Брань, которую мы, как ученики Иисуса Христа, должны вести – это не брань против плоти и крови (то есть не против людей), а против духов злобы поднебесных. Это война духовная, и наше оружие тоже духовное, а не плотское:
2Кор.10:3-5 «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».
Что же является этим оружием для нашей духовной брани? Давайте более подробно рассмотрим, как Апостол Павел писал об этом в Послании к Ефесянам.
1. Пояс истины
Первым оружием ученика Иисуса Христа, которое Павел упоминает в Послании к Ефесянам 6:14, является истина. Павел пишет, что мы должны препоясать наши чресла истиною. Следовательно, истина является духовным поясом ученика Иисуса Христа:
Еф.6:13-14 «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, ПРЕПОЯСАВ ЧРЕСЛА ВАШИ ИСТИНОЮ и облекшись в броню праведности».
Пояс был очень важной частью вооружения древнего воина. Пояс удерживал одежду в правильном месте. Пояс скреплял, поддерживал и сохранял от растяжения и повреждения мышцы туловища воина. На поясе также висел меч воина, которым он должен был пользоваться в битве. Истина – это наш пояс. Что такое истина? Чтобы ответить на это вопрос, нам нужно прочитать часть молитвы Иисуса Христа, записанной в 17-й главе Евангелия от Иоанна:
Иоан.17:17 «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина».
Итак, Слово Божие является истиной. Именно Словом Божиим мы должны препоясать наши чресла. Но о каких именно чреслах идёт речь? Ответ на это дан в Первом Послании Петра:
1Пет.1:13 «Посему, [возлюбленные,] ПРЕПОЯСАВ ЧРЕСЛА УМА ВАШЕГО, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа».
Итак, если мы хотим быть победителями в духовной борьбе, то должны препоясать чресла нашего ума истиной – Словом Божиим. Нужно читать Библию – Слово Божие, нужно запоминать то, что написано в Библии, нужно учить наизусть стихи из Библии. Наш ум должен быть препоясан Словом Божиим. Наше мышление должно быть сформировано Словом Божиим. Без этого наша духовная брань никогда не будет успешной, и мы никогда не сможем стать победителями.
2. Броня праведности
Следующей частью нашего духовного вооружения является броня праведности:
Еф.6:14 «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности».
Броня охраняет тело воина, особенно его грудь и сердце от вражеских ударов. Как мы можем одеться в броню праведности? Мы получаем праведность от Бога не за наши дела, а по вере в Иисуса Христа:
Рим.3:20-24 «Потому что ДЕЛАМИ ЗАКОНА НЕ ОПРАВДАЕТСЯ ПРЕД НИМ НИКАКАЯ ПЛОТЬ; ибо законом познается грех. Но НЫНЕ, НЕЗАВИСИМО ОТ ЗАКОНА, ЯВИЛАСЬ ПРАВДА БОЖИЯ, о которой свидетельствуют закон и пророки, ПРАВДА БОЖИЯ ЧЕРЕЗ ВЕРУ В ИИСУСА ХРИСТА ВО ВСЕХ И НА ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, ПОЛУЧАЯ ОПРАВДАНИЕ ДАРОМ, ПО БЛАГОДАТИ ЕГО, ИСКУПЛЕНИЕМ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ».
Рим.3:28 «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона».
Рим.4:3 «Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность».
Рим.4:23-25 «А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».
Итак, мы получаем оправдание, то есть становимся праведными пред Богом через веру в Иисуса Христа. Но чтобы продолжать быть праведными после оправдания, нам нужно праведно жить, исполняя Божьи заповеди:
Откр.22:11 «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; ПРАВЕДНЫЙ ДА ТВОРИТ ПРАВДУ ЕЩЕ, и святый да освящается еще».
Втор.6:25 «И в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам».
Именно такую практическую праведность имел в виду Апостол Павел, когда писал ефесским христианам (а также всем нам), облечься в броню праведности. Откуда мы это знаем? Павел писал о важности для христиан быть одетыми в броню не только в Послании к Ефесянам, но и в 1-м Послании к Фессалоникийцам. Но в этом Послании он называет эту броню не броней праведности, а броней веры и любви:
1Фесс.5:8 «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в БРОНЮ ВЕРЫ И ЛЮБВИ и в шлем надежды спасения».
