Что такое крещение Духом Святым?
Крещение – это погружение.
Слово «крещение», (по-гречески «баптизо»), буквально означает «погружение». Например, водное крещение – это кратковременное погружение в воду, которое совершается во Имя Иисуса Христа. Крещение Духом Святым – это погружение в Дух Святой, в Его особое присутствие. За этим погружением в Дух Святой, следует немедленное исполнение человека Духом Святым, то есть принятие дара Духа Святого. За исполнением Духом Святым немедленно следует то, что человек начинает говорить на иных языках, как Дух Святой даёт ему провещевать. Это говорение на иных языках является свидетельством того, что человек получил дар Духа Святого, и Дух Святой теперь находится в нём, а не только с ним. Крещение Духом Святым ещё называется в Писании получением дара Духа Святого. Апостол Пётр учил об этом так:
Деян.2:38-39 «Петр же сказал им: ПОКАЙТЕСЬ, и да КРЕСТИТСЯ каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; И ПОЛУЧИТЕ ДАР СВЯТОГО ДУХА. Ибо ВАМ ПРИНАДЛЕЖИТ ОБЕТОВАНИЕ и детям вашим И ВСЕМ дальним, КОГО НИ ПРИЗОВЕТ ГОСПОДЬ Бог наш».
Иисус также учил об этом получении Дара Духа Святого и называл его крещением Духом Святым:
Деян.1:5 «Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете КРЕЩЕНЫ ДУХОМ СВЯТЫМ».
Деян.11:16 «Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете КРЕЩЕНЫ ДУХОМ СВЯТЫМ"».
Давайте более подробно рассмотрим четыре этапа, в которые происходит крещение Духом Святым. За основной текст мы возьмём описание того, что произошло с учениками Иисуса Христа в день Пятидесятницы. Это записано в книге Деяния Апостолов, во второй главе:
1) Иисус изливает на верующего Дух Святой.
Деян.2:1-8 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились».
Как Апостол Пётр объяснил собравшимся людям то, что произошло? Давайте прочитаем часть его проповеди:
Деян.2:32-33 «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, ИЗЛИЛ то, что вы ныне видите и слышите».
Следовательно, то, что произошло в день Пятидесятницы, было излитием Святого Духа на учеников. Крещение Духом Святым начинается с того, что Иисус Христос изливает на верующего или же группу верующих, как в данном примере, Дух Святой.
2) Верующий погружается в Дух Святой.
Излитый свыше от Иисуса Христа Дух Святой наполняет то место, где находится верующий или группа верующих. Таким образом, верующий погружается в Дух Святой. Но он погружается в Него не таким же способом, как в воду. Человеку не нужно сходить вниз и быть погружённым. Это скорее похоже на то, как бы человек стал под большой водопад, и вода, изливаемая сверху, полностью покрыла его кругом. Он тоже будет погружен в воду, но эта вода движется сверху и полностью покрывает его. Крещение Духом Святым можно уподобить этому. Особое присутствие Духа Святого сходит на человека сверху от Иисуса Христа, полностью покрывая его. Человек оказывается внутри Духа Святого, сошедшего на него свыше. В день Пятидесятницы Дух Святой наполнил тот дом, где находились ученики Иисуса. Они оказались полностью погруженными в Его присутствие.
3) Верующий исполняется Духом Святым.
После того, как Дух Святой сходит на человека, человек должен принять Его в себя, исполниться им. Это принятие происходит верою. Мы поговорим об этом более детально ниже. После того, как Дух Святой наполнил тот дом, где были собраны ученики, они все исполнились Духа Святого. Так говорит нам вторая глава Деяний, 2-й стих.
4) Верующий начинает говорить на иных языках.
Будучи исполненными Духом Святым, ученики начали говорить на иных языках, которых они не знали и никогда не учили. Но люди, слышавшие их, знали и понимали эти языки. Они слышали, как те говорили о великих делах Божиих на разных наречиях (Деян.2:11). Видя недоумение людей, Пётр объяснил им, что произошло. Ученики были крещены Духом Святым, получили обетование и дар Духа Святого. Подобным образом крещение Духом Святым продолжает совершаться и до настоящего времени.
Зачем нам нужно крещение Духом Святым?
1. Это повеление Иисуса Христа.
Зачем нам нужно крещение Духом Святым? Во-первых, потому, что оно является Божьей волей для нас. Иисус повелел своим ученикам идти по всему миру и проповедовать Евангелие. Но он также повелел им никуда не идти и оставаться в Иерусалиме, доколе они не облекутся силою свыше, получив крещение Духом Святым.
Апостолы должны были учить верующих тому, что Иисус повелел им соблюдать (Мт. 28:19-20). А Он повелел Своим Апостолам получить дар Духа Святого прежде, чем проповедовать Евангелие другим:
Лук.24:49 «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; ВЫ ЖЕ ОСТАВАЙТЕСЬ В ГОРОДЕ ИЕРУСАЛИМЕ, ДОКОЛЕ НЕ ОБЛЕЧЕТЕСЬ СИЛОЮ СВЫШЕ».
Деян.1:4-8 «И, собрав их, Он повелел им: НЕ ОТЛУЧАЙТЕСЬ ИЗ ИЕРУСАЛИМА, НО ЖДИТЕ ОБЕЩАННОГО ОТ ОТЦА, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а ВЫ, ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ПОСЛЕ СЕГО, БУДЕТЕ КРЕЩЕНЫ ДУХОМ СВЯТЫМ.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
2. Этому учили Апостолы.
Апостолы учили людей тому же, чему Иисус научил их. Они учили о важности крещения Духом Святым. Апостол Пётр в день Пятидесятницы сказал собравшимся людям, что они должны покаяться, креститься в воде во Имя Иисуса Христа, и после этого они получат дар Духа Святого.
Апостолы молились об уверовавших и принявших водное крещение людях, чтобы они также получили и крещение Духом Святым. Апостолы молились об этом с возложением рук, и Дух Святой нисходил на верующих:
Деян.8:14-17 «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. ТОГДА ВОЗЛОЖИЛИ РУКИ НА НИХ, И ОНИ ПРИНЯЛИ ДУХА СВЯТОГО».
Деян.19:1-6 «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
Услышав это, ОНИ КРЕСТИЛИСЬ ВО ИМЯ ГОСПОДА ИИСУСА, и, КОГДА ПАВЕЛ ВОЗЛОЖИЛ НА НИХ РУКИ, НИСШЕЛ НА НИХ ДУХ СВЯТЫЙ, И ОНИ СТАЛИ ГОВОРИТЬ ИНЫМИ ЯЗЫКАМИ И ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ».
3. Это Божье обетование для всех верующих.
Дар Духа Святого является Божьим обетованием для всех уверовавших, призванных Богом. Апостол Пётр говорил об этом так:
Деян.2:16-18 «Но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать».
Деян.2:39 «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш».
4. Действия и дары Духа Святого.
Крещение Духом Святым нужно нам для того, чтобы получать дары Духа Святого. Именно Дух Святой, живущий в верующем человеке, даёт ему один или несколько сверхъестественных даров, для служения церкви и назидания других верующих. Об этом говорится в Первом Послании к Коринфянам:
1Кор.12:4-11 «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу.
