евангелия от Луки. Наиболее вероятно, что книга была написана в Риме, перед освобождением Павла из заключения, или сразу после него, приблизительно в 63 году н.э.
Основная тема
«Распространение Евангелия Царства Божьего и учения Иисуса Христа от Иерусалима до Рима».
Содержание
Книга описывает церковь в Иерусалиме, после вознесения Иисуса Христа, первое преследование и рассеяние еврейской церкви в языческих странах. Затем описывается начало обращения язычников, и обращение Савла из Тарса, который впоследствии стал Апостолом Павлом; первое миссионерское путешествие Павла; Собор в Иерусалиме, решивший вопрос об уверовавших из язычников. Далее описываются второе и третье миссионерские путешествия Апостола Павла, его арест и заключение в Иерусалиме, Кесарии и Риме. Книга Деяний описывает распространение Евангелия Иисуса Христа от Иерусалима до Рима, столицы самой мощной мировой империи того времени.
Важный стих
«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).
Исторический факт. Упоминания об Иисусе и Иакове
В бывшем Советском Союзе отвергалась историчность Иисуса Христа. В энциклопедиях о Нём писали, как о выдуманной, мифической личности. Некоторые люди отвергают его историчность до сих пор. Но об Иисусе Христе пишется не только в Евангелиях или других книгах Нового Завета. О Нём упоминается в Талмуде (хотя там Он показан в искажённом свете). О Нём также упоминают такие римские историки как Светоний и Тацит. Но самым ярким упоминанием в античной литературе является цитата из книги еврейского историка первого века, Иосифа Флавия. Он писал об Иисусе так:
«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос (Мессия). По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени» («Иудейские Древности» 18.3:3)
Многие подвергали сомнению историчность этого отрывка, но он присутствует во всех без исключения рукописях книги, включая самые древнейшие из них. Более того, Иосиф в своих трудах упоминает множество других людей, которых мы знаем из Библии. Он также описывает смерть Иакова, брата Иисуса Христа, который написал Послание Иакова:
«Анан же младший, о назначении которого мы только что упомянули, имел крутой и весьма неспокойный характер; он принадлежал к партии саддукеев, которые, как мы уже говорили, отличались в судах особенною жестокостью. Будучи таким человеком, Анан полагал, что вследствие смерти Феста и неприбытия пока еще Альбина наступил удобный момент для удовлетворения своей суровости. Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями.
Однако все усерднейшие и лучшие законоведы, бывшие тогда в городе, отнеслись к этому постановлению неприязненно. Они тайно послали к царю с просьбою запретить Анану подобные мероприятия на будущее время и указали на то, что и теперь он поступил неправильно. Некоторые из них даже выехали навстречу Альбину, ехавшему из Александрии, и объяснили ему, что Анан не имел права, помимо его разрешения, созывать синедрион. Альбин разделил их мнение на этот счет и написал Анану гневное письмо с угрозою наказать его. Ввиду этого царь Агриппа лишил Анана первосвященства уже три месяца спустя после его назначения и поставил на его место Иисуса, сына Дамнея» («Иудейские Древности» 20.9:2).
Смерть Иакова, описанная Иосифом Флавием, произошла около 62 г. н.э. Эта цитата ещё раз подтверждает истинность Библии, а также то, что Иисус Христос и Его брат Иаков были историческими личностями.
Иосиф не был христианином, и у него не было цели проповедовать христианство. Он просто, как историк, записывал факты, известные ему. Таким образом, истинность Библейских повествований подтверждается многими внешними источниками. Библия – Книга, которой можно доверять!