Мы получаем праведность не по нашим делам, а по вере в Иисуса Христа. Но если мы действительно верим в Иисуса Христа, и если мы действительно получили оправдание, праведность от Бога, благодаря этой вере, то это должно проявиться в нашей жизни. Наша вера должна действовать любовью, должна быть проявлена в делах любви к Богу и ближнему, в соблюдении Божиих заповедей. Мы сможем быть по-настоящему праведными пред Богом и одетыми в броню праведности только тогда, когда наша вера будет действовать любовью:
Гал.5:6 «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но ВЕРА, ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛЮБОВЬЮ».
Вера, действующая любовью, является нашей броней праведности, нашей надёжной защитой от врага:
Прит.10:2 «Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти».
Прит.11:4 «Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти».
Напомним, что слово «правда» в вышеприведённых текстах использовано в смысле «праведность».
3. Обувь готовности благовествовать мир
Далее, описывая оружие христианина, Апостол Павел говорит так:
Еф.6:15 «и обув ноги в готовность благовествовать мир».
Готовность благовествовать мир, то есть готовность проповедовать людям Евангелие о примирении человека с Богом через Иисуса Христа, является нашей духовной обувью. Апостол Павел написал об Апостольском служении такие слова:
2Кор.5:18-21 «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».
Не только Апостолы, Евангелисты или другие служители должны быть готовыми благовествовать мир. Готовыми к этому должны быть все христиане. Одетым во всеоружие Божие должен быть каждый христианин. О готовности говорить людям о своей вере Павел писал и в других Посланиях. Об этом же писал также Апостол Пётр:
Кол.4:5-6 «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому».
1Пет.3:15 «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».
Откуда мы можем взять эту готовность? От изучения Священного Писания. От чтения и запоминания Слова Божия. От изучения основ нашей веры. Помочь нам быть готовыми давать отчёт в своём уповании могут также более опытные и зрелые в вере братья, и сёстры. Общение с ними может укрепить нашу веру и нашу готовность делиться своей верой с другими. Также, эта готовность приходит от нашего личного опыта. Чем больше мы говорим с людьми о нашей вере, тем более опыта в этом приобретаем.
4. Щит веры
Следующая часть нашего вооружения – это щит веры:
Еф.6:16 «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого».
Щит римского воина был очень большим. Им можно было защитить всё тело от стрел и копий врагов. Очень часто в древности воины наматывали горящее вещество на концы своих стрел и копий, зажигали их, и затем пускали их в противника. Такое оружие ранило, обжигало и убивало. Единственной надёжной защитой от этого был щит. Он останавливал и угашал раскалённые стрелы. Броня тоже была защитой от стрел, но броня не защищала всего тела так, как щит, она защищала только грудь воина. Наш щит – это твёрдая вера в всемогущего и благого Бога.
Что такое раскалённые стрелы лукавого (диавола), которые он посылает на нас? Это могут быть: искушения (1Пар.21:1, 1Пет.4:12-16, 1Кор.7:5), обвинения (Рим.8:33, Откр.12:10), сомнения (Бытие 3:1-7), болезни и несчастья (Иов.1:9-19, 2:1-7).
Всё это сатана может обрушить на нас очень внезапно и неожиданно, точно так, как стрела прилетает внезапно. Полёт стрелы очень быстрый, и не всегда видно, когда она летит в воздухе. О выпущенной стреле воин узнаёт только тогда, когда она уже попала в тело, вонзилась в щит, или отскочила от щита.
Чтобы диавол не мог поразить нас своими внезапными раскалёнными стрелами, наш щит всегда должен быть наготове. Мы всегда должны иметь твёрдую непоколебимую веру в Бога, независимо от обстоятельств. Мы всегда должны полностью доверять Богу и Его словам. Апостол Иаков писал, что если мы будем противостоять диаволу, то он убежит от нас. Апостол Пётр написал, что мы должны противостоять диаволу твёрдою верою:
Иак.4:7 «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас».
1Пет.5:8-9 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».
Откуда приходит вера? Где нам взять веру, если её у нас нет? Как нам укрепить нашу веру, если она очень маленькая? Апостол Павел написал в Послании к Римлянам такие слова:
Рим.10:17 «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».