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».
5. Молитва Духом.
Крещение Духом Святым нужно для того, чтобы быть способным молиться духом. Апостолы Павел и Иуда призывали верующих к такой постоянной молитве духом, которая ещё называется молитва Духом Святым:
Еф.6:18 «Всякою молитвою и прошением МОЛИТЕСЬ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ДУХОМ, и старайтесь о сем самом СО ВСЯКИМ ПОСТОЯНСТВОМ и молением о всех святых».
Иуд.1:20-21 «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, МОЛЯСЬ ДУХОМ СВЯТЫМ, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни».
Но что значит молиться духом или молиться Духом Святым? Какой дух молится при такой молитве, мой дух, или Дух Святой во мне? Писание открывает нам, что молитва духом – это молитва на ином языке. При такой молитве молится мой дух, но слова для молитвы он получает от Духа Святого. Мой дух молится в единении с Духом Святым. Такой молитвой может молиться только человек, имеющий дар Духа Святого. Мы видели из примеров Священного Писания, что способность молиться на ином языке человек получает именно при крещении Духом Святым.
1Кор.14:14-15 «Ибо КОГДА Я МОЛЮСЬ НА НЕЗНАКОМОМ ЯЗЫКЕ, то хотя ДУХ МОЙ и МОЛИТСЯ, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом».
Итак, мой дух молится, когда я молюсь на незнакомом языке. Но, как мы уже сказали, эта молитва совершается при помощи Духа Святого. Мы нуждаемся в такой молитве, потому что мы не знаем, о чём молиться, и как нужно молиться во многих ситуациях. Но Дух Святой знает, и Он может нам дать правильную молитву. Это ещё одна из причин, почему крещение Духом Святым настолько важно в жизни каждого христианина:
Рим.8:26-27 «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией».
Получает ли человек крещение Духом Святым при уверовании или водном крещении?
I. Уверование и Дух Святой.
Одним из возражений, которое иногда люди выдвигают против крещения Духом Святым со знамением иных языков, является то, что якобы человек уже получает Дар Духа Святого при уверовании, и ему больше ничего не нужно. Но это утверждение ошибочно. Писание нигде не говорит, что человек получает дар Духа Святого или крещение Духом Святым автоматически при уверовании.
Несомненно, Дух Святой берёт участие в возрождении человека, но это не одно и то же, что крещение Духом Святым. Во всех местах Писания, описывающих крещение Духом Святым, оно происходило после уверования. Обычно человек сначала каялся и верил в Иисуса Христа, затем был крещён в воде, затем Апостолы молись о нём, и он получал крещение Духом Святым. Свидетельством этого крещения было говорение на иных языках. Давайте рассмотрим несколько примеров из Писания, подтверждающих это:
1. Апостолы верили в Иисуса Христа и были крещены в воде, но они не имели дара Духа Святого до дня Пятидесятницы (Деян. 2:1-4).
2. Люди в Самарии поверили в Иисуса Христа и были крещены в воде, во Имя Иисуса Христа, но они не получили дар Духа Святого при этом. Апостолы Пётр и Иоанн пришли к ним, помолились о них, возложили на них руки, и только тогда они получили дар Духа Святого (Деян. 8:12-17).
3. Савл из Тарса поверил в Иисуса Христа, но при этом не получил дар Духа Святого немедленно. Он получил его позже, когда пришёл в Дамаск, и Анания помолился о нём, возложив на него руки (Деян.9:17).
4. Люди в Ефесе уверовали в Иисуса Христа, были крещены в воде во Имя Иисуса Христа, но не получили при этом дар Духа Святого. Они получили его тогда, когда Павел помолился о них, с возложением рук (Деян. 19:1-6).
Кто-то может возразить, что в доме Корнилия люди получили дар Духа Святого во время уверования (Деян. 10:42-48). Но мы должны рассматривать этот случай в свете того, что мы увидели из множества других мест Писания. Мы не можем одним местом Писания, перечеркнуть целую группу других мест Писания. И мы не можем сказать, что одно место противоречит всем другим.
Мы видим, что Писание ясно учит нас о том, что уверование и получение дара Духа Святого – это два разных события. Даже если они происходят очень быстро одно за другим, как в доме Корнилия, они не являются одним событием. Следует также добавить, что Корнилий, и люди, бывшие в его доме, получили крещение Духом Святым со знамением иных языков. Но обычно люди, утверждающие, что человек получает дар Духа Святого автоматически при уверовании, и приводящие как аргумент историю Корнилия, не признают крещения Духом Святым со знамением иных языков! Такое выборочное использование текста является неправильным.
II. Водное крещение и Дух Святой.
Есть ещё один аргумент, который иногда выдвигают противники крещения Духом Святым со знамением иных языков. Они говорят, что человек получает крещение Духом Святым автоматически не при уверовании, а при водном крещении. Но давайте вспомним те примеры, о которых мы уже говорили в предыдущем пункте, только теперь по отношению к водному крещению, и крещению Духом Святым. Ни Апостолы, ни верующие в Самарии, ни Савл из Тарса, ни верующие в Ефесе не получили дар Духа Святого при водном крещении. Никто из них не был крещён Духом Святым автоматически при водном крещении. Для всех них водное крещение и крещение Духом Святым были раздельными событиями.
Фактически в Писании нет ни одного случая, и ни одного текста, говорящего о том, что человек получает дар Духа Святого автоматически при водном крещении. Возможно, кто-то возразит, что Иисус получил дар Духа Святого при водном крещении, и это должно являться достаточным примером для нас. Но давайте рассмотрим крещение Иисуса поподробнее:
Лук.3:21-22 «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»
Оказывается, Дух Святой не сошёл на Иисуса Христа во время водного крещения! Дух Святой сошёл на Иисуса после того, как Иисус крестился! Крестившись, Иисус молился, и тогда на Него сошёл Дух Святой. Более того, когда Дух Святой сошёл на Иисуса, это было видимо и слышимо, как и в день Пятидесятницы. Пётр обращался к собравшимся людям в тот день Пятидесятницы с такими словами:
Деян.2:32-33 «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне ВИДИТЕ И СЛЫШИТЕ».
Во всех случаях, описывающих крещение Духом Святым в Новом Завете, это было что-то, что окружающие люди могли видеть и слышать. Это не происходило тихо и незаметно. Снова-таки, люди, утверждающие, что верующий получает крещение Духом Святым при водном крещении, говорят, что это происходит тихо и незаметно. Но, во-первых, все крещения Духом Святым, описанные в Библии никогда не происходили тихо и незаметно.
Во-вторых, нигде Писание не говорит нам, что крещение Духом Святым происходит автоматически при водном крещении. Библия не учит этому и не даёт ни одного примера этому, или даже намёка на это. По Библии, крещение Духом Святым и водное крещение – это два раздельных события. Это, конечно, не исключает того, что Иисус может крестить кого-то Духом Святым при водном крещении. Но если даже такое и произойдёт, эти два крещения останутся раздельными событиями. И крещение Духом Святым всегда происходит так, что это видимо и слышимо. Люди, получившие дар Духа Святого, начинают молиться и славить Бога на иных языках, которых они раньше не учили. Окружающие могут видеть и слышать это.
Как получить крещение Духом Святым?
1) Покаяться, поверить в Иисуса Христа, и креститься.
Что же нужно для того, чтобы получить крещение Духом Святым? Давайте посмотрим, как Апостол Пётр говорил об этом:
Деян.2:38 «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».
То, о чём говорил Апостол Пётр, является начальным требованием для человека, желающего получить дар Духа Святого. Такой человек должен покаяться, поверить в Иисуса Христа и креститься во Имя Иисуса Христа.
Хотя данный текст говорит только о покаянии и крещении, и ничего не говорит о вере в Иисуса Христа, но вера подразумевается в нём. Ведь человек не может быть по-настоящему крещённым в воде во Имя Иисуса Христа без веры в Иисуса Христа.
Более того, о вере в Иисуса, как об условии для получения дара Духа Святого, говорят другие места Писания. Апостол Пётр, давая отчёт перед другими Апостолами за посещение дома Корнилия, сказал, что Бог дал дар Духа Святого уверовавшим в Господа Иисуса Христа:
Деян.11:15-17 «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым". Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, УВЕРОВАВШИМ В ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?»
С этих, и также других мест Писания, мы можем увидеть, что начальными требованиями для получения дара Духа Святого являются: покаяние, вера в Господа Иисуса Христа, и водное крещение во имя Господа Иисуса Христа.
Здесь следует также заметить, что иногда Бог может дать человеку дар Духа Святого и до водного крещения. Так произошло в доме Корнилия. Но в апостольские времена это было скорее исключением, чем правилом, и от людей, получивших крещение Духом Святым до водного крещения, всё равно требовалось принять водное крещение.
2) Просить Духа Святого.
Иисус Христос учил, что о Духе Святом нужно просить Бога. То есть, о даре Духа Святого нужно молиться. Он также сказал, что если мы будем просить, то получим, если, конечно, при этом исполним все другие условия для получения дара Духа Святого:
Лук.11:13 «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него».
3) Жаждать Духа Святого.
Ещё Иисус Христос учил, что Дух Святой даётся не только просящим, но и жаждущим Его. Ведь иногда можно просить и без жажды. Что такое жажда? Жажда – это очень сильное желание. Бог сказал, что Он даст Своего Духа Святого жаждущим, то есть людям сильно желающим получить Его. Они не удовлетворятся ничем, пока не получат дар Духа Святого:
Ис.44:3 «Ибо Я ИЗОЛЬЮ ВОДЫ НА ЖАЖДУЩЕЕ и потоки на иссохшее; ИЗЛИЮ ДУХ МОЙ на племя твое и благословение Мое на потомков твоих».
Иоан.7:37-39 «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: КТО ЖАЖДЕТ, ИДИ КО МНЕ И ПЕЙ. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. СИЕ СКАЗАЛ ОН О ДУХЕ, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».
4) Прийти к Иисусу и пить. Принять верою Духа Святого.
Из предыдущего текста мы видим, что Иисус приглашал тех, кто жаждет, прийти к Нему и пить. Он говорил это о Духе Святом. Итак, чтобы получить дар Духа Святого, нужно прийти к Иисусу, исполнив при этом все предыдущие условия. Как мы можем прийти к Иисусу? В нашей молитве:
Пс.64:3 «Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть».
Итак, мы должны прийти к Иисусу в молитве и пить. Питие – это добровольный, активный процесс принятия в себя чего-либо. Невозможно пить с закрытым ртом, поэтому Бог говорит нам открыть свои уста, чтобы Он мог наполнить их. «Пить» Дух Святой – это с открытыми устами принимать Его в себя верою. Мы можем «пить» Дух Святой, то есть, принимать Его в себя верой, когда мы погружены, то есть крещены в Него Иисусом Христом.
Если мы покаялись, поверили в Иисуса Христа, приняли водное крещение, мы можем смело прийти к Иисусу в молитве, и попросить Его, чтобы Он погрузил нас в Дух Святой. Когда мы приходим к Иисусу в молитве с жаждой, исполнив все условия, мы можем быть уверенны, что Он сделает это для нас в тот момент. Но на нашей ответственности лежит открыть свои уста и принять в себя верою Дух Святой, в Который мы погружены Иисусом Христом.
Иногда люди, молящиеся о крещении Духом Святым, чувствуют особое прикосновение Божие. Они погружаются в Дух Святой, нисходящий на них от Иисуса Христа, но из-за неверия, страха, незнания или по другим причинам, они не открывают свои уста, не принимают в себя Дух Святой верою, не исполняются Им, хотя и погружены в Него. Молитва заканчивается, особое присутствие Духа Святого уходит, и люди так и остаются без дара Духа Святого, а лишь с приятными воспоминаниями Его присутствия. Это потому, что они не открыли свои уста, не пили, не применили свою веру для получения дара Духа Святого:
Пс.80:11 «Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; ОТКРОЙ УСТА ТВОИ, И Я НАПОЛНЮ ИХ».
Гал.3:14 «Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, ЧТОБЫ НАМ ПОЛУЧИТЬ ОБЕЩАННОГО ДУХА ВЕРОЮ».
5) Покорить Богу члены своего тела и свой язык.
Следующим этапом в крещении Духом Святым является покорение и отдача Духу Святому всех членов своего тела, и в особенности, своего языка. Мы предоставляем Богу члены своего тела для Его славы, как орудия праведности, для исполнения Его воли через нас. Решением своей воли мы предоставляем Духу Святому полный контроль над нами и нашими устами и языком. Это нужно для того, чтобы начать говорить на иных языках, прославляя Бога. Говорение на иных языках является, согласно Писанию, свидетельством получения дара Духа Святого.
Рим.6:13 «И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ БОГУ, КАК ОЖИВШИХ ИЗ МЕРТВЫХ, И ЧЛЕНЫ ВАШИ БОГУ В ОРУДИЯ ПРАВЕДНОСТИ».
Рим.6:19 «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, ТАК НЫНЕ ПРЕДСТАВЬТЕ ЧЛЕНЫ ВАШИ В РАБЫ ПРАВЕДНОСТИ НА ДЕЛА СВЯТЫЕ».
6) Начать говорить на иных языках, как даёт Дух Святой.
Когда мы снова рассмотрим то, что произошло в день Пятидесятницы, то сможем увидеть, что заключительным этапом в процессе крещения Духом Святым было говорение на иных языках:
Деян.2:4 «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Обратите внимание на то, что говорили на иных языках (то есть произносили слова), именно ученики, а не Дух Святой. Они начали говорить, а Дух Святой только давал им провещевать, Он давал им слова, которые они произносили. При крещении Духом Святым мы должны предоставить наш язык и наши уста Духу Святому, но, тем не менее, Он не будет заставлять нас говорить, если мы не сделаем этого добровольно. Он будет давать нам слова на ином языке, но обеспечить звук и начать говорить должны мы сами. Точно так же мы можем решать, когда молиться духом, а когда молиться умом:
1Кор.14:14-15 «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом».
Молитва о крещении Духом Святым с возложением рук.