Вера приходит к нам, когда мы внимательно слушаем то, что Бог хочет сказать нам через Своё Слово. Мы видим, насколько Слово Божие важно в нашей жизни и в нашей духовной брани. Без пребывания в Слове Божием, без наполнения себя этим Словом, и без веры, которая приходит от этого Слова, мы не будем способны противостоять диаволу и устоять в духовной битве.
5. Шлём спасения
Далее, Апостол Павел пишет нам, что мы должны взять шлём спасения:
Еф.6:17 «и ШЛЕМ СПАСЕНИЯ возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».
В 1-м Послании к Фессалоникийцам Апостол Павел называет этот шлём христианина «шлём надежды спасения»:
1Фесс.5:8 «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в ШЛЕМ НАДЕЖДЫ СПАСЕНИЯ».
Шлём защищает голову воина. Шлём надежды спасения защищает наш разум от атак диавола. Диавол может атаковать наш разум сомнением в Божьем спасении, в Божьем прощении, в Божьей способности сохранить нас для Его Царства. Как мы можем надеть этот шлём? Наполняя наш разум обетованиями Слова Божьего, которые говорят о Божьей любви к нам, о Божьем прощении, когда мы каемся, о Божьей верности и способности сохранить нас для Своего Царства. Давайте прочитаем несколько из этих обетований:
1Иоан.4:16 «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
1Иоан.1:9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
Иуд.1:24-25 «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь».
1Фесс.5:23-24 «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие».
2Тим.4:18 «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь».
Для того, чтобы наш разум был защищён шлёмом надежды спасения, мы должны верить в те слова Священного Писания, которые приведены выше, и также другие, подобные им. Мы должны наполнять свой разум этими обетованиями Божиими, и исповедовать их своими устами, когда диавол атакует нас сомнением в Божьей верности и в Божьем спасении. Поступая так, мы будем одеты в шлём спасения.
6. Меч духовный
Вместе со шлёмом спасения Апостол Павел пишет ещё об одном важном оружии христианина – о духовном мече, которым является Слово Божие:
Еф.6:17 «и шлем спасения возьмите, и МЕЧ ДУХОВНЫЙ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ СЛОВО БОЖИЕ».
Слово Божие является не только оружием защиты, но и оружием нападения. В 1-м Послании Иоанна сказано, что сила юношей заключается в том, что в них пребывает Слово Божие. Благодаря этому они сильны, и благодаря этому они победили лукавого, то есть диавола:
1Иоан.2:14 «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я НАПИСАЛ ВАМ, ЮНОШИ, ПОТОМУ ЧТО ВЫ СИЛЬНЫ, И СЛОВО БОЖИЕ ПРЕБЫВАЕТ В ВАС, И ВЫ ПОБЕДИЛИ ЛУКАВОГО».
Как мы уже не раз повторяли в этой главе, Слово Божие очень важно для нашей победы в духовной войне. В стихе, который мы рассматриваем (Еф.6:17), Апостол Павел называет Слово Божие нашим духовным мечем. Он призывает нас взять этот меч и пользоваться им. Помните, когда мы говорили о поясе истины, то сказали, что меч воина висит на его поясе? Истина – это слово Божие. Мы должны препоясать чресла нашего ума истиной, то есть Словом Божиим. Меч духовный – это тоже Слово Божие. Когда наш разум препоясан Словом Божиим, мы сможем пользоваться мечем духовным – Словом Божиим. Как мы можем пользоваться этим мечем? Говоря вслух Божье Слово, когда встречаемся с искушениями диавола. Так делал Иисус Христос.
Когда диавол искушал Божьего Сына, тот отражал его искушения, говоря слово Божие (Матфея 4:1-11). Иисус использовал духовный меч – Слово Божие для Своей победы над диаволом. Но чтобы пользоваться Словом Божьим, как духовным мечем, нужно изучать это Слово и запоминать его. Если у вас не было такой привычки до сих пор, начните делать это с сегодняшнего дня. Внимательно читайте Библию. Старайтесь запоминать её истории и поучения. Изучайте наизусть Божьи заповеди и главные стихи из Библии. Наполняйте свой разум, своё сердце Словом Божиим. Это очень важно:
Пс.118:9,11 «Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему.
В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою».
7. Молитва духом
Завершает Апостол Павел список духовного оружия христианина словами о молитве духом:
Еф.6:18 «Всякою молитвою и прошением МОЛИТЕСЬ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ДУХОМ, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».
Хотя, говоря эти слова, он не сравнивает молитву духом ни с какой частью вооружения римского воина, но зная об этом вооружении, мы можем провести некоторые параллели. Единственная часть вооружения римского воина, которую не упоминает апостол Павел – это дротик. Дротик – это было особое метательное копье, бывшее на вооружении каждого римского легионера. Это метательное копье ещё называлось «пилум».
Метательное копье было оружием, которым римские солдаты поражали много противников в самом начале битвы, ещё до того, как они подходили к вражеским войскам вплотную для рукопашного боя, где использовались мечи. Вполне возможно, что, говоря о молитве духом, Павел подразумевал, что она является своего рода «духовным метательным копьём», поражающим противника на расстоянии.
Если бы верующие люди поняли важность молитвы духом, и использовали эту молитву в своей духовной брани, им было бы намного легче бороться с врагом. Молитва может наносить поражение наших духовным врагам на расстоянии, ещё прежде, чем мы вступим с ними в близкую битву, где нужно использовать духовный меч, и другое вооружение для защиты.
Если в древности метательные копья и не поражали врагов полностью, то, по крайней мере, они сильно ослабляли силы врагов ещё до начала рукопашного боя. Возможно, молитва и не избавит нас полностью от нападений диавола и его духов злобы, но она может значительно ослабить силы наших врагов и их способность вредить нам. Таким образом, молитва может значительно увеличить наши шансы на победу в духовной брани.
Молитва является очень важной частью нашего духовного оружия. Апостол Павел пишет, что мы должны молиться во всякое время духом. Апостол Иуда также писал верующим о важности такой молитвы, но он называл её молитвой Духом Святым:
Иуд.1:20-21 «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, МОЛЯСЬ ДУХОМ СВЯТЫМ, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни».
При такой молитве духом Дух Святой даёт нашему духу молитвенные слова, которые мы произносим своими устами. Апостол Павел объяснял верующим в Коринфе, что молитва духом – это молитва на ином языке, при которой наш дух молится, но ум остаётся без плода. То есть, эта молитва не является плодом нашего ума. Она является плодом нашего духа в единении с духом Божьим:
1Кор.14:14-15 «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом».
1Кор.6:17 «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом».
Рим.8:26-27 «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией».
Иисус Христос учил, что говорение на иных языках будет особым сверхъестественным знамением, которое будет сопровождать уверовавших в Него. Все верующие должны быть крещены Духом Святым со знамением иных языков:
Мар.16:17-18 «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; БУДУТ ГОВОРИТЬ НОВЫМИ ЯЗЫКАМИ; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».
Деян.2:38-39 «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; И ПОЛУЧИТЕ ДАР СВЯТОГО ДУХА. ИБО ВАМ ПРИНАДЛЕЖИТ ОБЕТОВАНИЕ и детям вашим И ВСЕМ дальним, КОГО НИ ПРИЗОВЕТ ГОСПОДЬ БОГ НАШ».
Деян.10:45-46а «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что ДАР СВЯТОГО ДУХА ИЗЛИЛСЯ И НА ЯЗЫЧНИКОВ, ИБО СЛЫШАЛИ ИХ ГОВОРЯЩИХ ЯЗЫКАМИ И ВЕЛИЧАЮЩИХ БОГА».
Деян.19:5-6 «Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6и, когда Павел возложил на них руки, НИСШЕЛ НА НИХ ДУХ СВЯТЫЙ, И ОНИ СТАЛИ ГОВОРИТЬ ИНЫМИ ЯЗЫКАМИ И ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ».
Итог
Хотим ли мы этого или нет, но мы, верующие люди, находимся на духовной войне. У нас есть очень опасные враги, которые желают нашей погибели. Мы обязаны вести постоянную духовную брань. Этими врагами являются грех, плоть, мир, диавол и его духи злобы.
Для того чтобы победить в духовной брани, Господь предлагает нам взять Его всеоружие, чтобы противостать врагам, и, всё преодолевши, устоять.
Духовным оружием христианина является: пояс истины, броня праведности (броня веры и любви), обувь готовности благовествовать мир, щит веры, шлём (надежды) спасения, меч духовный – Слово Божие, и также молитва духом, то есть молитва на иных языках, которая ещё называется в Библии молитва Духом Святым. Взяв это всеоружие Божие и пользуясь им, мы всегда сможем быть победителями в нашей духовной брани.