Из многих мест книги Деяния, о которых мы уже упоминали выше в этом уроке, или которые цитировали, мы можем сделать один вывод. В апостольские времена большинство людей были крещены Духом Святым и получали дар Духа Святого через возложение рук Апостолов, или других духовно сильных верующих, и их молитву. Так, например, в Самарии люди получили дар Духа Святого через молитву и возложение рук Апостолов Иоанна и Петра. Савл, ставший впоследствии Апостолом Павлом, получил дар Духа Святого через возложение рук ученика по имени Анания. Уверовавшие в Ефесе получили дар Духа Святого через возложение рук Апостола Павла.
В Библии упоминается один духовный дар, который называется дар вспоможения, или дар помощи (1Кор. 12:28). Это особая способность, данная Духом Святым, подкреплять и поддерживать кого-то в молитве. Это способность эффективно ходатайствовать за кого-то, более слабого духовно, в молитве о крещении Духом Святым, или в молитве о других важных нуждах. Не все верующие имеют дар вспоможения, и не все могут возлагать руки на других, чтобы те получали крещение Духом Святым.
Значит ли это, что если поблизости нет никого, кто имеет дар вспоможения, то получить крещение Духом Святым невозможно? Совершенно нет. Книга Деяния описывает нам, что в некоторых случаях люди получали дар Духа Святого и без возложения рук. Ведь крестит Духом Святым не человек, а Иисус Христос. Люди, имеющие дар вспоможения, могут только помочь в этом, но они не могут никого крестить Духом Святым. Это делает только Господь, и Он может делать это без помощи людей. Так, например, произошло в доме Корнилия, и это продолжает происходить до сего дня.
Как правильно относиться к Духу Святому?
Дух Святой – «Сокровище в глиняных сосудах».
Следующий важный вопрос, который нам необходимо рассмотреть, будет о том, как нам следует относиться к Духу Святому, который мы получили при крещении Духом Святым. Давайте рассмотрим, как Апостол Павел понимал этот вопрос:
2Кор.4:5-7 «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам».
Апостол Павел говорил в этом тексте образным языком. Под глиняными сосудами он подразумевал, конечно же, наши тела, созданные Богом из праха земного. Но что он подразумевал под словом сокровище? Оно каким-то образом связано с преизбыточной силой Божьей, действующей в Апостолах. Но кто был источником этой силы в них? Иисус говорил ученикам такие слова:
Деян.1:8 «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
Итак, источником преизбыточной силы, действующей в Апостолах, был Дух Святой. Именно Он был тем сокровищем, которое Апостолы носили в «глиняных сосудах», в самих себе. Если Дух Святой является сокровищем, огромной ценностью, которую мы носим в себе, очень важно знать, как к Нему нужно относиться.
Дух Святой нельзя оскорблять.
Священное Писание учит нас, что Дух Святой нельзя оскорблять:
Еф.4:29-32 «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
Дух Святой оскорбляется всем тем неправильным поведением, которое описано выше: гнилые, недобрые слова, раздражение, ярость, гнев, крик, злоречие, злоба, отсутствие доброты и сострадательности, непрощение. Мы не имеем права проявлять это, к кому бы то ни было. Если мы не хотим потерять то сокровище, которое Бог нам дал, нужно удалить от себя всё негативное, что перечислено здесь.
Дух Святой также оскорбляется грехом человека, и Бог может отнять Своего Духа Святого у человека, если человек не кается. Давид понимал это, поэтому он молился такими словами, после того, как согрешил:
Пс.50:11-14 «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня».
Этот Псалом является молитвой покаяния Давида. Он может служить примером для нас, как следует молиться и каяться, если мы согрешили.
Дух святой нельзя угашать.
Также, Писание учит нас, что Дух Святой нельзя угашать. Чтобы понять, что это значит, нужно прочитать это утверждение из Послания Апостола Павла в контексте:
1Фесс.5:16-21 «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь».
Слова «Духа не угашайте» и «Пророчества не уничижайте» идут рядом. Вторая фраза является объяснением первой. Дух святой угашается верующими людьми, когда они уничижают пророчества, или другие проявления Духа Святого.
Апостол Павел написал Коринфянам такие слова о правильном отношении к пророчеству и иным языкам:
1Кор.14:39 «Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками».
Чтобы не угашать Духа Святого, мы должны ревновать о дарах духовных, и возгревать те дары, которые мы уже получили. Это происходит тогда, когда мы пользуемся ими и служим ими для назидания церкви:
1Кор.14:1 «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать».
1Кор.14:12-13 «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования».
2Тим.1:6 «По сей причине напоминаю тебе ВОЗГРЕВАТЬ ДАР БОЖИЙ, который в тебе через мое рукоположение».
Духом Святым нужно исполняться
1) Петь Богу хвалу.
Ещё одно повеление относительно Духа Святого дано нам в Послании к Ефесянам. Там сказано, что верующие должны исполняться Духом Святым. Сразу же после этих слов, Апостол Павел объясняет, как мы можем исполняться Духом Святым:
Еф.5:18-21 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; НО ИСПОЛНЯЙТЕСЬ ДУХОМ, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, ПОЯ И ВОСПЕВАЯ в сердцах ваших Господу, БЛАГОДАРЯ всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, ПОВИНУЯСЬ друг другу в страхе Божием».
Чтобы исполняться Духом Святым, нужно, во-первых, назидать самого себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердце своём Господу. То есть, нужно прославлять и хвалить Бога, и обычно это делается через псалом или песню. Славить Бога означает провозглашать Его качества и атрибуты, провозглашать то, кем Он есть. Много примеров этого мы можем увидеть в Псалмах:
Пс.94:1-5 «Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор - Его же; Его - море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его».
2) Благодарить всегда и за всё Бога.
Следующим необходимым условием для исполнения Духом Святым является благодарение Богу. Между прославлением Бога и благодарением Богу есть разница. Мы прославляем Бога за то, кем Он есть. Мы благодарим или благословляем Бога за то, что Он сделал и делает для нас. Также, нужно подметить, что часто в Библейском языке слова «благодарить» и «благословлять» означают одно и то же:
Пс.102:1-5 «Псалом Давида. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя».
3) Повиноваться друг другу в страхе Божием.
Третьим необходимым условием для исполнения Духом Святым является повиновение тем, кого Господь поставил над нами. Через повиновение тем, кто находится над нами, мы показываем наше повиновение Господу. Но мы также обязаны помнить, что такое повиновение должно происходить «в Господе». Если кто-либо, имеющий власть над нами, требует от нас нарушения Божьей воли, мы должны слушать Господа, а не человека в таких случаях (Деян. 4:19, 5:29).
Еф.5:22 «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу».
Еф.6:1 «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость».
1Пет.5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Последний из текстов, которые мы привели выше, объясняет для нас, почему повиновение необходимо для исполнения Духом Святым. Повиновение и подчинение является признаком смирения. Бог даёт благодать смирённым, а Дух Святой называется в Писании Духом благодати:
Евр.10:29 «То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и ДУХА БЛАГОДАТИ оскорбляет?»
Божья благодать даётся нам посредством Духа Святого. Гордый, неспособный повиноваться человек, не может получить Божьей благодати и не может исполняться Духом Святым, который является Духом благодати.
Домашнее задание
1. Выучите наизусть:
«Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый, и будете мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» Деяния 1:8.