2Кор.10:3-5 «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».
Что же является этим оружием для нашей духовной брани? Давайте более подробно рассмотрим, как Апостол Павел писал об этом в Послании к Ефесянам.
1. Пояс истины
Первым оружием ученика Иисуса Христа, которое Павел упоминает в Послании к Ефесянам 6:14, является истина. Павел пишет, что мы должны препоясать наши чресла истиною. Следовательно, истина является духовным поясом ученика Иисуса Христа:
Еф.6:13-14 «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, ПРЕПОЯСАВ ЧРЕСЛА ВАШИ ИСТИНОЮ и облекшись в броню праведности».
Пояс был очень важной частью вооружения древнего воина. Пояс удерживал одежду в правильном месте. Пояс скреплял, поддерживал и сохранял от растяжения и повреждения мышцы туловища воина. На поясе также висел меч воина, которым он должен был пользоваться в битве. Истина – это наш пояс. Что такое истина? Чтобы ответить на это вопрос, нам нужно прочитать часть молитвы Иисуса Христа, записанной в 17-й главе Евангелия от Иоанна:
Иоан.17:17 «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина».
Итак, Слово Божие является истиной. Именно Словом Божиим мы должны препоясать наши чресла. Но о каких именно чреслах идёт речь? Ответ на это дан в Первом Послании Петра:
1Пет.1:13 «Посему, [возлюбленные,] ПРЕПОЯСАВ ЧРЕСЛА УМА ВАШЕГО, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа».
Итак, если мы хотим быть победителями в духовной борьбе, то должны препоясать чресла нашего ума истиной – Словом Божиим. Нужно читать Библию – Слово Божие, нужно запоминать то, что написано в Библии, нужно учить наизусть стихи из Библии. Наш ум должен быть препоясан Словом Божиим. Наше мышление должно быть сформировано Словом Божиим. Без этого наша духовная брань никогда не будет успешной, и мы никогда не сможем стать победителями.
2. Броня праведности
Следующей частью нашего духовного вооружения является броня праведности:
Еф.6:14 «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности».
Броня охраняет тело воина, особенно его грудь и сердце от вражеских ударов. Как мы можем одеться в броню праведности? Мы получаем праведность от Бога не за наши дела, а по вере в Иисуса Христа:
Рим.3:20-24 «Потому что ДЕЛАМИ ЗАКОНА НЕ ОПРАВДАЕТСЯ ПРЕД НИМ НИКАКАЯ ПЛОТЬ; ибо законом познается грех. Но НЫНЕ, НЕЗАВИСИМО ОТ ЗАКОНА, ЯВИЛАСЬ ПРАВДА БОЖИЯ, о которой свидетельствуют закон и пророки, ПРАВДА БОЖИЯ ЧЕРЕЗ ВЕРУ В ИИСУСА ХРИСТА ВО ВСЕХ И НА ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, ПОЛУЧАЯ ОПРАВДАНИЕ ДАРОМ, ПО БЛАГОДАТИ ЕГО, ИСКУПЛЕНИЕМ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ».
Рим.3:28 «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона».
Рим.4:3 «Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность».
Рим.4:23-25 «А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».
Итак, мы получаем оправдание, то есть становимся праведными пред Богом через веру в Иисуса Христа. Но чтобы продолжать быть праведными после оправдания, нам нужно праведно жить, исполняя Божьи заповеди:
Откр.22:11 «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; ПРАВЕДНЫЙ ДА ТВОРИТ ПРАВДУ ЕЩЕ, и святый да освящается еще».
Втор.6:25 «И в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам».
Именно такую практическую праведность имел в виду Апостол Павел, когда писал ефесским христианам (а также всем нам), облечься в броню праведности. Откуда мы это знаем? Павел писал о важности для христиан быть одетыми в броню не только в Послании к Ефесянам, но и в 1-м Послании к Фессалоникийцам. Но в этом Послании он называет эту броню не броней праведности, а броней веры и любви:
1Фесс.5:8 «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в БРОНЮ ВЕРЫ И ЛЮБВИ и в шлем надежды спасения».
Мы получаем праведность не по нашим делам, а по вере в Иисуса Христа. Но если мы действительно верим в Иисуса Христа, и если мы действительно получили оправдание, праведность от Бога, благодаря этой вере, то это должно проявиться в нашей жизни. Наша вера должна действовать любовью, должна быть проявлена в делах любви к Богу и ближнему, в соблюдении Божиих заповедей. Мы сможем быть по-настоящему праведными пред Богом и одетыми в броню праведности только тогда, когда наша вера будет действовать любовью:
Гал.5:6 «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но ВЕРА, ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛЮБОВЬЮ».
Вера, действующая любовью, является нашей броней праведности, нашей надёжной защитой от врага:
Прит.10:2 «Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти».
Прит.11:4 «Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти».
Напомним, что слово «правда» в вышеприведённых текстах использовано в смысле «праведность».
3. Обувь готовности благовествовать мир
Далее, описывая оружие христианина, Апостол Павел говорит так:
Еф.6:15 «и обув ноги в готовность благовествовать мир».
Готовность благовествовать мир, то есть готовность проповедовать людям Евангелие о примирении человека с Богом через Иисуса Христа, является нашей духовной обувью. Апостол Павел написал об Апостольском служении такие слова:
2Кор.5:18-21 «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».
Не только Апостолы, Евангелисты или другие служители должны быть готовыми благовествовать мир. Готовыми к этому должны быть все христиане. Одетым во всеоружие Божие должен быть каждый христианин. О готовности говорить людям о своей вере Павел писал и в других Посланиях. Об этом же писал также Апостол Пётр:
Кол.4:5-6 «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому».
1Пет.3:15 «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».
Откуда мы можем взять эту готовность? От изучения Священного Писания. От чтения и запоминания Слова Божия. От изучения основ нашей веры. Помочь нам быть готовыми давать отчёт в своём уповании могут также более опытные и зрелые в вере братья, и сёстры. Общение с ними может укрепить нашу веру и нашу готовность делиться своей верой с другими. Также, эта готовность приходит от нашего личного опыта. Чем больше мы говорим с людьми о нашей вере, тем более опыта в этом приобретаем.
4. Щит веры
Следующая часть нашего вооружения – это щит веры:
Еф.6:16 «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого».
Щит римского воина был очень большим. Им можно было защитить всё тело от стрел и копий врагов. Очень часто в древности воины наматывали горящее вещество на концы своих стрел и копий, зажигали их, и затем пускали их в противника. Такое оружие ранило, обжигало и убивало. Единственной надёжной защитой от этого был щит. Он останавливал и угашал раскалённые стрелы. Броня тоже была защитой от стрел, но броня не защищала всего тела так, как щит, она защищала только грудь воина. Наш щит – это твёрдая вера в всемогущего и благого Бога.
Что такое раскалённые стрелы лукавого (диавола), которые он посылает на нас? Это могут быть: искушения (1Пар.21:1, 1Пет.4:12-16, 1Кор.7:5), обвинения (Рим.8:33, Откр.12:10), сомнения (Бытие 3:1-7), болезни и несчастья (Иов.1:9-19, 2:1-7).
Всё это сатана может обрушить на нас очень внезапно и неожиданно, точно так, как стрела прилетает внезапно. Полёт стрелы очень быстрый, и не всегда видно, когда она летит в воздухе. О выпущенной стреле воин узнаёт только тогда, когда она уже попала в тело, вонзилась в щит, или отскочила от щита.
Чтобы диавол не мог поразить нас своими внезапными раскалёнными стрелами, наш щит всегда должен быть наготове. Мы всегда должны иметь твёрдую непоколебимую веру в Бога, независимо от обстоятельств. Мы всегда должны полностью доверять Богу и Его словам. Апостол Иаков писал, что если мы будем противостоять диаволу, то он убежит от нас. Апостол Пётр написал, что мы должны противостоять диаволу твёрдою верою:
Иак.4:7 «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас».
1Пет.5:8-9 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».
Откуда приходит вера? Где нам взять веру, если её у нас нет? Как нам укрепить нашу веру, если она очень маленькая? Апостол Павел написал в Послании к Римлянам такие слова:
Рим.10:17 «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».
Вера приходит к нам, когда мы внимательно слушаем то, что Бог хочет сказать нам через Своё Слово. Мы видим, насколько Слово Божие важно в нашей жизни и в нашей духовной брани. Без пребывания в Слове Божием, без наполнения себя этим Словом, и без веры, которая приходит от этого Слова, мы не будем способны противостоять диаволу и устоять в духовной битве.