Крещение – это погружение.
Слово «крещение», (по-гречески «баптизо»), буквально означает «погружение». Например, водное крещение – это кратковременное погружение в воду, которое совершается во Имя Иисуса Христа. Крещение Духом Святым – это погружение в Дух Святой, в Его особое присутствие. За этим погружением в Дух Святой, следует немедленное исполнение человека Духом Святым, то есть принятие дара Духа Святого. За исполнением Духом Святым немедленно следует то, что человек начинает говорить на иных языках, как Дух Святой даёт ему провещевать. Это говорение на иных языках является свидетельством того, что человек получил дар Духа Святого, и Дух Святой теперь находится в нём, а не только с ним. Крещение Духом Святым ещё называется в Писании получением дара Духа Святого. Апостол Пётр учил об этом так:
Деян.2:38-39 «Петр же сказал им: ПОКАЙТЕСЬ, и да КРЕСТИТСЯ каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; И ПОЛУЧИТЕ ДАР СВЯТОГО ДУХА. Ибо ВАМ ПРИНАДЛЕЖИТ ОБЕТОВАНИЕ и детям вашим И ВСЕМ дальним, КОГО НИ ПРИЗОВЕТ ГОСПОДЬ Бог наш».
Иисус также учил об этом получении Дара Духа Святого и называл его крещением Духом Святым:
Деян.1:5 «Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете КРЕЩЕНЫ ДУХОМ СВЯТЫМ».
Деян.11:16 «Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете КРЕЩЕНЫ ДУХОМ СВЯТЫМ"».
Давайте более подробно рассмотрим четыре этапа, в которые происходит крещение Духом Святым. За основной текст мы возьмём описание того, что произошло с учениками Иисуса Христа в день Пятидесятницы. Это записано в книге Деяния Апостолов, во второй главе:
1) Иисус изливает на верующего Дух Святой.
Деян.2:1-8 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились».
Как Апостол Пётр объяснил собравшимся людям то, что произошло? Давайте прочитаем часть его проповеди:
Деян.2:32-33 «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, ИЗЛИЛ то, что вы ныне видите и слышите».
Следовательно, то, что произошло в день Пятидесятницы, было излитием Святого Духа на учеников. Крещение Духом Святым начинается с того, что Иисус Христос изливает на верующего или же группу верующих, как в данном примере, Дух Святой.
2) Верующий погружается в Дух Святой.
Излитый свыше от Иисуса Христа Дух Святой наполняет то место, где находится верующий или группа верующих. Таким образом, верующий погружается в Дух Святой. Но он погружается в Него не таким же способом, как в воду. Человеку не нужно сходить вниз и быть погружённым. Это скорее похоже на то, как бы человек стал под большой водопад, и вода, изливаемая сверху, полностью покрыла его кругом. Он тоже будет погружен в воду, но эта вода движется сверху и полностью покрывает его. Крещение Духом Святым можно уподобить этому. Особое присутствие Духа Святого сходит на человека сверху от Иисуса Христа, полностью покрывая его. Человек оказывается внутри Духа Святого, сошедшего на него свыше. В день Пятидесятницы Дух Святой наполнил тот дом, где находились ученики Иисуса. Они оказались полностью погруженными в Его присутствие.
3) Верующий исполняется Духом Святым.
После того, как Дух Святой сходит на человека, человек должен принять Его в себя, исполниться им. Это принятие происходит верою. Мы поговорим об этом более детально ниже. После того, как Дух Святой наполнил тот дом, где были собраны ученики, они все исполнились Духа Святого. Так говорит нам вторая глава Деяний, 2-й стих.
4) Верующий начинает говорить на иных языках.
Будучи исполненными Духом Святым, ученики начали говорить на иных языках, которых они не знали и никогда не учили. Но люди, слышавшие их, знали и понимали эти языки. Они слышали, как те говорили о великих делах Божиих на разных наречиях (Деян.2:11). Видя недоумение людей, Пётр объяснил им, что произошло. Ученики были крещены Духом Святым, получили обетование и дар Духа Святого. Подобным образом крещение Духом Святым продолжает совершаться и до настоящего времени.
Зачем нам нужно крещение Духом Святым?
1. Это повеление Иисуса Христа.
Зачем нам нужно крещение Духом Святым? Во-первых, потому, что оно является Божьей волей для нас. Иисус повелел своим ученикам идти по всему миру и проповедовать Евангелие. Но он также повелел им никуда не идти и оставаться в Иерусалиме, доколе они не облекутся силою свыше, получив крещение Духом Святым.
Апостолы должны были учить верующих тому, что Иисус повелел им соблюдать (Мт. 28:19-20). А Он повелел Своим Апостолам получить дар Духа Святого прежде, чем проповедовать Евангелие другим:
Лук.24:49 «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; ВЫ ЖЕ ОСТАВАЙТЕСЬ В ГОРОДЕ ИЕРУСАЛИМЕ, ДОКОЛЕ НЕ ОБЛЕЧЕТЕСЬ СИЛОЮ СВЫШЕ».
Деян.1:4-8 «И, собрав их, Он повелел им: НЕ ОТЛУЧАЙТЕСЬ ИЗ ИЕРУСАЛИМА, НО ЖДИТЕ ОБЕЩАННОГО ОТ ОТЦА, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а ВЫ, ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ПОСЛЕ СЕГО, БУДЕТЕ КРЕЩЕНЫ ДУХОМ СВЯТЫМ.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
2. Этому учили Апостолы.
Апостолы учили людей тому же, чему Иисус научил их. Они учили о важности крещения Духом Святым. Апостол Пётр в день Пятидесятницы сказал собравшимся людям, что они должны покаяться, креститься в воде во Имя Иисуса Христа, и после этого они получат дар Духа Святого.
Апостолы молились об уверовавших и принявших водное крещение людях, чтобы они также получили и крещение Духом Святым. Апостолы молились об этом с возложением рук, и Дух Святой нисходил на верующих:
Деян.8:14-17 «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. ТОГДА ВОЗЛОЖИЛИ РУКИ НА НИХ, И ОНИ ПРИНЯЛИ ДУХА СВЯТОГО».
Деян.19:1-6 «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
Услышав это, ОНИ КРЕСТИЛИСЬ ВО ИМЯ ГОСПОДА ИИСУСА, и, КОГДА ПАВЕЛ ВОЗЛОЖИЛ НА НИХ РУКИ, НИСШЕЛ НА НИХ ДУХ СВЯТЫЙ, И ОНИ СТАЛИ ГОВОРИТЬ ИНЫМИ ЯЗЫКАМИ И ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ».
3. Это Божье обетование для всех верующих.
Дар Духа Святого является Божьим обетованием для всех уверовавших, призванных Богом. Апостол Пётр говорил об этом так:
Деян.2:16-18 «Но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать».
Деян.2:39 «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш».
4. Действия и дары Духа Святого.
Крещение Духом Святым нужно нам для того, чтобы получать дары Духа Святого. Именно Дух Святой, живущий в верующем человеке, даёт ему один или несколько сверхъестественных даров, для служения церкви и назидания других верующих. Об этом говорится в Первом Послании к Коринфянам:
1Кор.12:4-11 «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу.