5. Шлём спасения
Далее, Апостол Павел пишет нам, что мы должны взять шлём спасения:
Еф.6:17 «и ШЛЕМ СПАСЕНИЯ возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».
В 1-м Послании к Фессалоникийцам Апостол Павел называет этот шлём христианина «шлём надежды спасения»:
1Фесс.5:8 «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в ШЛЕМ НАДЕЖДЫ СПАСЕНИЯ».
Шлём защищает голову воина. Шлём надежды спасения защищает наш разум от атак диавола. Диавол может атаковать наш разум сомнением в Божьем спасении, в Божьем прощении, в Божьей способности сохранить нас для Его Царства. Как мы можем надеть этот шлём? Наполняя наш разум обетованиями Слова Божьего, которые говорят о Божьей любви к нам, о Божьем прощении, когда мы каемся, о Божьей верности и способности сохранить нас для Своего Царства. Давайте прочитаем несколько из этих обетований:
1Иоан.4:16 «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
1Иоан.1:9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
Иуд.1:24-25 «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь».
1Фесс.5:23-24 «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие».
2Тим.4:18 «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь».
Для того, чтобы наш разум был защищён шлёмом надежды спасения, мы должны верить в те слова Священного Писания, которые приведены выше, и также другие, подобные им. Мы должны наполнять свой разум этими обетованиями Божиими, и исповедовать их своими устами, когда диавол атакует нас сомнением в Божьей верности и в Божьем спасении. Поступая так, мы будем одеты в шлём спасения.
6. Меч духовный
Вместе со шлёмом спасения Апостол Павел пишет ещё об одном важном оружии христианина – о духовном мече, которым является Слово Божие:
Еф.6:17 «и шлем спасения возьмите, и МЕЧ ДУХОВНЫЙ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ СЛОВО БОЖИЕ».
Слово Божие является не только оружием защиты, но и оружием нападения. В 1-м Послании Иоанна сказано, что сила юношей заключается в том, что в них пребывает Слово Божие. Благодаря этому они сильны, и благодаря этому они победили лукавого, то есть диавола:
1Иоан.2:14 «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я НАПИСАЛ ВАМ, ЮНОШИ, ПОТОМУ ЧТО ВЫ СИЛЬНЫ, И СЛОВО БОЖИЕ ПРЕБЫВАЕТ В ВАС, И ВЫ ПОБЕДИЛИ ЛУКАВОГО».
Как мы уже не раз повторяли в этой главе, Слово Божие очень важно для нашей победы в духовной войне. В стихе, который мы рассматриваем (Еф.6:17), Апостол Павел называет Слово Божие нашим духовным мечем. Он призывает нас взять этот меч и пользоваться им. Помните, когда мы говорили о поясе истины, то сказали, что меч воина висит на его поясе? Истина – это слово Божие. Мы должны препоясать чресла нашего ума истиной, то есть Словом Божиим. Меч духовный – это тоже Слово Божие. Когда наш разум препоясан Словом Божиим, мы сможем пользоваться мечем духовным – Словом Божиим. Как мы можем пользоваться этим мечем? Говоря вслух Божье Слово, когда встречаемся с искушениями диавола. Так делал Иисус Христос.
Когда диавол искушал Божьего Сына, тот отражал его искушения, говоря слово Божие (Матфея 4:1-11). Иисус использовал духовный меч – Слово Божие для Своей победы над диаволом. Но чтобы пользоваться Словом Божьим, как духовным мечем, нужно изучать это Слово и запоминать его. Если у вас не было такой привычки до сих пор, начните делать это с сегодняшнего дня. Внимательно читайте Библию. Старайтесь запоминать её истории и поучения. Изучайте наизусть Божьи заповеди и главные стихи из Библии. Наполняйте свой разум, своё сердце Словом Божиим. Это очень важно:
Пс.118:9,11 «Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему.
В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою».
7. Молитва духом
Завершает Апостол Павел список духовного оружия христианина словами о молитве духом:
Еф.6:18 «Всякою молитвою и прошением МОЛИТЕСЬ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ДУХОМ, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».