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».
5. Молитва Духом.
Крещение Духом Святым нужно для того, чтобы быть способным молиться духом. Апостолы Павел и Иуда призывали верующих к такой постоянной молитве духом, которая ещё называется молитва Духом Святым:
Еф.6:18 «Всякою молитвою и прошением МОЛИТЕСЬ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ДУХОМ, и старайтесь о сем самом СО ВСЯКИМ ПОСТОЯНСТВОМ и молением о всех святых».
Иуд.1:20-21 «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, МОЛЯСЬ ДУХОМ СВЯТЫМ, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни».
Но что значит молиться духом или молиться Духом Святым? Какой дух молится при такой молитве, мой дух, или Дух Святой во мне? Писание открывает нам, что молитва духом – это молитва на ином языке. При такой молитве молится мой дух, но слова для молитвы он получает от Духа Святого. Мой дух молится в единении с Духом Святым. Такой молитвой может молиться только человек, имеющий дар Духа Святого. Мы видели из примеров Священного Писания, что способность молиться на ином языке человек получает именно при крещении Духом Святым.
1Кор.14:14-15 «Ибо КОГДА Я МОЛЮСЬ НА НЕЗНАКОМОМ ЯЗЫКЕ, то хотя ДУХ МОЙ и МОЛИТСЯ, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом».
Итак, мой дух молится, когда я молюсь на незнакомом языке. Но, как мы уже сказали, эта молитва совершается при помощи Духа Святого. Мы нуждаемся в такой молитве, потому что мы не знаем, о чём молиться, и как нужно молиться во многих ситуациях. Но Дух Святой знает, и Он может нам дать правильную молитву. Это ещё одна из причин, почему крещение Духом Святым настолько важно в жизни каждого христианина:
Рим.8:26-27 «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией».
Получает ли человек крещение Духом Святым при уверовании или водном крещении?
I. Уверование и Дух Святой.
Одним из возражений, которое иногда люди выдвигают против крещения Духом Святым со знамением иных языков, является то, что якобы человек уже получает Дар Духа Святого при уверовании, и ему больше ничего не нужно. Но это утверждение ошибочно. Писание нигде не говорит, что человек получает дар Духа Святого или крещение Духом Святым автоматически при уверовании.
Несомненно, Дух Святой берёт участие в возрождении человека, но это не одно и то же, что крещение Духом Святым. Во всех местах Писания, описывающих крещение Духом Святым, оно происходило после уверования. Обычно человек сначала каялся и верил в Иисуса Христа, затем был крещён в воде, затем Апостолы молись о нём, и он получал крещение Духом Святым. Свидетельством этого крещения было говорение на иных языках. Давайте рассмотрим несколько примеров из Писания, подтверждающих это:
1. Апостолы верили в Иисуса Христа и были крещены в воде, но они не имели дара Духа Святого до дня Пятидесятницы (Деян. 2:1-4).
2. Люди в Самарии поверили в Иисуса Христа и были крещены в воде, во Имя Иисуса Христа, но они не получили дар Духа Святого при этом. Апостолы Пётр и Иоанн пришли к ним, помолились о них, возложили на них руки, и только тогда они получили дар Духа Святого (Деян. 8:12-17).
3. Савл из Тарса поверил в Иисуса Христа, но при этом не получил дар Духа Святого немедленно. Он получил его позже, когда пришёл в Дамаск, и Анания помолился о нём, возложив на него руки (Деян.9:17).
4. Люди в Ефесе уверовали в Иисуса Христа, были крещены в воде во Имя Иисуса Христа, но не получили при этом дар Духа Святого. Они получили его тогда, когда Павел помолился о них, с возложением рук (Деян. 19:1-6).
Кто-то может возразить, что в доме Корнилия люди получили дар Духа Святого во время уверования (Деян. 10:42-48). Но мы должны рассматривать этот случай в свете того, что мы увидели из множества других мест Писания. Мы не можем одним местом Писания, перечеркнуть целую группу других мест Писания. И мы не можем сказать, что одно место противоречит всем другим.
Мы видим, что Писание ясно учит нас о том, что уверование и получение дара Духа Святого – это два разных события. Даже если они происходят очень быстро одно за другим, как в доме Корнилия, они не являются одним событием. Следует также добавить, что Корнилий, и люди, бывшие в его доме, получили крещение Духом Святым со знамением иных языков. Но обычно люди, утверждающие, что человек получает дар Духа Святого автоматически при уверовании, и приводящие как аргумент историю Корнилия, не признают крещения Духом Святым со знамением иных языков! Такое выборочное использование текста является неправильным.
II. Водное крещение и Дух Святой.
Есть ещё один аргумент, который иногда выдвигают противники крещения Духом Святым со знамением иных языков. Они говорят, что человек получает крещение Духом Святым автоматически не при уверовании, а при водном крещении. Но давайте вспомним те примеры, о которых мы уже говорили в предыдущем пункте, только теперь по отношению к водному крещению, и крещению Духом Святым. Ни Апостолы, ни верующие в Самарии, ни Савл из Тарса, ни верующие в Ефесе не получили дар Духа Святого при водном крещении. Никто из них не был крещён Духом Святым автоматически при водном крещении. Для всех них водное крещение и крещение Духом Святым были раздельными событиями.
Фактически в Писании нет ни одного случая, и ни одного текста, говорящего о том, что человек получает дар Духа Святого автоматически при водном крещении. Возможно, кто-то возразит, что Иисус получил дар Духа Святого при водном крещении, и это должно являться достаточным примером для нас. Но давайте рассмотрим крещение Иисуса поподробнее:
Лук.3:21-22 «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»
Оказывается, Дух Святой не сошёл на Иисуса Христа во время водного крещения! Дух Святой сошёл на Иисуса после того, как Иисус крестился! Крестившись, Иисус молился, и тогда на Него сошёл Дух Святой. Более того, когда Дух Святой сошёл на Иисуса, это было видимо и слышимо, как и в день Пятидесятницы. Пётр обращался к собравшимся людям в тот день Пятидесятницы с такими словами:
Деян.2:32-33 «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне ВИДИТЕ И СЛЫШИТЕ».
Во всех случаях, описывающих крещение Духом Святым в Новом Завете, это было что-то, что окружающие люди могли видеть и слышать. Это не происходило тихо и незаметно. Снова-таки, люди, утверждающие, что верующий получает крещение Духом Святым при водном крещении, говорят, что это происходит тихо и незаметно. Но, во-первых, все крещения Духом Святым, описанные в Библии никогда не происходили тихо и незаметно.
Во-вторых, нигде Писание не говорит нам, что крещение Духом Святым происходит автоматически при водном крещении. Библия не учит этому и не даёт ни одного примера этому, или даже намёка на это. По Библии, крещение Духом Святым и водное крещение – это два раздельных события. Это, конечно, не исключает того, что Иисус может крестить кого-то Духом Святым при водном крещении. Но если даже такое и произойдёт, эти два крещения останутся раздельными событиями. И крещение Духом Святым всегда происходит так, что это видимо и слышимо. Люди, получившие дар Духа Святого, начинают молиться и славить Бога на иных языках, которых они раньше не учили. Окружающие могут видеть и слышать это.
Как получить крещение Духом Святым?
1) Покаяться, поверить в Иисуса Христа, и креститься.
Что же нужно для того, чтобы получить крещение Духом Святым? Давайте посмотрим, как Апостол Пётр говорил об этом:
Деян.2:38 «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».
То, о чём говорил Апостол Пётр, является начальным требованием для человека, желающего получить дар Духа Святого. Такой человек должен покаяться, поверить в Иисуса Христа и креститься во Имя Иисуса Христа.
Хотя данный текст говорит только о покаянии и крещении, и ничего не говорит о вере в Иисуса Христа, но вера подразумевается в нём. Ведь человек не может быть по-настоящему крещённым в воде во Имя Иисуса Христа без веры в Иисуса Христа.
Более того, о вере в Иисуса, как об условии для получения дара Духа Святого, говорят другие места Писания. Апостол Пётр, давая отчёт перед другими Апостолами за посещение дома Корнилия, сказал, что Бог дал дар Духа Святого уверовавшим в Господа Иисуса Христа:
Деян.11:15-17 «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым". Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, УВЕРОВАВШИМ В ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?»
С этих, и также других мест Писания, мы можем увидеть, что начальными требованиями для получения дара Духа Святого являются: покаяние, вера в Господа Иисуса Христа, и водное крещение во имя Господа Иисуса Христа.
Здесь следует также заметить, что иногда Бог может дать человеку дар Духа Святого и до водного крещения. Так произошло в доме Корнилия. Но в апостольские времена это было скорее исключением, чем правилом, и от людей, получивших крещение Духом Святым до водного крещения, всё равно требовалось принять водное крещение.
2) Просить Духа Святого.
Иисус Христос учил, что о Духе Святом нужно просить Бога. То есть, о даре Духа Святого нужно молиться. Он также сказал, что если мы будем просить, то получим, если, конечно, при этом исполним все другие условия для получения дара Духа Святого:
Лук.11:13 «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него».
3) Жаждать Духа Святого.
Ещё Иисус Христос учил, что Дух Святой даётся не только просящим, но и жаждущим Его. Ведь иногда можно просить и без жажды. Что такое жажда? Жажда – это очень сильное желание. Бог сказал, что Он даст Своего Духа Святого жаждущим, то есть людям сильно желающим получить Его. Они не удовлетворятся ничем, пока не получат дар Духа Святого:
Ис.44:3 «Ибо Я ИЗОЛЬЮ ВОДЫ НА ЖАЖДУЩЕЕ и потоки на иссохшее; ИЗЛИЮ ДУХ МОЙ на племя твое и благословение Мое на потомков твоих».
Иоан.7:37-39 «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: КТО ЖАЖДЕТ, ИДИ КО МНЕ И ПЕЙ. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. СИЕ СКАЗАЛ ОН О ДУХЕ, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».
4) Прийти к Иисусу и пить. Принять верою Духа Святого.
Из предыдущего текста мы видим, что Иисус приглашал тех, кто жаждет, прийти к Нему и пить. Он говорил это о Духе Святом. Итак, чтобы получить дар Духа Святого, нужно прийти к Иисусу, исполнив при этом все предыдущие условия. Как мы можем прийти к Иисусу? В нашей молитве:
Пс.64:3 «Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть».
Итак, мы должны прийти к Иисусу в молитве и пить. Питие – это добровольный, активный процесс принятия в себя чего-либо. Невозможно пить с закрытым ртом, поэтому Бог говорит нам открыть свои уста, чтобы Он мог наполнить их. «Пить» Дух Святой – это с открытыми устами принимать Его в себя верою. Мы можем «пить» Дух Святой, то есть, принимать Его в себя верой, когда мы погружены, то есть крещены в Него Иисусом Христом.
Если мы покаялись, поверили в Иисуса Христа, приняли водное крещение, мы можем смело прийти к Иисусу в молитве, и попросить Его, чтобы Он погрузил нас в Дух Святой. Когда мы приходим к Иисусу в молитве с жаждой, исполнив все условия, мы можем быть уверенны, что Он сделает это для нас в тот момент. Но на нашей ответственности лежит открыть свои уста и принять в себя верою Дух Святой, в Который мы погружены Иисусом Христом.
Иногда люди, молящиеся о крещении Духом Святым, чувствуют особое прикосновение Божие. Они погружаются в Дух Святой, нисходящий на них от Иисуса Христа, но из-за неверия, страха, незнания или по другим причинам, они не открывают свои уста, не принимают в себя Дух Святой верою, не исполняются Им, хотя и погружены в Него. Молитва заканчивается, особое присутствие Духа Святого уходит, и люди так и остаются без дара Духа Святого, а лишь с приятными воспоминаниями Его присутствия. Это потому, что они не открыли свои уста, не пили, не применили свою веру для получения дара Духа Святого:
Пс.80:11 «Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; ОТКРОЙ УСТА ТВОИ, И Я НАПОЛНЮ ИХ».
Гал.3:14 «Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, ЧТОБЫ НАМ ПОЛУЧИТЬ ОБЕЩАННОГО ДУХА ВЕРОЮ».
5) Покорить Богу члены своего тела и свой язык.
Следующим этапом в крещении Духом Святым является покорение и отдача Духу Святому всех членов своего тела, и в особенности, своего языка. Мы предоставляем Богу члены своего тела для Его славы, как орудия праведности, для исполнения Его воли через нас. Решением своей воли мы предоставляем Духу Святому полный контроль над нами и нашими устами и языком. Это нужно для того, чтобы начать говорить на иных языках, прославляя Бога. Говорение на иных языках является, согласно Писанию, свидетельством получения дара Духа Святого.
Рим.6:13 «И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ БОГУ, КАК ОЖИВШИХ ИЗ МЕРТВЫХ, И ЧЛЕНЫ ВАШИ БОГУ В ОРУДИЯ ПРАВЕДНОСТИ».
Рим.6:19 «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, ТАК НЫНЕ ПРЕДСТАВЬТЕ ЧЛЕНЫ ВАШИ В РАБЫ ПРАВЕДНОСТИ НА ДЕЛА СВЯТЫЕ».
6) Начать говорить на иных языках, как даёт Дух Святой.
Когда мы снова рассмотрим то, что произошло в день Пятидесятницы, то сможем увидеть, что заключительным этапом в процессе крещения Духом Святым было говорение на иных языках:
Деян.2:4 «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Обратите внимание на то, что говорили на иных языках (то есть произносили слова), именно ученики, а не Дух Святой. Они начали говорить, а Дух Святой только давал им провещевать, Он давал им слова, которые они произносили. При крещении Духом Святым мы должны предоставить наш язык и наши уста Духу Святому, но, тем не менее, Он не будет заставлять нас говорить, если мы не сделаем этого добровольно. Он будет давать нам слова на ином языке, но обеспечить звук и начать говорить должны мы сами. Точно так же мы можем решать, когда молиться духом, а когда молиться умом:
1Кор.14:14-15 «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом».
Молитва о крещении Духом Святым с возложением рук.