Хотя, говоря эти слова, он не сравнивает молитву духом ни с какой частью вооружения римского воина, но зная об этом вооружении, мы можем провести некоторые параллели. Единственная часть вооружения римского воина, которую не упоминает апостол Павел – это дротик. Дротик – это было особое метательное копье, бывшее на вооружении каждого римского легионера. Это метательное копье ещё называлось «пилум».
Метательное копье было оружием, которым римские солдаты поражали много противников в самом начале битвы, ещё до того, как они подходили к вражеским войскам вплотную для рукопашного боя, где использовались мечи. Вполне возможно, что, говоря о молитве духом, Павел подразумевал, что она является своего рода «духовным метательным копьём», поражающим противника на расстоянии.
Если бы верующие люди поняли важность молитвы духом, и использовали эту молитву в своей духовной брани, им было бы намного легче бороться с врагом. Молитва может наносить поражение наших духовным врагам на расстоянии, ещё прежде, чем мы вступим с ними в близкую битву, где нужно использовать духовный меч, и другое вооружение для защиты.
Если в древности метательные копья и не поражали врагов полностью, то, по крайней мере, они сильно ослабляли силы врагов ещё до начала рукопашного боя. Возможно, молитва и не избавит нас полностью от нападений диавола и его духов злобы, но она может значительно ослабить силы наших врагов и их способность вредить нам. Таким образом, молитва может значительно увеличить наши шансы на победу в духовной брани.
Молитва является очень важной частью нашего духовного оружия. Апостол Павел пишет, что мы должны молиться во всякое время духом. Апостол Иуда также писал верующим о важности такой молитвы, но он называл её молитвой Духом Святым:
Иуд.1:20-21 «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, МОЛЯСЬ ДУХОМ СВЯТЫМ, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни».
При такой молитве духом Дух Святой даёт нашему духу молитвенные слова, которые мы произносим своими устами. Апостол Павел объяснял верующим в Коринфе, что молитва духом – это молитва на ином языке, при которой наш дух молится, но ум остаётся без плода. То есть, эта молитва не является плодом нашего ума. Она является плодом нашего духа в единении с духом Божьим:
1Кор.14:14-15 «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом».
1Кор.6:17 «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом».
Рим.8:26-27 «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией».
Иисус Христос учил, что говорение на иных языках будет особым сверхъестественным знамением, которое будет сопровождать уверовавших в Него. Все верующие должны быть крещены Духом Святым со знамением иных языков:
Мар.16:17-18 «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; БУДУТ ГОВОРИТЬ НОВЫМИ ЯЗЫКАМИ; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».
Деян.2:38-39 «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; И ПОЛУЧИТЕ ДАР СВЯТОГО ДУХА. ИБО ВАМ ПРИНАДЛЕЖИТ ОБЕТОВАНИЕ и детям вашим И ВСЕМ дальним, КОГО НИ ПРИЗОВЕТ ГОСПОДЬ БОГ НАШ».
Деян.10:45-46а «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что ДАР СВЯТОГО ДУХА ИЗЛИЛСЯ И НА ЯЗЫЧНИКОВ, ИБО СЛЫШАЛИ ИХ ГОВОРЯЩИХ ЯЗЫКАМИ И ВЕЛИЧАЮЩИХ БОГА».
Деян.19:5-6 «Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6и, когда Павел возложил на них руки, НИСШЕЛ НА НИХ ДУХ СВЯТЫЙ, И ОНИ СТАЛИ ГОВОРИТЬ ИНЫМИ ЯЗЫКАМИ И ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ».
Итог
Хотим ли мы этого или нет, но мы, верующие люди, находимся на духовной войне. У нас есть очень опасные враги, которые желают нашей погибели. Мы обязаны вести постоянную духовную брань. Этими врагами являются грех, плоть, мир, диавол и его духи злобы.
Для того чтобы победить в духовной брани, Господь предлагает нам взять Его всеоружие, чтобы противостать врагам, и, всё преодолевши, устоять.
Духовным оружием христианина является: пояс истины, броня праведности (броня веры и любви), обувь готовности благовествовать мир, щит веры, шлём (надежды) спасения, меч духовный – Слово Божие, и также молитва духом, то есть молитва на иных языках, которая ещё называется в Библии молитва Духом Святым. Взяв это всеоружие Божие и пользуясь им, мы всегда сможем быть победителями в нашей духовной брани.