Из многих мест книги Деяния, о которых мы уже упоминали выше в этом уроке, или которые цитировали, мы можем сделать один вывод. В апостольские времена большинство людей были крещены Духом Святым и получали дар Духа Святого через возложение рук Апостолов, или других духовно сильных верующих, и их молитву. Так, например, в Самарии люди получили дар Духа Святого через молитву и возложение рук Апостолов Иоанна и Петра. Савл, ставший впоследствии Апостолом Павлом, получил дар Духа Святого через возложение рук ученика по имени Анания. Уверовавшие в Ефесе получили дар Духа Святого через возложение рук Апостола Павла.
В Библии упоминается один духовный дар, который называется дар вспоможения, или дар помощи (1Кор. 12:28). Это особая способность, данная Духом Святым, подкреплять и поддерживать кого-то в молитве. Это способность эффективно ходатайствовать за кого-то, более слабого духовно, в молитве о крещении Духом Святым, или в молитве о других важных нуждах. Не все верующие имеют дар вспоможения, и не все могут возлагать руки на других, чтобы те получали крещение Духом Святым.
Значит ли это, что если поблизости нет никого, кто имеет дар вспоможения, то получить крещение Духом Святым невозможно? Совершенно нет. Книга Деяния описывает нам, что в некоторых случаях люди получали дар Духа Святого и без возложения рук. Ведь крестит Духом Святым не человек, а Иисус Христос. Люди, имеющие дар вспоможения, могут только помочь в этом, но они не могут никого крестить Духом Святым. Это делает только Господь, и Он может делать это без помощи людей. Так, например, произошло в доме Корнилия, и это продолжает происходить до сего дня.
Как правильно относиться к Духу Святому?
Дух Святой – «Сокровище в глиняных сосудах».
Следующий важный вопрос, который нам необходимо рассмотреть, будет о том, как нам следует относиться к Духу Святому, который мы получили при крещении Духом Святым. Давайте рассмотрим, как Апостол Павел понимал этот вопрос:
2Кор.4:5-7 «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам».
Апостол Павел говорил в этом тексте образным языком. Под глиняными сосудами он подразумевал, конечно же, наши тела, созданные Богом из праха земного. Но что он подразумевал под словом сокровище? Оно каким-то образом связано с преизбыточной силой Божьей, действующей в Апостолах. Но кто был источником этой силы в них? Иисус говорил ученикам такие слова:
Деян.1:8 «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
Итак, источником преизбыточной силы, действующей в Апостолах, был Дух Святой. Именно Он был тем сокровищем, которое Апостолы носили в «глиняных сосудах», в самих себе. Если Дух Святой является сокровищем, огромной ценностью, которую мы носим в себе, очень важно знать, как к Нему нужно относиться.
Дух Святой нельзя оскорблять.
Священное Писание учит нас, что Дух Святой нельзя оскорблять:
Еф.4:29-32 «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
Дух Святой оскорбляется всем тем неправильным поведением, которое описано выше: гнилые, недобрые слова, раздражение, ярость, гнев, крик, злоречие, злоба, отсутствие доброты и сострадательности, непрощение. Мы не имеем права проявлять это, к кому бы то ни было. Если мы не хотим потерять то сокровище, которое Бог нам дал, нужно удалить от себя всё негативное, что перечислено здесь.
Дух Святой также оскорбляется грехом человека, и Бог может отнять Своего Духа Святого у человека, если человек не кается. Давид понимал это, поэтому он молился такими словами, после того, как согрешил:
Пс.50:11-14 «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня».
Этот Псалом является молитвой покаяния Давида. Он может служить примером для нас, как следует молиться и каяться, если мы согрешили.
Дух святой нельзя угашать.
Также, Писание учит нас, что Дух Святой нельзя угашать. Чтобы понять, что это значит, нужно прочитать это утверждение из Послания Апостола Павла в контексте:
1Фесс.5:16-21 «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь».
Слова «Духа не угашайте» и «Пророчества не уничижайте» идут рядом. Вторая фраза является объяснением первой. Дух святой угашается верующими людьми, когда они уничижают пророчества, или другие проявления Духа Святого.
Апостол Павел написал Коринфянам такие слова о правильном отношении к пророчеству и иным языкам:
1Кор.14:39 «Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками».
Чтобы не угашать Духа Святого, мы должны ревновать о дарах духовных, и возгревать те дары, которые мы уже получили. Это происходит тогда, когда мы пользуемся ими и служим ими для назидания церкви:
1Кор.14:1 «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать».
1Кор.14:12-13 «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования».
2Тим.1:6 «По сей причине напоминаю тебе ВОЗГРЕВАТЬ ДАР БОЖИЙ, который в тебе через мое рукоположение».
Духом Святым нужно исполняться
1) Петь Богу хвалу.
Ещё одно повеление относительно Духа Святого дано нам в Послании к Ефесянам. Там сказано, что верующие должны исполняться Духом Святым. Сразу же после этих слов, Апостол Павел объясняет, как мы можем исполняться Духом Святым:
Еф.5:18-21 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; НО ИСПОЛНЯЙТЕСЬ ДУХОМ, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, ПОЯ И ВОСПЕВАЯ в сердцах ваших Господу, БЛАГОДАРЯ всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, ПОВИНУЯСЬ друг другу в страхе Божием».
Чтобы исполняться Духом Святым, нужно, во-первых, назидать самого себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердце своём Господу. То есть, нужно прославлять и хвалить Бога, и обычно это делается через псалом или песню. Славить Бога означает провозглашать Его качества и атрибуты, провозглашать то, кем Он есть. Много примеров этого мы можем увидеть в Псалмах:
Пс.94:1-5 «Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор - Его же; Его - море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его».
2) Благодарить всегда и за всё Бога.
Следующим необходимым условием для исполнения Духом Святым является благодарение Богу. Между прославлением Бога и благодарением Богу есть разница. Мы прославляем Бога за то, кем Он есть. Мы благодарим или благословляем Бога за то, что Он сделал и делает для нас. Также, нужно подметить, что часто в Библейском языке слова «благодарить» и «благословлять» означают одно и то же:
Пс.102:1-5 «Псалом Давида. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя».
3) Повиноваться друг другу в страхе Божием.
Третьим необходимым условием для исполнения Духом Святым является повиновение тем, кого Господь поставил над нами. Через повиновение тем, кто находится над нами, мы показываем наше повиновение Господу. Но мы также обязаны помнить, что такое повиновение должно происходить «в Господе». Если кто-либо, имеющий власть над нами, требует от нас нарушения Божьей воли, мы должны слушать Господа, а не человека в таких случаях (Деян. 4:19, 5:29).
Еф.5:22 «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу».
Еф.6:1 «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость».
1Пет.5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Последний из текстов, которые мы привели выше, объясняет для нас, почему повиновение необходимо для исполнения Духом Святым. Повиновение и подчинение является признаком смирения. Бог даёт благодать смирённым, а Дух Святой называется в Писании Духом благодати:
Евр.10:29 «То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и ДУХА БЛАГОДАТИ оскорбляет?»
Божья благодать даётся нам посредством Духа Святого. Гордый, неспособный повиноваться человек, не может получить Божьей благодати и не может исполняться Духом Святым, который является Духом благодати.
Домашнее задание
1. Выучите наизусть:
«Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый, и будете мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» Деяния 1:8.